Китай отправил первое грузовое судно в Европу по Северному морскому пути
Контейнеровоз Istanbul Bridge станет первым грузовым судном, которое проследует из Китая по Северному морскому пути в порты Европы. Об успешном запуске трансарктического маршрута объявило Центральное народное правительство КНР, указав в качестве пункта отправления провинцию Фуцзянь. При этом во вторник, 23 сентября, судно уже покинуло порт Нинбо-Чжоушань. Пунктом его назначения является британский Филикстоу.
«Восточно-китайская провинция Фуцзянь в воскресенье запустила первый грузовой маршрут в Европу по «Полярному шелковому пути». Контейнеровоз Istanbul Bridge покинул портовую зону Цзянъинь порта Фучжоу в воскресенье утром. Ожидается, что судно достигнет Европы через 19 дней по арктическому маршруту. <...> Этот маршрут предлагает экспортерам из Фуцзянь и соседних провинций более быстрый и эффективный канал доставки на европейские рынки таких товаров, как строительные материалы, текстиль и электромеханические изделия», – указано в официальном сообщении.
Также приводятся слова представителя компании Fuzhou Co., Ltd, который описал преимущества нового маршрута. Доставка товаров через арктические воды будет осуществляться на одну неделю быстрее, чем по китайско-европейским железнодорожным путям, и на 20 дней быстрее традиционных морских путей через Суэцкий канал и вокруг Мыса Доброй Надежды. Текущая доставка товаров судном Istanbul Bridge как раз совпадет с предрождественским периодом массовых покупок в городах Европы. В перспективе «Полярный шелковый путь» должен связать китайские торговые хабы Циндао, Далянь, Шанхай и Нинбо с портами Великобритании, Нидерландов, Германии, Польши. По данным сайта MarineTraffic.com, контейнеровоз 23 сентября покинул порт Нинбо-Чжоушань, расчетное время прибытия в Филикстоу – 12 октября.
Отметим, что китайские власти опубликовали план «Полярного шелкового пути» в 2018 году. Он предусматривал широкий доступ к природным ресурсам Арктики, в документе Китай фактически именовался «приарктическим государством». Однако весной 2025 года издание South China Morning Post указывало, ссылаясь на свои источники, что в КНР намерены пересмотреть эту политику из-за возможного соглашения о сотрудничестве России с США. Как ранее писал ТАСС, о запуске первого в истории транзитного рейса из Нинбо до европейских портов через Севморпуть заявил спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по вопросам Арктики Владимир Панов в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке.
Напомним, РБК Приморье сообщал, что грузопоток по восточному маршруту Северного морского пути (СМП) по итогам 2024 года вырос на 69%, а транзит – на 44%. В Минвостокразвития рассчитывают, что к 2030 году будет успешно достигнут целевой показатель в 100 млн т.