Приморский край, 08 окт, 07:15

РЖД просят отменить квоты на вывоз угля в восточном направлении

Холдинг предлагает сохранить соглашение на поставку топлива только с Кузбассом
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Российские железные дороги за 9 месяцев 2024 года перевезли 74,1 млн т угля на экспорт в восточном направлении по соглашениям с регионами. Об этом сообщается в телеграм-канале холдинга. Отмечается, что объем перевезенного с января по октябрь топлива на 3,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 0,6% выше плановых показателей. Всего по соглашениям до конца текущего года планируется вывезти на восток около 100 млн т угля. Однако уже в следующем году РЖД предлагает свернуть программу квотирования угледобывающих предприятий – из-за транспортировки топлива компания теряет доход от перевозки других грузов.

За прошедшие 9 месяцев больше всего угля перевезли из Кузбасса – 39,9 млн т (+3,8 к 2023 году. +0,01 к плану). На втором месте Якутия – 19,5 млн т (+1,9% к 2023, +1% к плану). Из Бурятии доставили 6,7 млн т угля (-1,9% к 2023, +1% к плану), из Хакасии – 4,9 млн т (+10,3% к прошлому году, +1,7% к плану), из Иркутской области – 2,6 млн т топлива (+3,3% к 2023 г., +4% к плану), из Тывы – 0,5 млн т (+4,6% к 2023 г., +0,3% к плану).

РЖД работает по системе квотирования и гарантированных объемов перевозки угля в направлении Восточного полигона. Она была введена в 2020 на фоне ограниченных возможностей пропускной способности инфраструктуры: 50% квоты на экспорт твердого топлива распределяется между грузоотправителями пропорционально объемам их заявок с поправкой на пропускную способность морских портов; еще 50% делится между компаниями Кузбасса пропорционально их доле в среднемесячной отгрузке в направлении портов Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна. На 2024 год РЖД договорились с регионами — Кузбассом, Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тывой — о транспортировке порядка 100 млн т угля в восточном направлении. Соглашения призваны максимально обеспечить потребности угольных предприятий в вывозе продукции железнодорожным транспортом.
Между тем, глава РЖД Олег Белозеров обратился к Владимиру Путину с просьбой отменить квоты для угольщиков, передает РБК. При сохранении соглашений с угледобывающими регионами Российские железные дороги рискуют не вывезти на восток порядка 15 млн т высокодоходных грузов и, как следствие, потерять в 2025 году 25 млрд руб. С учетом «кредитного рычага» это ограничит возможность привлечения финансовых ресурсов в размере около 112,5 млрд. руб. и потребует сокращения объемов инвестиционной программы.

«В настоящее время перевозки в восточном направлении обеспечивают свыше 30% доходов РЖД, около 60% пропускной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля по соглашениям с добывающими регионами. При этом доходность перевозок неугольных грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива», – пишет РБК со ссылкой на имеющееся в распоряжении редакции письмо Белозерова президенту.

Глава холдинга предложил сохранить со следующего года соглашение только с Кемеровской областью, при этом квота в объеме 55,3 млн т могла бы распространяться на транспортировку не только твердого топлива, но и «других грузов», что могло бы способствовать «диверсификации экономики» региона за счет развития отраслей промышленности, не связанных с добычей каменного угля.

Тем временем, участники отрасли отмечают, Бурятия, Хакасия, Иркутская область и Тыва при отмене квот могут не вывезти в 2025 году 19 млн т продукции. В конце концов – если РЖД не придумают, как простимулировать отправку грузов в южном и западном направлениях сбыта угля, – добыча угля в этих регионах свернется.

Ранее РБК Приморье писал, что погрузка на Дальневосточной железной дороге за 9 месяцев текущего года выросла на 2,3% и составила 56,6 млн т. Почти половина из этого объема – каменный уголь. На него пришлось 27,2 млн т, прирост к аналогичному периоду прошлого года оценили в 6,1%.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
$1 трлн на спасение. Помогут ли рекордные вливания экономике Китая
Pro
Лидеры обладают 22 навыками. Как освоить каждый за несколько минут в день
Pro
Новый РБК 100: как ведет себя российский рынок при двузначных ставках
Pro
«Дорожный пьяница» и ангел: как Michelin создала лучшего маскота XX века
Pro
Самопомощь при тревоге и панических атаках: 6 полезных практик
Pro
«ФНС на пороге»: каким IT-фирмам не поздоровится после отмены моратория
Pro
Структурные облигации приносят до 40% годовых. В чем их минусы и плюсы
Pro
Госпошлины на арбитражные дела выросли в 10 раз. Как снизить эти расходы