Приморский край, 22 июл, 00:01

«Власть не имеет права обижаться»: зачем Демешину «комменты» в соцсетях

На что идут бюджетные деньги, зачем нужен закон о публичной власти, и во что инвесторы вложили миллиарды, рассказал врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин
Читать в полной версии
Фото: правительство Хабаровского края

Модернизация портов Ванино и Советская Гавань станут основными задачами в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры Хабаровского края на ближайшие годы. Кроме того, на территории региона построят второй мост через Амур и новый Кузнецовский тоннель, а в 2026 году электрифицируют железнодорожные пути вплоть до Охотского моря. О реализации крупных проектов и решении социально-бытовых проблем жителей рассказал врио губернатора Хабаровского края в эксклюзивном интервью РБК Приморье.

Видео: РБК Приморье

– Дмитрий Викторович, с начала вашего руководства краем правительство региона покинуло уже несколько высокопоставленных чиновников. Некоторые СМИ называют это чистками, а как обстоят дела на самом деле?

– Я не дам вам сенсации. В большинстве своем люди в правительстве работают опытные и профессиональные. Более того, на выход мы пока отправили только одно должностное лицо, которое не соответствовало компетенции. Несколько человек действительно ушли, потому что сами для себя приняли такое решение: [поняли], что не готовы работать в этом темпе. Большинство членов правительства Хабаровского края – это люди, у которых есть чему поучиться, и я, в том числе, учусь у них, потому что пришел с наработками в других компетенциях. Я оцениваю людей по делам. Тех профессионалов, которые знают свое дело, переживают за край, дают наглядный результат для экономики и граждан, я, конечно, буду поддерживать. Мы будем их растить, но поблажек при бездействии давать никому не будем.

– В бытность вашего кураторства Дальнего Востока от главного надзорного органа – Генпрокуратуры – вы как-то реже критиковали чиновников, чем на месте главы региона. Можно сказать, что теперь у вас появился карт-бланш?

– Нет, карт-бланша у меня нет. Я бы не назвал это карт-бланшем. Уверенность в правильности выбранного пути и справедливости отстаивания интересов людей дает силы для свершений. Я не могу сказать, что я реже стал критиковать. Если посмотреть на мою работу в статусе заместителя генерального прокурора, да и в других статусах, то к чиновникам, которые не способны защищать людей, я всегда относился категорически. Другой вопрос, что должна быть обратная связь. На самом деле первична именно она. Люди имеют право критиковать власть, ставить задачи перед властью, потому что власть – это инструмент развития общества. А власть, в том числе и я, не имеет права обижаться.

– Как вы сейчас получаете обратную связь? Я слышал, что ЦУР Хабаровского края резко стал очень загруженным местом.

– Да, совершенно верно. Мы открыли комментарии во всех моих аккаунтах. Очень много критических комментариев, и мы с ними работаем.

– Запросов от граждан, конечно, много, но какие, по вашему мнению, главные болевые точки у Хабаровского края? О каких из них вы знали, работая в статусе замгенпрокурора, а о каких узнали уже в должности врио губернатора?

– Мне не пришлось долго вникать в те проблемы, которые имеются на территории Дальнего Востока в целом и Хабаровского края в частности. Я их курировал – и Сибирь, и Дальний Восток. Это транспортная инфраструктура, здравоохранение, состояние дорог и дворовых территорий. У нас сложно попасть к врачам – к узким специалистам. Есть масса медпрепаратов, для которых и в ФОМС, и в региональном бюджете имеются деньги, но закупочные процедуры не были проведены своевременно, как следствие, люди раздражены, потому что де факто они не имеют лекарств. Ямы на дорогах, отсутствие горячей воды, все, что связано с аварийным состоянием домов, с ЖКХ – это муниципальные полномочия. Ничто не мешает мне с них спросить. Новый закон о публичной власти позволяет мне спросить с глав органов местного самоуправления, как они реализуют полномочия, и, в интересах людей, поставить задачи. Масса вопросов по перезагрузке концессионных соглашений: у нас не строятся те же школы, тот же кампус. Наша обязанность, и моя в том числе, – обеспечить сроки и качество строительства важнейших социальных объектов, сделать так, чтобы из нашей жизни ушли такие понятия как «долгострой» и «долгоплан». Это – моя прямая обязанность и правительства Хабаровского края.

– Не секрет, что финансовое обеспечение муниципалитетов, как и их полномочия – тема очень тонкая. К примеру, муниципалитет не всегда может выделить деньги на дороги: у него такая собираемость налогов или такая налоговая база, что хватает буквально на поддержание штанов. Как эту проблему будем решать? Чиновник, как мне кажется, здесь не виновен.

– Во-первых, муниципалитет муниципалитету рознь. Есть городские агломерации, у которых немаленький бюджет и которые должны эффективно его наполнять и администрировать. У нас, например, ряд участков находится под арендой, и арендаторы за это не платят. Вот вам, пожалуйста, форма наполняемости муниципального бюджета. Особенно там, где есть с чего платить: это магазины, промышленные центры. Поэтому, конечно, есть, что подтянуть во внутренней работе муниципалитетов. Там, где таких возможностей нет, мы, конечно, добавляем. Уверяю вас, там соотношение в сторону краевого бюджета – берем на себя. Но опять же: бюджет края — это тоже не безразмерная кубышка. Поэтому мне важно не только раздать весь бюджет, но и спросить за исполнение гарантийных обязательств. Построили дорогу, у нее четыре года гарантии. И люди справедливо задают вопрос: почему эта дорога развалилась через год? А у меня, соответственно, возникает вопрос к заказчику: что же ты делал, дорогой товарищ? Почему ты не спрашиваешь с подрядчика, и почему он за свой счет не восстанавливает дорогу?

– Дело с провальными концессионными стройками захватило, в общем-то, весь юг Дальнего Востока. Как сейчас обстоят дела в Хабаровском крае? Прежние концессии расторгнуты. Появился ли новый концессионер?

– Концессии не расторгнуты, возбуждены уголовные дела. Это действительно имеет место быть. И мы сейчас как раз пытаемся найти новых концессионеров, которые бы зашли на уже имеющиеся концессии. Вопрос сложный, потому что де факто школы не строятся, а деньги предыдущему концессионеру перечислены. Мы разбираемся с этой историей.

– Некоторые вопросы – это, действительно, игра вдолгую, но, тем не менее, увидят ли жители Хабаровского края какие-то решения, условно, до начала осени? Какие проблемы можно решить достаточно быстро?

– Благодаря вниманию общественности мы исправляем ситуацию с инсулином, точнее, уже исправили на самом деле. Мы наполнили аптеки лекарственными препаратами, которых не хватало. Приводим в порядок дороги. Да, есть долгие – те, которые строятся по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», это на несколько лет. Но там мы, например, ввели ночные работы. Есть и быстрые решения – это ямочный ремонт. До конца лета должны решиться и решатся вопросы с дамбой в Хабаровске, с набережной в Комсомольске-на-Амуре. Постепенно – это уже более сложные вопросы, которые были предметом моего обсуждения с федеральными министрами – [решится вопрос] с онкоцентром и детским больничным комплексом в Комсомольске-на-Амуре. Кроме того, Юрий Петрович Трутнев, с которым я встречался и просил о поддержке, выделил почти 700 млн руб. на приведение 85 дворов края в порядок.

– Давайте все-таки перейдем к экономике, как мы любим. Какие проблемы и перспективы в этой сфере есть у Хабаровского края?

– Реально эффективно работают территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. В крае в практической фазе находятся 130 проектов с инвестициями более 532,2 млрд рублей, из них по 60 проектам уже приступили к выпуску продукции и оказанию услуг. Создано более 11 тыс. рабочих мест. Это конкретные люди, конкретные деньги, которые поступают в бюджет, это работа нашего бизнеса. В 2023 году вложения составили 87 млрд рублей. Это в 1,3 раза больше, чем в 2022 году (66,2 млрд. рублей). В первом квартале 2024-го – более 24,5 млрд рублей. Построены и расширяются мощности Восточной газопроводной системы, эксплуатируется система ВСТО, опережающими темпами идет модернизация Восточного полигона РЖД. Строится Тихоокеанская железная дорога – огромный частный проект. И это тоже очень важно. Мощности по перевалке грузов в порту Ванино уже введены в эксплуатацию. Создан гидрометаллургический комбинат в Амурске, освоены золоторудные месторождения в Перевальном, Полянке, Кутынском. Модернизация Солнечной обогатительной фабрики позволила увеличить мощности по переработке до 240 тыс. тонн руды в год, объем производства олова в концентрате до 1,2 тыс. тонн, возобновить производство медного концентрата. В модернизацию инвестировано 1 210,2 млн рублей, дополнительно создано 159 рабочих мест.

Для нас очень важно поддерживать переработку, поэтому реализуется большая программа по обогащению угля. На территории Хабаровского края находится Малмыжское месторождение - самое крупное в Российской Федерации. По запасам меди оно может быть отнесено к месторождению мирового уровня. Я убежден, что этот проект тоже даст дополнительный импульс экономике.

Однако на фоне усилившейся транзитной и ресурсной специализации региона проступили проблемы. Рядом с мощной инфраструктурой, природно-ресурсными предприятиями новые технологичные промышленные предприятия почти не создаются. В 2023 году инвестиционные вложения составили 418 млрд руб. Порядка 80 % из них направлены на инфраструктурное развитие и в добычу полезных ископаемых. Мы видим низкую степень инвестиционной активности в обрабатывающей промышленности, туризме и индустрии гостеприимства, сельском хозяйстве.

На смещение приоритета экономической политики края в сторону развития новых высокотехнологичных промышленных производств направлена Хартия промышленного технологического суверенитета и импортозамещения. Будем внедрять в производство Хабаровского края научные инновации, поддерживать предприятия в цифровой трансформации и развивать их кадровый потенциал. Для этого создадим специальные режимы поддержки межотраслевой кооперации, формирования региональных цепочек поставок, создания промышленных и технологических парков.

– Если говорить еще об одной перспективной отрасли экономики вашего региона – о логистике, как там обстоят дела? Это и железная дорога, и главные автомобильные трассы, и северные порты.

– Наши задачи в этой части – модернизация портов Ванино и Советская Гавань, потому что это – опорный международный морской узел. Необходимо проложить дорогу к пункту пропуска на острове Большой Уссурийский. Это тоже задача, которую мы будем решать в ближайшие годы. Она носит стратегический характер. Совместно с Народным правительством провинции Хэйлунцзян развивается транспортная инфраструктура с той стороны: возобновлена работа пунктов пропуска Хабаровск (пассажирское направление Хабаровск – Фуюань), грузовое направление Хабаровск – Тунцзян и смешанный пункт пропуска Покровка (Покровка – Жаохэ). Это уже действующие пункты пропуска. Конечно, транзит грузов в направлении портов Ванино, Советская Гавань, КНР – это то, что нам следует развивать. Могу привести цифры: по итогам 2023 года грузооборот транспортного комплекса края – 238 млн т·км, а за январь – май 2024 года – более 100 млн т·км. Это больше, чем за аналогичный период 2023 года. Конечно, у нас существует дефицит провозных способностей в направлении тихоокеанских портов и КНР, поэтому нам нужно дальнейшее развитие Восточного полигона. У нас с Олегом Валентиновичем Белозеровым был обстоятельный разговор в Тынде, это будет развиваться. В 2027 году мы прогнозируем грузопоток уже свыше 100 млн т, это только перегрузка. Мы планируем на территории края строительство второго моста через Амур у Комсомольска-на-Амуре, нового Кузнецовского тоннеля. Мы уже в 2026 году электрифицируем железнодорожные пути вплоть до Охотского моря. Это важно. У нас будет возможность везде пустить электрические поезда. Это сошьет весь наш регион не только транспортной, но и пассажирской логистикой и инфраструктурой. Всего в сфере транспорта и логистики у нас реализуется 25 инвестпроектов на сумму более 700 млрд руб. Ну и единая концепция острова – вы знаете, что в присутствии лидеров двух государств – Президента России и Председателя КНР в мае она была утверждена. Затем Юрий Петрович Трутнев встречался со своим китайским коллегой во Владивостоке и тоже обсуждал этот вопрос. Концепция включает три главных аспекта развития острова – это транспортно-логистическое, промышленно-индустриальное, туризм и рекреация.

– Дмитрий Викторович, а какие-то масштабные гидротехнические сооружения для строительства на Большом Уссурийском понадобятся? Насколько я знаю, Амур часто затапливает этот остров.

– Мы посмотрели эту ситуацию и нашли решение. Сама по себе транспортная инфраструктура будет выполнять гидрозащитную функцию: дорога будет поднята до незатопляемых отметок, под пункт пропуска будет отсыпан земельный участок. Задача – расшить «узкое горлышко» на границе. Запустить погранпереход: и для туристов, и для грузов. Это сразу придаст импульс развитию экономики города и края не только за счет проектов в сфере транспорта и логистики, но и в туризме, в индустриальном развитии на основе трансфера китайских технологий. Эти проекты получат развитие на коренном берегу Амура, где дамба должна быть сдана до конца лета, как мы уже говорили.

– Кстати, если вспоминать о логистике: обход Хабаровска – эта проблема как будет решаться? Для бюджета в первую очередь.

– Действительно, обход Хабаровска – это ключевой вопрос. Он нужен нам, но это – концессия, которая очень дорого обходится бюджету. Буду обсуждать этот вопрос. Я пригласил на территорию края премьер-министра, и буду просить его, чтобы здесь мы разделили нагрузку – федеральный бюджет с региональным. Потому что если говорить о развитии (а Хабаровский край – это ключевой транспортно-логистический центр Дальнего Востока), то, конечно, нам нужны деньги, деньги не на обслуживание уже действующей концессии, а на движение вперед.

– Еще про один логистический мегапроект. Он, конечно, пока только в перспективе, но, в случае его реализации, Хабаровский край будет принимать в нем самое непосредственное участие. Это мост на Сахалин. Какие перспективы вы видите здесь? И о каких сроках начала его реализации можно говорить по вашим оценкам?

– По нашей оценке, проект нужный. Проект не заброшен, он нужен Хабаровску, нужен Сахалину. Это сошьет нашу логистику не только с Сахалином, но и со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это даст нам возможность выигрывать в конкуренции с другими странами в этой части. Но на данной стадии проект носит предварительный характер. Почему? Потому что страна развивает много проектов на разных территориях. И сейчас, если говорить о приоритетности, то есть уже запущенные проекты, например, проект [мостового перехода] через Лену в Якутии. Он уже находится в стадии реализации. Поэтому сначала бюджет изыщет деньги на те проекты, которые дойдут до Хабаровского края и пройдут по Хабаровскому краю, а потом придут на Сахалин. Поэтому объективно пока по срокам решения нет. Но проект сейчас прорабатывается, и мы крайне в нем заинтересованы.

– Еще одна важная экономическая составляющая региона – это стройка. Будут ли здесь от вас какие-то реформы, нововведения, какие-то новые подходы к застройщикам? Я знаю, что вы поставили достаточно амбициозную задачу на этот год. Готова ли ваша строительная отрасль ее выполнить?

– Вы знаете, честно скажу: не везде. В крае не хватает ответственных застройщиков. Мы привлекаем новые институты, тот же самый Дом.рф, привлекаем крупные компании по типу «ПИКа» – это федеральный застройщик, который удовлетворяет запросы на строительство достаточно большого объема жилья. При этом задача, которую я поставил, – свести к минимуму точечную застройку. К осени мы выработаем программу, я ее предъявлю, мы посоветуемся с общественностью, но я уже вижу, что люди, общественность поддерживает мою позицию в части того, что территории надо осваивать комплексно, не только строя красивые и дорогостоящие дома в интересах застройщиков, но и помещая рядом объекты социальной направленности.

– Господин Дегтярев любил играть на теме некоего противостояния Владивостока и Хабаровска. А как вы относитесь к этой теме? Считаете ли вы, что это актуально?

– Я считаю, что развитие региона надо наполнять содержанием. Если мы сможем развить регион существенно лучше, чем наши соседи, то эта дружеская конкуренция нам только на пользу.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы