Интервью, 03 окт, 08:21

Пенсия подождет: сотрудники в возрасте 50+ стали востребованы в ДФО

Кто нанимает предпенсионеров, почему зарплатные ожидания возрастных кандидатов выше рыночных, и чем хорош кадровый голод
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Порядка 44% работодателей России готовы набирать в штат пенсионеров. Такие данные опубликовало одно из крупных рекрутинговых агентств. Согласно исследованию, к соискателям старше 50 лет наиболее лояльны регионы. Впрочем, и в столице спрос на возрастных кандидатов довольно высок. О том, насколько эта тенденция характерна для Дальнего Востока, рассказала директор дальневосточного филиала HeadHunter Ксения Аверина.

Видео: РБК Приморье

– Ксения, аналитики говорят, что кадровый голод породил новый пенсионный тренд. Что показывают ваши исследования: какая ситуация в регионах ДФО и в Приморье, в частности?

– Кадровый голод породил тренд на подбор людей разных возрастов. На самом деле, когда людей не хватает, выбирать любимую категорию 19-27 лет – уже не такая выгодная стратегия, это очень долго. Поэтому наши работодатели смотрят, как на категорию 50+, так и на категорию 14+. Если говорить о приглашениях на вакансии от работодателей Приморского края, то мы проанализировали: за 2023 год они в 2,5 раза выросли, то есть динамика положительная, и за первое полугодие 2024 года мы тоже видим рост. Но это не такие большие цифры: вакансии для людей 50+ чаще всего составляют порядка 3,8% от всех вакансий на рынке, порядка 52% – это приглашения для 19-30 летних соискателей.

– А есть разница в регионах ДФО: где более востребованы люди предпенсионного возраста, где менее?

– Везде плюс-минус 4-5%, 5% – это Забайкальский край, Камчатка, Хабаровск. В этих регионах 5% всех приглашений на вакансии для людей 50+. Но мы сейчас смотрим первое полугодие 2024 года. Конечно, нужно будет смотреть по итогам. Год от года этот показатель растет. Рынок диктует.

– На какие позиции работодатели готовы нанимать людей пенсионного возраста, и на какие специальности сами пенсионеры хотят устраиваться?

– Соискатели Приморского края чаще всего откликаются на такие позиции как водитель, бухгалтер, администратор в разных направлениях, смотрят и высший менеджмент, конечно же. Мы с Россией плюс-минус одинаковы по трендам. Это и домашний персонал, и транспорт, и сельское хозяйство, и туризм, и производство, то есть достаточно много направлений, где соискатели предпенсионного и пенсионного возраста хотят работать. Они активно проявляют интерес. Работодатели заинтересованы в том, чтобы их вакансии закрывались, и там, где они могут таких соискателей принять, они их рассматривают. Но не везде. Здесь здравый смысл диктует определенные ограничения. К примеру, добывающая отрасль очень заинтересована в опытных соискателях, там большой спрос, но есть ограничения по условиям труда для предпенсионеров и пенсионеров. Транспортная отрасль – тоже в зависимости от нагрузки, потому что не всякий человек может выдержать. Есть доступные вакансии в сфере финансов, в продажах. В целом спрос есть, предложение есть, дальше уже нюансы.

– А если говорить об управляющих позициях, которые не требуют тяжелого физического труда, как те же водители или работники горнодобывающей отрасли, опытные не пожилые еще люди 50+, мне кажется, должны быть востребованы.

– Да, востребованы, но здесь играет роль конкуренция. В нашем регионе и в других есть позиции, где на одну вакансию всего 1,6 или 2,2 подходящих соискателя. Это дефицит, и там люди 50+ нарасхват, к тому же они больше готовы откликаться, чем, допустим, соискатели в возрасте 19-27 лет. А есть позиции, где конкуренция 4,4 кандидата на место, и претенденты разные –работодатель выбирает. Все очень сильно зависит от работодателя, не везде работа ищется одинаково.

– А для работодателя, помимо того, что есть физические возрастные ограничения у сотрудников, какие еще риски существуют? Почему, например, он может предпочесть опытному соискателю более молодого?

– Бывает, что требуется знание компьютерных программ, какие-то навыки, которые только сейчас появляются, которыми даже не каждый кандидат 40+ владеет, потому что они новые. Например, диджитальность, мобильность иногда требуется. Когда для вакансии нужно нечто подобное, работодатели прагматично смотрят в будущее, примерно рассчитывают перспективу, но бывает и так, что обучают. Вы правильно говорите, что соискатели 50+ – это возраст, когда еще можно работать и работать. Новые навыки они тоже готовы получать. И мы знаем, что есть программы у работодателей, где соискателей дообучают недостающим современным хардам, и в принципе это достаточно неплохо идет.

– А что с зарплатами? Еще, наверное, лет 5 назад пенсионеры и люди предпенсионного возраста особо не рассчитывали на высокие зарплаты, чаще других демпинговали на рынке труда. А сейчас какие у них зарплатные ожидания?

– У соискателей 50+ разбег очень большой: от 28 тыс. руб. до 300 тыс., медиана – 90 тыс. руб. При том, что в целом по рынку медиана 70 тыс. Так что зарплатные ожидания у них нормального уровня. Сейчас рынок соискательский, и это понимают все. Если ты обладаешь какими-то узкими профильными знаниями, то ты востребован. Можно получать заработную плату и выше рыночной, в зависимости от того, какая сфера.

– В каких сферах и профессиях наибольший дефицит кадров в ДФО и, в частности, в Приморье?

– В ДФО, в Приморье и в России в целом – водитель. Транспортная отрасль – это самая горячая позиция сейчас везде. Все так же продажи – от консультантов до продавцов в широком смысле. Туда же медицина, производство, и не только крупные заводы, но и небольшие – то, что открылось у нас за последние четыре года. Никуда не деваются и не уходят финансы – это активная отрасль, которой тоже требуются специалисты, и в которой рассматривают в том числе соискателей в возрасте 50+.

– Что не так с транспортной отраслью? Права можно получить в 16 лет, с 18 лет уже работать. Понятно, медики – сложная в получении профессия, плюс узкая специализация. А почему водители?

– Сейчас логистика вся красная от востребованности. Все способы и возможные пути — морем, дорогой, авиа, ж/д — очень востребованы, потому что не хватает мощностей нашей стране. Плюс Разворот на Восток. Дальний Восток — это в принципе третий в стране gatewait, а сейчас спрос еще больше растет. Ну и кроме того, нехватка россиян, готовых работать на этих позициях.

– Почему они не хотят работать? Их не устраивают зарплаты? В чем проблема?

– Ну это сейчас у нас заработная плата водителя такси больше 100 тыс., и это не реклама, а раньше было не так, не настолько было развито. К нам еще и агрегаторы относительно недавно зашли – до ковида. Отрасль развивается, растет спрос, развиваются торговые отношения. Вот оттуда и растущая потребность. А этот физический труд очень тяжело заменить. У нас пока нет бесчеловечных машин, которые сами ездят. Поэтому, конечно, есть великий спрос, начиная с категории B, самой распространенной, заканчивая всеми категориями с грузовым транспортом.

– Вы сказали, что и на соискателей 14+ есть спрос у работодателей. Что за вакансии для подростков?

– Все что допустимо. Тут, конечно, четко следуем закону: это обязательный договор, разрешения от родителей. Чаще всего подростков привлекают на летние подработки. Они могут и флаеры раздавать, и в офис приходить на какие-то легкие работы. Сегодня молодые ребята начинают думать о профессии гораздо раньше, чем мы: им уже в 14 лет это интересно. И государство поддерживает интерес к профессионалитету, есть много программ, профориентация уже со школы. Я не помню, чтобы она была 20-30 лет назад. Поэтому сейчас они больше осведомлены о том, кем можно стать. Естественно, есть и маркетинговый эффект в определенных профессиях: все хотят вырасти и стать тем-то и тем-то. В общем, есть интерес, они выходят на рынок, прощупывают его. А работодатель понимает выгоду, ведь в будущем этот человек может прийти к нему на постоянную работу. Начав формировать еще совсем юного человека в правильном русле, в правильном направлении он может получить в будущем человека не только заинтересованного в конкретной профессии, но и в этой конкретной компании.

– Ваш прогноз: как будет развиваться рынок труда, каких трендов нам ждать в будущем или тренд на предпенсионный и пенсионный возраст, на привлечение молодежи и подростков останется с нами на долгое время?

– Самый главный прогноз – дефицит кадров пока сохранится, потому что мы никуда не двигаемся из этой парадигмы, лучше не становится, растет спрос и рассинхронизация – где-то людей больше, где-то меньше. Поэтому дефицит будет диктовать работодателям условия – искать не просто по возрасту, полу и профилю, как это было раньше, а по навыкам. Люди будут учиться и переобучаться. Сейчас это становится еще одним трендом для соискателей. Работодатели будут стараться оптимизировать свою работу, вводить, где можно, автоматизацию, перенастраивать бизнес-процессы, потому что людей не так много, как нужно. По прогнозам к 2030 году нам может не хватать от 2 до 4 млн чел. Это огромный дефицит. Если говорить про предпенсионный и пенсионный возраст, то наши пенсионеры заинтересованы в работе. Мы проводили опрос в 2023 году, и 77% респондентов сказали, что хотели бы работать. Работодатели будут рассматривать этих кандидатов. Ситуация на рынке сохранится, и для соискателей в этом есть определенные плюсы, потому что работодатели будут развивать внутренние программы по поддержке сотрудников. Это не только общеизвестный ДМС и какая-то корпоративная жизнь, это поддержка пенсионных программ. Они уже внедряются: у тех, кто работает с пенсионерами, это уже есть. Кроме того, будут развиваться корпоративные подходы не просто к здоровью, а к так называемому «Well-being». Работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники не просто работали, а чтобы не выгорали, были эффективными и при этом могли жить спокойно своей жизнью, чтобы не было перекоса. Работодатель прекрасно понимает, что чрезмерные нагрузки вызывают отток, и тут действует тренд на удержание – мы не можем трудоустроить всех заново, нужно сохранять и заботиться о своих сотрудниках. Это тоже работает на соискателя.

– Хочется сказать спасибо кадровому дефициту.

– Да, это развивает.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании