Приморский край, 31 окт 2023, 09:29

РЖД посчитали стоимость моста через Амур и трех тоннелей-дублеров

В компании уверены в целесообразности их строительства, однако некоторые эксперты не согласны
Читать в полной версии
Фото: РЖД

Третий этап расширения БАМа до 255 млн тонн к 2032 году обойдется дешевле, чем предшествующие. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты ОАО «РЖД», стоимость вторых Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей и моста через Амур оцениваются в 14 млрд руб. на добавленный млн т грузопотока против 28 млрд руб. в рамках реализуемого сейчас второго этапа расширения и 52 млрд руб. следующей фазы стройки. В компании проекты считают целесообразными, однако эксперты считают, что после проверки целевых показателей по итогам двух первых этапов модернизации Восточного полигона возможно без дальнейшего капитолоемкого строительства можно будет обойтись.

Модернизация БАМа производится в три этапа. Первый завершен, второй, до 180 млн т, должен завершиться в 2024 году. Предполагается, что третий этап разобьют на три подэтапа. Первый увеличит провозную способность до 197 млн т под грузы из Якутии, прежде всего, с Эльгинского угольного месторождения. Второй – до 210 млн тонн к 2030 году преимущественно под грузы Центральной России, Урала и Западной Сибири. Стоимость этого расширения составляет 1556,7 млрд руб., или 52 млрд руб. на миллион добавленных т. Третий этап предусматривает строительство тоннелей и моста, его предлагается реализовывать через механизм концессии или EPCF-контракт. Абсолютные затраты на эти сооружения — 622,2 млрд руб.

При этом после подэтапа 3.2 погрузка будет возможна в объеме 332,6 млн т, а оценочный спрос составляет 537,2 млн т. А для подэтапа 3.3 цифры составляют 384,5 и 552,5 млн т соответственно. Практически весь дополнительный спрос формируется за счет перевозок угля, преимущественно экспортных и в основном из Кемеровской области. Так как удельные затраты на строительство тоннелей и мостов низкие относительно остальных этапов, их строительство РЖД считает целесообразным.

Однако с этим согласны не все. Источник «Ъ» в финансово-экономическом блоке правительства считает, что дальнейшего расширения БАМа и Транссиба не требуется до тех пор, пока не изменена тарифная модель перевозчика. Магистрали, по его словам, увеличиваются исключительно ради угля, но перевозки энергетического угля, убыточные для «РЖД», следует убрать. Вместо это в Кемеровской области необходимо организовать мощности по обогащению угля, чтобы повысить рентабельность экспорта при сокращении его тоннажа. Или пересмотреть тарифную модель и резко увеличить перевозки энергетического угля по железной дороге.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что пока невозможно адекватно оценить резервы провозной мощности Восточного полигона, есть риски перерасхода денег и ошибок в приоритизации проектов капитального строительства. Он также отмечает, что некоторые проекты до сих пор под вопросом – например, для Северомуйского тоннеля-2 есть менее дорогостоящие альтернативы. К тому же, нужно дождаться окончания строительства Тихоокеанской железной дороги – это частные пути «Элси» от Эльгинского месторождения до побережья Охотского моря. Тогда и правительство сможет сравнить и оценить эффективность РЖД как оператора строительства инфраструктурных объектов.

Ранее РБК Приморье сообщал, что третий этап модернизации Транссиба и БАМа начнется в 2024 году.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.

Pro
«Стесняюсь сказать»: 38 готовых фраз на все случаи жизни
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Чем запомнился год председательства России в БРИКС
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist