Интервью, 03 июл, 00:01

Курорт на четверть населения края: Вера Щербина о мегастройке в Приморье

Хасанский округ вскоре станет одной из крупнейших стройплощадок Дальнего Востока
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба правительства Приморского края

В Хасанском округе Приморья по поручению президента страны Владимира Путина построят морской курорт, который сможет принимать до 500 тыс. туристов в год. Масштабный проект будут строить на берегу моря, где пока нет всей нужной инфраструктуры. О том, как будет решаться этот вопрос, а также о мусорной реформе, тратах на ЧС и дополнительных доходах регионального бюджета в большом интервью главному редактору РБК Приморье Павлу Раилко рассказала первый вице-губернатор – председатель правительства Приморского края Вера Щербина.

– Вера Георгиевна, в нашу прошлую встречу мы с вами обсуждали мусорную реформу в Приморье. Вопросы – все еще на поверхности. Подскажите, что делается для их решения?

– Мусорная реформа сегодня идет очень сложно практически во всех регионах страны. Слишком много проблем накоплено по данному направлению. Долгие годы совершенно необоснованно сдерживались тарифы, что привело к колоссальным убыткам отрасли. Наша задача – защищать малообеспеченные слои населения, а не давать льготы крупным предприятиям с высокой прибылью и оказывать помощь гражданам, проживающим в дорогих коттеджах. Был единый подход, который и привел к кризисным явлениям.

В настоящее время мы пытаемся выправить ситуацию, но эти проблемы невозможно решить моментально. По-видимому, они еще будут возникать. В любом случае все появляющиеся вопросы мы будем держать на контроле. В настоящее время работа в рамках этой реформы у нас в крае продолжается. Планируется строительство шести комплексов и реконструкция двух действующих объектов. Новые объекты планируется возводить максимально приближенно к крупным городам. Под реконструкцию попали комплекс во Владивостоке и сортировочная станция в Уссурийске.

Чистота на контейнерных площадках – вопрос, который нас очень волнует. Мы планируем решить его при помощи сервиса контроля обращения с отходами в рамках концессионного соглашения с ООО «Цифровое Приморье». Система позволит вести круглосуточный мониторинг и контролировать работу перевозчика, чтобы в последующем применять штрафные санкции в случае автоматического выявления отклонений от графика и некачественного вывоза с площадок ТКО. В настоящее время эта система применяется в тестовом режиме во Владивостоке.

– Смена руководящего состава ПЭО происходит не в первый раз, но ситуация не улучшается. По всей вероятности, проблема все-таки не в кадрах? Какие рычаги решения этой проблемы у нас имеются? Необходимо изменить законодательно-правовую базу, или нам придется справляться с ней с помощью денег, которых у края все же не бесконечное количество?

– В ближайшее время запланировано проведение аудиторской проверки деятельности Приморского экологического оператора, по результатам которой будут приняты соответствующие решения. При этом важно помнить, что эффективная реализация реформы в сфере обращения с ТКО зависит не только от деятельности регионального оператора и Правительства края, но и работы органов местного самоуправления, на которые в соответствии с федеральным законодательством возложены прямые полномочия по созданию и содержанию мест накопления ТКО, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Это большая комплексная работа, где каждый обязан нести ответственность за вверенную ему часть, а видимыми результатами, в свою очередь, должны стать чистые контейнерные площадки и, как следствие, отсутствие жалоб от жителей региона по вопросам сбора или вывоза мусора.

– Наступило лето – начался сезон потопов. Уже «поплыл» север Приморья. В прошлом году наш регион тоже понес ущерб от буйства стихии. Вы наверняка предусмотрели в этом году некую «подушку безопасности», потому что ущерб подсчитывать долго, а ждать компенсации от федеральных властей еще дольше. Сколько край может себе позволить потратить на ЧС?

– На сегодняшний день в связи с продолжительными дождями, вызвавшими подъем уровней рек, в трех муниципальных образованиях введен режим чрезвычайной ситуации. Это Дальнереченский, Красноармейский и Пожарский округа (данные на момент записи интервью – прим. ред.). В 11 районах действует режим повышенной готовности.

Спасателями краевой поисково-спасательной службы совместно с сотрудниками МЧС в наиболее пострадавших районах оказывается помощь населению и администрациям муниципальных образований в ликвидации последствий удара стихии. Организованы лодочные переправы. Осуществляется доставка продуктов питания. Производится откачка воды на затопленных территориях. Мы в кратчайшие сроки готовы оказывать адресную материальную помощь пострадавшему населению.

Хочу отметить, что с декабря прошлого года по настоящее время в семи муниципальных образованиях – это Владивосток, Артем, Уссурийск, Лесозаводск, Октябрьский и Чугуевский округа, а также Спасск-Дальний, проводится большая профилактическая работа по расчистке, спрямлению, дноуглублению 21 участка русел рек общей протяженностью более 60 километров. И там, где нами были расчищены русла рек, нынешний паводок либо не принес никакого ущерба, либо его размер минимален. Яркий пример – Спасск-Дальний. Многие помнят, что там было в прошлом году. В этом – ситуация намного лучше.

– Вода – это одна сторона медали, но край уже в этом году трепала и огненная стихия. Во сколько вы оцениваете ущерб от природных пожаров за первое полугодие?

­– Приморский край успешно справляется с профилактикой и тушением лесных и ландшафтных пожаров. Регион является одним из лидеров по оперативности реагирования на новые очаги огня – в этом году 98% всех возгораний были ликвидированы менее, чем за сутки после обнаружения. Благодаря высокой оперативности тушения пожаров, удается избегать гибели насаждений и удерживать ущерб на относительно низком уровне.

Тушение ландшафтных пожаров в крае осуществляется силами и средствами Приморской территориальной подсистемы РСЧС. Губернатором утвержден Сводный план тушения ландшафтных пожаров, согласно которому привлекаются силы и средства в составе почти 5 тысяч человек, 377 пожарных автомашин, 1 365 единиц других видов техники.

Особое внимание сейчас мы уделяем развитию нашей краевой противопожарной службы. Ежегодно укрепляем материально-техническое обеспечение, обновляем парк пожарной техники. Приобретаем как пожарные автомобили, так и в дополнение к ним маневренные малые лесопатрульные комплексы. Возводим новые современные пожарные депо с гаражами и административно-бытовыми комплексами. В 2023 году возведено восемь таких частей, в 2024 построим еще семь.

Все эти мероприятия позволят дополнительно повысить оперативность реагирования на природные пожары и снизить ущерб от их прохождения.

– Давайте не только о тратах, но и о доходах. Вот несущаяся на нас налоговая реформа: во сколько вы оцениваете прибавку бюджета после внесения изменений в налоговый кодекс?

– Все дополнительные налоговые доходы поступят в федеральный бюджет. Региональные бюджеты никаких дополнительных доходов в результате реформы не получат.

– Какие еще дополнительные доходы краевого бюджета у нас есть в этом году? Что из приморской экономики растет больше, чем мы рассчитывали? Превышают ли дополнительные доходы новые траты?

– Текущее состояние экономики региона стабильное. При этом основные отрасли имеют устойчивую положительную динамику. Так, по итогам января-апреля текущего года, положительную динамику показал индекс промышленного производства – 106,2%, что больше среднероссийской – 105,2% и по ДФО – 105%. В том числе, росли обрабатывающие производства – рост 109,9% и добыча полезных ископаемых – 110,4%. Выросло производство молока – 115,2% и яиц – 115%.

Видим высокую экономическую активность и по обороту организаций, который за четыре месяца составил практически 160 миллиарда рублей. Основной рост в розничной торговле составил 120,5%, оптовой – 117,7%, индустрии гостеприимства – 118,5%.

Положительная динамика наблюдается и в сфере жилищного строительства. Введено 512,8 тысячи квадратных метров – плюс 14,2% к аналогичному периоду прошлого года. Мы видим, как преобразился город за последнее время. Люди получили возможность приобрести современное комфортное жилье. Ряд льготных категорий населения, в том числе многодетные семьи, семьи военнослужащих получили такое жилье от государства.

Видим позитивный эффект от наших усилий по улучшению инвестиционного климата в Приморье. Индекс инвестиций в основной капитал составил в первом квартале 116,2%. Таким образом, мы опережаем по динамике роста средние показатели как по ДФО – 113,4%, так и по России – 114,5%. Напомню, что в прошлом году в экономику края было привлечено 400 миллиардов рублей инвестиций, что в 2,8 раза превышает показатель 2018 года.

– Статистика говорит нам о том, что туризм, стройка и логистика – одни из самых перспективных отраслей для региона. Какие крупные проекты из тех, что мы реализуем, станут форвардами в этих отраслях в среднесрочной перспективе?

Действительно, отрасли, которые вы назвали, имеют устойчивую динамику роста. Перевалка контейнеров в портах Приморья по итогам первого квартала текущего года выросла более чем в половину – на 52%, при этом импорт контейнеров вырос на 58,4%.

В секторе логистики наиболее значимыми проектами являются строительство крупнейшего на Дальнем Востоке транспортно-логистического центра «Артем», Восточного транспортно-логистического узла Северного морского пути на базе ПАО «ВМТП». Еще целый ряд крупных проектов заявлен в морских портах Владивосток и Восточный.

В Приморский край заходят сегодня компании, осуществляющие строительство на территории всей страны. Это группа «ПИК», «Самолет», «Талан» и другие. Поэтому и масштаб проектов будет только увеличиваться. Кроме этого, федеральные девелоперы задают темп и качество строительства. В ближайшее время планируем также реализацию проектов комплексного развития территорий. Доступность обеспечивают льготные ипотечные программы «Дальневосточная ипотека» и «Молодая семья». В этом году планируем ввести в общей сложности 1,3 миллиона квадратных метров жилья.

Уникальная природа, близость китайской границы, теплое море каждый год привлекают в край тысячи туристов. В первом квартале туристский поток в Приморский край составил более 320 тысяч человек – почти треть туристского потока всего ДФО.

После снятия ограничений из-за пандемии коронавируса Приморский край вновь открывают для себя иностранные туристы. За этот период в край приехало 12,7 тысяч туристов из КНР. В регионе работает 324 турфирмы, и действует более тысячи мест размещения.

Одним из центров туристического притяжения для иностранных туристов является ИРК «Приморье», которая продолжает свое развитие. В ближайшие два года откроется современный горнолыжный курорт «Арсеньев». В Хасанском округе будет построен круглогодичный морской курорт, который сможет принимать до 500 тысяч туристов в год. Уверена, данные проекты выведут индустрию гостеприимства в крае на новый уровень. Плюс, большое развитие получает у нас деловой туризм. Этому способствуют регулярно проводимые в крае фестивали, конференции и форумы всероссийского и международного уровня.

– В сфере туризма самый значимый из перечисленных вами проектов – безусловно, круглогодичный морской курорт в Хасанском районе, который построят по поручению Президента. Но юг Приморья – не обжитой Краснодарский край. Важная стройка расположится почти «в чистом поле», то есть на берегу моря, где пока нет инфраструктуры, подходящей для объекта такого уровня. Как будет решаться этот вопрос?

– Проект строительства федерального круглогодичного морского курорта в Хасанском округе, который реализуется по поручению Президента России, является одним из масштабных проектов в сфере туризма Приморского края. Вопросы создания инфраструктуры для курорта обозначены и синхронизируются с планом развития округа. К реализации вопросов подключены сам инвестор, муниципальные, региональные и федеральные органы исполнительной власти.

На сегодняшний день для обеспечения электроэнергией необходимо строительство 200 км ЛЭП и подстанций мощностью 220 кВ. Вопрос финансирования для проведения всех необходимых работ рассматривается на федеральном уровне.

Для обеспечения курорта водоснабжением предусматривается строительство водопровода. Рассматривается вариант подключения иных потребителей, нуждающиеся в централизованном водоснабжении, по пути водопровода. Для обеспечения комфортного доступа к курорту необходим ремонт существующей дороги. Предусмотрено региональное бюджетное финансирование и строительство новой объездной трассы. Ведется инженерный и финансовый расчет наиболее перспективных вариантов.

В проработке также находятся вопросы морских пассажирских перевозок, синхронизации расписания поездов и муниципальных автобусов для доставки туристов до курорта.

– Ну а пока суперкурорт будет строиться, что нам делать, чтобы не потерять поток российских туристов, а также нарастить поток иностранных гостей, возвращающихся после пандемии?

Согласно статистике, как российские, так и иностранные туристы предпочитают всем видам отдыха сначала пляж, затем – активные виды туризма: экскурсионные поездки по различным городам с осмотром достопримечательностей, поездки на природу с посещением национальных парков и заповедных территорий, отдых на природе с палатками, походы и сплавы по рекам. И все это может предложить отдыхающим наш Приморский край.

На сегодняшний день более 70 туроператоров по внутреннему туризму осуществляют деятельность на территории региона, предлагая путешественникам самый широкий спектр сборных туров и экскурсий на любой вкус и под любые потребности.

Мы постоянно повышаем узнаваемость региона на федеральном и международном уровнях. Участвуем во всех крупных мероприятиях, выставках и проектах. Это, к примеру, Интурмаркет, MITT, фестиваль минтая «О! Мега вкус», «На гребне», «5 морей 3 океана», выставка-форум «Россия», где в постоянном режиме организована работа стенда Приморского края.

Уровень взаимодействия между Приморским краем и провинциями Китайской Народной Республики только растет. В мае текущего года, состоялся промо-тур для блогеров из КНР, которые прилетели к нам, чтобы рассказать своей аудитории о главных достопримечательностях региона. Такие туры помогают наглядно показать возможности края, чтобы о них узнали гости из КНР.

На рост турпотока влияет и авиасообщение. Рейсы выполняют как российские, так и китайские авиаперевозчики. Рейсы в Китай выполняются еженедельно по направлениям: Далянь, Санья, Шанхай. Пекин, Яньцзи, Харбин

Приморский край традиционно привлекает туристов морским побережьем и природными достопримечательностями. Здесь расположены такие популярные точки туристского притяжения, как Токаревский маяк, бухта Стеклянная, бухта Лазурная, ботанический сад -институт ДВО РАН, бухта Ахлестышева, мыс Тобизина.

Путешественники интересуются также историческими местами и смотровыми площадками. Они с удовольствием исследуют исторический центр города Владивостока. Внимание гостей краевой столицы неизменно привлекают смотровая площадка в парке Орлиное гнездо, смотровая площадка Нагорного парка, смотровая площадка на сопке Бурачка, Ворошиловская батарея, Новосильцевская батарея с фортом Поспелова.

Большой популярностью пользуются событийные мероприятия. Это гастрономические фестивали: «Корюшка и Ко», «О! Мега Вкус», Фестиваль мидии, «Прибой», «Taigafest», спортивные мероприятия: «Vladivostok Ice Run», «Забег.рф», Владивостокский международный марафон «Бегу по мостам»; заплывы в открытой воде: «Амурский залив», «X-Water»; фестиваль пляжных видов спорта Sup Fest-2024, а также «Cold Water Surf Cup» – ежегодная серия международных турниров по классическому сёрфингу.

Косатки, тюлени, морской заповедник, острова, архипелаг Римского-Корсакова, теплое море, многокилометровые пляжи, вкусная еда, близость Корейской Народно-Демократической Республики и Китайской Народной Республики – все это делает Приморье привлекательным для туристов России и из-за рубежа.

– И еще немного о тратах. Учитывая, что узость Восточного полигона пока не позволяет 100% грузов переправлять по ж/д, логистика теперь идет по автодорогам. А такой поток большегрузов серьезно увеличивает их износ. Дороги – это дорого. Есть ли понимание, где бы нам взять еще денег на их содержание, как и на строительство долгожданных транспортных коридоров на Китай?

– Мы регулярно предусматриваем средства в бюджете края на содержание автомобильных дорог регионального значения. При этом суммы, которые направляются на обозначенные цели, постоянно увеличиваются. Если в 2023 году речь шла о почти 3,7 миллиарда рублей, то в текущем – это уже почти 7,8 миллиарда. Разница – более 4 миллиардов. И мы будем продолжать эту работу.

По поводу модернизации пунктов пропуска – Правительством Приморского края направлена заявка в Федеральное дорожное агентство о дополнительной потребности Приморского края в софинансировании из федерального бюджета для реконструкции автомобильных дорог, ведущих к пунктам пропуска на Государственной границе Российской Федерации. После направления средств федерального бюджета будет предусмотрено софинансирование за счет средств краевого бюджета на реконструкцию автомобильных дорог, ведущих к пунктам пропуска. Разработана проектная документация на реконструкцию автомобильных дорог. Кроме того, мы строим и ремонтируем краевые и муниципальные дороги.

Для обеспечения сохранности автомобильных дорог и соблюдения законодательства в области движения большегрузов в Приморском крае функционируют автоматические комплексы весового и габаритного контроля – восемь единиц. В настоящее время ведется работа по расширению сети. Рассматривается вопрос об установки еще порядка пяти комплексов.

Денежные средства от штрафов за нарушения при движении большегрузов, зафиксированные комплексами, полностью зачисляются в краевой бюджет и используются для осуществления дорожной деятельности.

– И последний вопрос. Вы убедили Законодательное собрание Приморского края создать в правительстве региона должность вашего первого зама. Для чего понадобилось вводить новую штатную единицу?

– Во-первых, не произошло никакого увеличения штата. Должность зампредседателя правительства края стала должностью первого зампредседателя. Во-вторых, это произошло потому, что нужно координировать работу других органов исполнительной власти по градостроительной политике. Это очень важный вопрос, в том числе в связи с реализацией мастер-планов приморских городов, которому сейчас уделяется самое пристальное внимание.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистики
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
«С задачей все ок»: что можно писать зумерам, и нельзя — бумерам
Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это