Доля импорта праворульных машин в Россию снизилась за последние три года

Объем ввоза подержанных машин в Россию за последние три года вырос, однако доля праворульного импорта на снизилась – с 85% в 2022 году до 60,5% по итогам 2024-го. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на аналитическое агентство «Автостат».
Директор «Автостата» Сергей Целиков увеличение доли импорта подержанных леворульных машин объясняет прекращением с 2022 года официальных поставок новых машин ушедших из России компаний. Поэтому покупатели стали выбирать альтернативные каналы.
«Есть достаточно много людей, которые принципиально не хотят ездить на российском автомобиле или «китайце». Но при этом новый «европеец» или «кореец» им тоже не по карману. Поэтому они и уходят в сегмент подержанных леворульных машин», – высказал мнение вице-президента национального автомобильного союза Антона Шапарина.
Рост интереса к импортным иномаркам отражается и на статистике: в 2022-м в РФ поставили 260 тыс. авто, в 2023-м уже 385 тыс., а за 2024-м –395 тыс. Большая часть идет именно из Японии: по данным японского Минфина, поставки автомобилей по итогам прошлого года оценили в 199 тыс. При этом в ведомстве подчеркнули, что показатель снизился по сравнению с 2023-м на 6,3%. Эксперты это падение связывают с результативным позапрошлым годом, когда продажи взлетели выше ожидаемого.
В общем объеме праворульных машин самой востребованной маркой остается Toyota, на нее приходится 41% всех ввезенных в Россию японских авто. Еще 27,6% – это Honda. Автомобили Nissan в структуре «праворульного» импорта заняли долю в 8,7%, на Subaru пришлось 5%, на Suzuki и Mazda — по 4%, Daihatsu занимает 2,4%. Оставшиеся 7,2% – другие бренды с правым рулем, в том числе и некоторые европейские, произведенные для японского рынка.
Лидерство брендов в леворульном сегменте распределилось следующим образом: на первом месте BMW — 16,3%, второе занимают автомобили Kia – 13,5%, третье – Hyundai (9,6%). На Volkswagen приходится 7,2%, на Mercedes-Benz 5,7%, у европейских и американских моделей Toyota 5,5%, у Audi 5,1%. Более 37% приходится на других производителей, доля каждого из которых в общем импорте машин с левым рулем незначительна.
Эксперты подчеркивают, что модели с традиционным расположением руля – это, прежде всего, средний и более высокий класс, а также премиальные и люксовые. Праворульные машины преобладают в доступном сегменте, чаще всего это компактные кроссоверы, минивэны и «кейкары» японских марок. Особенно яркой тенденция стала после введения Японией запрета на экспорт в РФ гибридов, электрокаров и иномарок с объемом двигателя свыше 1,9 л. Сохраняется и территориальный приоритет, левый руль, как и прежде, выбирают жители европейской части России и Урала, а правый пользуется большим спросом у сибиряков и дальневосточников.
Наибольший поток японских машин традиционно идет через Владивостокскую таможню. Ранее РБК Приморье писал, что в прошлом году импорт подержанных автомобилей для личного пользования показал 19% роста, было завезено более 270 тыс. машин (в 2023-м – 226 тыс.). По свежим данным, предоставленным ведомством РБК Приморье, показатель также увеличился, хоть и незначительно: за два месяца таможенники оформили более 27 тыс. автомобилей физических лиц для личного пользования (+1 тыс. машин к 2024-му). При этом поставки из Японии сокращаются: в январе в Россию ушло 7,71 тыс. легковых автомобилей – на 18,9% меньше, чем в январе прошлого года.