Приморский край, 24 сен, 09:34

Бензиновый дефицит в Приморье вызван поздней отгрузкой топлива с завода

Топливные поставки с предприятия Роснефти пока не пересекли «черту» дефолта, но превысили привычные сроки
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

В Приморском крае в очередной раз почувствовали нехватку бензина – «пустые» АЗС замечены в различных городах региона, в том числе и во Владивостоке. Как рассказали редакции РБК Приморье представители отрасли, проблемы связаны с поздней отгрузкой топлива с завода Роснефти в Комсомольске-на-Амуре. При этом максимальные сроки пока что не были нарушены.

«Отгрузок не было, поэтому мы и встали. Есть договор с топливной биржей [в Санкт-Петербурге], с которой работают все. В договоре указан срок отгрузки – 30 календарных дней с момента покупки. На сегодняшний день вроде бы нарушений и нет, но мы планировали [что начнут отгрузку] через 15 дней, а оказалось – через 25-28. Через два дня начинается просрочка, если не пришлют первые вагоны», – поясняет Игорь Лапчук, генеральный директор ООО «Нефтесинтез», которой принадлежит сеть АЗС Benzo.

На заправках Benzo во Владивостоке горожане заметили нехватку топлива в конце прошлой недели. Так, в районе «Зари» АЗС оказалась закрыта, а возле ТРК «Седанка Сити» в наличии не было АИ-92, АИ-95, АИ-98. Отметим, что сеть Benzo насчитывает 17 заправок, в основном сосредоточенных во Владивостоке и Артеме. Игорь Лапчук отметил, что все они в равной степени испытывают трудности из-за поздних поставок. По его словам, ситуация должна разрешиться в скором времени – топливо отправлено. Правда, идет оно по железной дороге, которая традиционно перегружена.

Также приморцы сообщают о дефиците топлива на АЗС в Фокино – многие местные жители ездят заправляться в Большой Камень. Есть сообщения о нехватке бензина в Находке, Хороле, Камень-Рыболове и других городах. По информации, поступающей от приморцев, ряд заправок Роснефти отпускают АИ-92 и АИ-95 только для юридических лиц. АЗС сети ННК местами закрылись на ремонт – по неподтвержденным сведениям, эти «работы» могут быть связаны с нехваткой бензина.

Как пояснил Юрий Чубко, директор ООО «УссурНефтеПродукт», наличие бензина на конкретных АЗС и отсутствие его на других зависит от ряда факторов – в том числе от поставщиков и сохранившихся на начало месяца запасов. При этом многие частные сети в Приморье сейчас действительно оказались в сложном положении, а причины увеличения сроков отгрузок в Роснефти никому не объясняют.

«Есть масса информации противоречивой по поводу этих проблем, но официальной нет никакой. Например, у меня на сегодняшний день не отгружено больше тысячи тонн 92-го [бензина]. И если мне говорили две недели назад, что будем вот по столько отгружать, то в итоге даже на 30% не выполнили обещания», – поясняет Юрий Чубко.

Он не торопится делать оптимистичные прогнозы по окончанию кризиса. Просрочки в поставке топлива фактически являются дефолтом, однако в прошлом ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании), по словам Чубко, нарушали установленные сроки и платили штрафы – благодаря сверхприбылям это допустимые риски. Топливо точно должно вернуться в продажу в октябре, когда завершится сезон активного спроса.

Президент Приморского топливного союза Владимир Чирсков подчеркнул, что сроки отгрузок топлива с заводов Роснефти сейчас не нарушаются. По биржевым правилам производить отгрузки НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) может как в 1-й, так и на 30-й день – обычно это происходит на 10-15-й.

«Когда частные компании закупают моторное топливо им стоит учитывать максимальные сроки отгрузки, чтобы иметь возможность создавать и поддерживать товарные запасы. А для этого нужны деньги – кредитные оборотные средства, которые сегодня стали очень дорогими из-за увеличения ключевой ставки. Вместе с этим биржевые (оптовые) цены на топливо не снижаются и продолжают расти. Можно было бы покупать топливо в других регионах, но отсутствие субсидии на железнодорожный тариф, который существенно влияет на себестоимость, делает такие приобретения невыгодными», – говорит Чирсков.

По его словам, ситуацию усугубил и временный простой НПЗ в Ангарске, который закрывался на ремонт и заработал только в сентябре. А из Комсомольска-на-Амуре 92-й и 95-й бензин в этом месяце действительно отгружают в максимальные сроки.

Как ранее писал РБК Приморье, с конца 2023 года и по состоянию на 26 августа 2024-го бензин на Дальнем Востоке подорожал на 4,4%, а дизель – на 3,3%. В Приморском крае бензин вырос в цене на 4,1%, дизель – на 2,3%.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь. 

Pro
Строительная отрасль откатится назад. Но китайского сценария мы избежим
Pro
Как Илон Маск накачал криптовалюту, обвалил ее и избежал ответственности
Pro
Модель «Т»: как разгрести задачи после отпуска
Pro
В IT больше не нужны новички: почему так произошло и что делать джунам
Pro
Подростки заводят банковские карты и продают в интернете. Что происходит
Pro
Как не потерять связь со взрослыми детьми. И восстановить, если так вышло
Pro
«Остаться ни с чем»: к каким рискам pre-IPO надо быть готовым инвестору
Pro
Еще и мощный антидепрессант: нечаянное открытие ученых Гарварда о кофеине