Импорт автомобилей, 30 окт, 05:21

Бизнес Приморья оценил риски запрета ввоза иномарок физлицами

«Прежде чем что-то регулировать, нужно в этом разобраться» – напоминают сенаторам игроки отрасли
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Дальневосточные бизнесмены неоднозначно отнеслись к инициативе сенаторов, которые хотят запретить автомобильным дилерам продавать машины, растаможенные на физических лиц. Одни заявляют, что это может подкосить отрасль, другие же считают, что юридические тонкости не позволят новой инициативе повлиять на работу посредников по ввозу иномарок.

Что хотят запретить на этот раз

В конце октября в Совете Федерации сформировали свои предложения в официальное письмо, которое направили в адрес правительства и Минпромторга РФ. По мнению представителей верхней палаты парламента, на рынке складывается негативный тренд – дилеры продают дорогие иномарки, которые фактически им, как юрлицу, не принадлежат. Как пишут «Известия», это с одной стороны бьет по потребителю, который лишается гарантийного обслуживания, а с другой по государству – оно недополучает коммерческий утильсбор. Напомним, что он кратно отличается от льготного, который рассчитывается таможней при ввозе автомобиля для личного пользования на физическое лицо.

Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов отметил в разговоре с изданием, что гарантия на такие транспортные средства не распространяется или дается частично, что нарушает права потребителей.

«Клиент, покупающий дорогой автомобиль, не может предъявить дилерам претензии в случае поломки, так как они фактически в сделке не участвуют, а выступают как поручитель или комиссионный магазин. По его словам, таким образом из-за границы поставляют тысячи дорогих автомобилей», – говорится в сообщении.

Компании, работающие по подобной схеме, эксперты называют «серыми» дилерами. Один из авторов обращения, член комитета СФ по регламенту Олег Земцов упоминает, что иномарки они ввозят не как юрлицо или ИП по схеме параллельного импорта, а под физическое лицо, якобы для собственных нужд.

«Предлагаемые нами изменения направлены, прежде всего, на наведение порядка в сфере реализации новых авто», – отметил сенатор.

Сомнительная схема

Поясняется, что «серые» дилеры либо ждут год, чтобы продать автомобиль без оплаты коммерческого утильсбора (требование уплаты сбора в полном объеме для физлиц при перепродаже импортированной машины ввели в августе 2023 года), либо предлагают привезти покупателю машину из-за границы по договору поручения.

«Серые» дилеры имеют ассортимент презентационных автомобилей на площадках, показывают их покупателям, но для экономии на утильсборе предлагают пригнать в точности такой же автомобиль из-за границы и оформить его уже на конечного покупателя по договору поручения», – рассказал председатель ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.

Отмечается, что компания при этом оказывает только услуги доставки машин, не несет ответственности за товар, не дает гарантии на технику, но берет комиссию. Иномарка растаможивается на будущего владельца, который экономит на утильсборе, но теряет возможность гарантийного обслуживания, так как дилер в этой схеме участвует только как посредник.

Как рассказал РБК Приморье представитель одного из дилерских центров BMW в Санкт-Петербурге, большинство машин от физлиц в центре (95%), принимаются по классическому договору купли-продажи, и продаются так же. В этом случае дилер несет полную ответственность. В остальных случаях компания принимает автомобили по агентскому или комиссионному договору.

«Если все пойдет по сценарию запрета дилерам продавать автомобили по договорам, исключающим ответственность за качество транспортных средств, например, по договорам поручения, то это ударит по небольшой части дилеров кто активно занимается комиссией. Те, кто выкупают-продают, не пострадают. Если все пойдет по сценарию «дилерам могут запретить продажу растаможенных на физлиц авто», то это прискорбно», – сказал собеседник агентства.

Что на Дальнем Востоке

Стоит отметить, что по агентскому договору машины под определенное физическое лицо привозят большинство компаний-посредников на Дальнем Востоке. Директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский в беседе с РБК Приморье отметил, что, называя «серыми» дилерами компании, которые привозят машины под заказ, под конкретного человека, авторы инициативы создают опасную ситуацию для дальневосточного бизнеса.

«Вместо того, чтобы регулировать рынок и создавать инфраструктуру, рабочие места, увеличивать поступления в бюджет, они просто застрелят целый кластер экономики. Это приведет к тому, что сборы в казну государства сократятся кратно. Потому что если физлицо не может обратиться к посреднику, чтобы приобрести автомобиль за границей, то куда ему идти? К заграничным компаниям?», – отметил эксперт.

Клатаевский считает, что инициатива в целом не лишена смысла, однако она нуждается в тщательной проработке. По его словам, некоторые дилеры действительно выкупают машины у «серых» продавцов, которые ввозят автомобили в Россию на физлиц, а затем продают с наценкой в салоне, как новую, предоставляя фэйковую гарантию. Дилер, как отметил эксперт, должен возить машины как юридическое лицо.

«Мы же являемся посредником, агентом, и оказываем агентские услуги. Берем за руку клиента, физическое лицо, и проводим его по всем этапам: находим поставщика за границей, перевозчика, таможенного представителя, готовим автомобиль. И за это берем свое агентское вознаграждение, с которого платим налоги за полученную прибыль. Это два совершенно разных кластера в одной большой отрасли. Как минимум, прежде чем что-то регулировать, нужно в этом разобраться. Чтобы регулировать правильно, а не карательно, как это в последнее время происходит», – заявил Клатаевский.

В отрасли уверены, что результатом подобных не до конца продуманных инициатив стало закрытие культового не только для Дальнего Востока, но и для всей России авторынка «Зеленый угол». Продавцы потеряли возможность зарабатывать деньги, а покупатели – ассортимент и возможность выбора.

«Рынок [коммерческой] продажи автомобилей умер, он заканчивает свое существование. Ставятся машины, привезенные в прошлом году, до повышения коммерческого утильсбора. Они до сих пор стоят, цены высокие, продаются неспеша. Большая часть Дальнего Востока сейчас работает на заказ. Если примут какие-то нововведения, это вряд ли коснется нашей деятельности, потому что тут нет продажи как таковой. Все так называемые дилеры выступают в роли агента, заключают агентский договор со своим клиентом. Машина оформляется сразу на покупателя, который, в большинстве случаев, оплачивает японскому продавцу или дилеру все платежи», – прокомментировал РБК Приморье директор компании-импортера автомобилей Carwin Дмитрий Забора.

Однако он уточнил, что оставшиеся на рынке игроки опасаются повышения льготного утильсбора, который применяется для физлиц. Его рост, которого все ждут, по мнению предпринимателя, негативно повлияет на рынок.

Напомним, в России с 2023 года активно идет процесс установки заградительных барьеров для дилеров и импортеров иномарок. В августе прошлого года правительство страны в несколько раз увеличило коэффициенты для расчета коммерческого утильсбора, а также ввело правило одного года – физлицо при перепродаже автомобиля, привезенного из-за границы меньше года назад под льготный платеж, обязано заплатить полную ставку сбора. Часто эта обязанность перекладывается на покупателя – эту проблему, возникшую из-за бреши в законодательстве, пытаются решить надзорные органы, таможня и Госавтоинспекция.

Ранее РБК Приморье писал, что российские власти вновь повысили утильсбор с 1 октября текущего года. И рост коэффициентов на этом не закончится, он будет поэтапным и продлится вплоть до 2030 года. Все это приведет к тому, что в новом десятилетии позволить себе автомобиль без пробега смогут только 5-7% россиян, и копить на него придется всю жизнь.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Прибыль 20% в долларах на акциях Казахстана. Как заработать на этом рынке
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Синдром плотного графика: зачем люди «забивают» свое расписание
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже