Приморский край, 30 ноя 2023, 03:08

Счетная палата: «Аврора» не выполнила треть субсидируемых рейсов в ДФО

Проверка аудиторов выявила нарушения в исполнении программы льготных перелетов
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Аудиторы Счетной палаты РФ нашли нарушения в работе дальневосточной авиакомпании «Аврора». В отчете, который ведомство подготовило по итогам аудита мер господдержки малой авиации, говорится, что в прошлом году перевозчик не выполнил 32,4% перелетов по льготным субсидируемым маршрутам. При этом деньги за них «Аврора» получила.

Речь идет о госсредствах, предусмотренных постановлением № 1172. Согласно документу, взять на себя выполнение субсидируемых маршрутов в ДФО может только та компания, в составе учредителей или акционеров которой есть представители двух и более дальневосточных регионов.

«Указанным условиям отбора соответствует только АО «АК «Аврора», которое регулярно не выполняет установленное количество льготных рейсов по отдельным маршрутам. Это не позволяет обеспечить необходимый уровень доступности льготных авиаперевозок для населения. По итогам 2021 года по отдельным маршрутам не выполнено 327 рейсов, в 2022 году – 1 516 рейсов», – говорится в отчете аудиторов.

Соглашение, заключенное с «Авророй», предусматривало покрытие в прошлом году 4 684 льготных рейса в различные города Дальнего Востока. Между тем, авиакомпания не выполнила 32,4% перелетов, которые были запланированы, но получила за них финансирование.

Согласно таблице, приведенной в отчете, «Аврора» совсем не летала в направлении Красноярск – Комсомольск-на-Амуре, по плану перевозчик должен был выполнить 124 рейса, по маршруту Улан-Удэ – Агинское, план – 90 рейсов. Кроме того, всего 72 перелета из запланированных 282 выполнено на рейсе Анадырь – Петропавловск-Камчатский, 90 из запланированных 300 полетов – на направлении Комсомольск-на-Амуре – Южно-Сахалинск.

Вместе с тем, авиакомпания в 2022 году получила от Росавиации субсидии на 1,06 млрд руб. на рейсы, не предусмотренные к выполнению соглашением с ведомством. То есть, по одним заявленным направлениям с субсидией перевозчик летает меньше, чем положено, по другим — больше.

Счетная палата нашла нарушения при исполнении соглашения и в текущем году. Перевозчик не открыл продажи билетов по специальным тарифам по маршрутам Кавалерово – Хабаровск (предусмотрено соглашением 212 рейсов), Благовещенск – Якутск (136 рейсов), Владивосток – Курильск (108 рейсов). Кроме того, на дату завершения проверки (август 2023) «Аврора» не продавала билеты по всем субсидируемым маршрутам с ноября по декабрь текущего года.

Еще одним нарушением в Счетной палате посчитали отсутствие согласованной финмодели «Авроры». Действующая финансовая модель предусматривает, что рентабельность субсидируемых авиаперевозок должна составлять 0%. Однако по итогам 2022 года чистая прибыль авиакомпании от данного вида деятельности составила 779,6 млн руб., или 13,2% суммы субсидии. Проблемой аудиторы также посчитали завышение суммы необходимой поддержки в момент расчетов. Например, перевозчик для заявки на субсидии учитывает собственный авиапарк, а фактически перелеты выполняют другие авиакомпании по код-шеринговым соглашениям на более «дешевых» самолетах.

«Для расчета суммы субсидии по маршруту Хабаровск – Зея (с посадкой в Благовещенске) АО «АК «Аврора» использован тип судна DCH-8, в результате сумма субсидии на один парный рейс в 2022 году составила 2,1 млн руб. При этом в рамках соглашений «код-шеринг/блок мест» с ООО «Сибирская Легкая Авиация» и АО «Авиакомпания «Ангара» стоимость парного рейса составила 1,2 млн и 1,7 млн руб. соответственно (авиакомпании используют воздушные суда Л-410 и Ан-24). В результате завышение стоимости парного рейса по данному маршруту в 2022 году составило 0,9 млн и 0,4 млн руб. соответственно (расчетно). Общее завышение субсидии за 2022 год составило 127,9 млн руб.», – сказано в отчете.

Как пишет РБК, в Росавиации знакомы с отчетом Счетной палаты, «специалисты агентства проверяли деятельность перевозчика в рамках этого постановления». В агентстве отметили, что планируется заключить допсоглашение с «Авророй», которое уточнит показатели, необходимые для достижения результата предоставления субсидий в 2023 году.

Ранее РБК Приморье сообщал, что в проекте федерального бюджета на три следующих года на субсидии для авиакомпании «Аврора» заложили больше 20,4 млрд руб. На осуществление авиаперевозок по социально значимым маршрутам ДФО на 2024 и 2025 годы выделено по 6,7 млрд, на 2026 – больше 7 млрд. руб. В текущем госбюджете субсидии для авиакомпании на 2024-2025 годы были запланированы в большем размере – по 7,7 млрд руб.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
Агрессивный маркетинг в рекламе. Что за него грозит бизнесу
Pro
Старение — главная причина смерти: 11 научных способов продления жизни
Pro
Спасение выгоревших рекрутеров и еще 7 задач HR на 2025 год
Pro
«Синяя стена рушится». Почему IТ-миллиардеры хотят возвращения Трампа
Pro
Входные бонусы и «пакеты релоканта»: чем мотивируют топ-менеджеров сейчас
Pro
Как обосновать сделку с фирмой, которую налоговая считает «однодневкой»
Pro
«Нет растущего тренда». Что будет с рынком акций до конца 2024 года
Pro
Прокуратура забирает у собственников предприятия. Но есть шанс их вернуть