Интервью, 05 авг, 11:43

Отели и тоннели: как сделать новый курорт в Хасанском округе экологичным

Сколько стоит подземный переход для хищников, зачем туристы соглашаются на изоляцию, и почему за доброжелательность нужно платить, рассказал приморский эколог
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Создание круглогодичного курорта в Хасанском округе – вопрос решенный. Об этом недавно заявил губернатор Приморья. Работы уже начались, план расписан до 2031 года. Амбициозный инвестпроект, стоимость которого сейчас оценивается в 30 млрд руб., должен в разы повысить туристическую привлекательность региона. По сути, на юге края будет создан курорт федерального значения. О перспективах РБК Приморье рассказал директор национального парка «Земля леопарда» Виктор Бардюк.

Видео: РБК Приморье

– Виктор Владимирович, и сразу главный вопрос: не испугают ли туристы, которые будут ехать на круглогодичный курорт, ваших 129 леопардов и прочих обитателей?

– Нацпарк находится несколько в стороне от основных трасс и курорта. Автодорога Раздольное – Хасан проходит между заповедником «Кедровая Падь» и национальным парком «Земля леопарда». Движение достаточно интенсивное в летний период, но пока, как показывает опыт, не наносит большого ущерба популяции леопарда. Если движение будет интенсивнее, тогда статус дороги надо поднимать, я убежден, что это необходимо: это должна быть федеральная трасса, потому что она идет к портам и погранпереходам в Китай и Северную Корею. Статус должен быть поднят до федерального значения, увеличено количество полос. В этом случае, конечно, нужно будет обустраивать устройства для перехода животных, так называемые экодуки. У нас на трассе есть один экологический тоннель протяженностью более 600 м. Он показал свою эффективность. То есть внизу, в тоннеле едут автомобили, а по верху ходят животные. Фотоловушки их фиксируют: и копытные передвигаются, и леопард передвигается. Есть видео, когда в ночное время внизу видно свет фар, машины заезжают и выезжают из тоннеля, а наверху идет леопард. То есть технически все возможно. Необходимо будет оборудовать экодуки на местах потенциальных переходов животных. Я думаю, это два таких места: Суходольский перевал и участок на границе Хасанского и Надеждинского районов. В остальном ограничений и негативного воздействия от увеличения потока не будет.

– Насколько затратно обустройство таких экодуков?

– Тоннель, конечно, затратный, но есть более дешевые варианты: экодуки над дорогой, или, как у нас в ГОСТе написано – скотопрогоны под дорогой. Такие устройства тоже возможны, надо считать эффективность, при разработке проекта обустройства дороги и придорожной инфраструктуры надо закладывать эти сооружения.

– Вилка какая-то есть: можно сделать за сколько, а можно за столько?

– Ну, понимаете, цены меняются. Я не сметчик, не строитель.

– Нет, подождите, чтобы понимать порядок: 50 тыс. руб., 500 тыс. руб. или 5 млн руб.?

– Я думаю, от 20 до 100 млн руб. Это расходы балансодержателя дороги. То есть в данном случае это должно быть федеральное учреждение – дирекция по обслуживанию дорог федерального значения – так, кажется, называется. Дорога – это узкое место для функционирования курорта. Можно, конечно, построить аэродром около него и перебрасывать, но это будет достаточно затратно. Сейчас время в пути составляет 3-3,5 часа, если обустроят хотя бы три полосы, то время сократится в 2 раза. Ну и нужны ремонты: сейчас дорога в ненормативном состоянии.

– Сейчас она и не так востребована. Понятно: если мы хотим привлечь большой поток туристов, надо заниматься дорогами. Еще какие задачи нужно решить для того, чтобы курорт был действительно привлекательным?

– Основная задача, на мой взгляд, – обеспечение круглогодичной работы, потому что если ориентироваться только на три месяца – июль, август, сентябрь, которые наиболее комфортны для отдыха на море в Приморье, то окупаемость уйдет на 15-20 лет. Поэтому надо думать, чем туристам заниматься в зимнее время.

– Ваши варианты?

– Со своей стороны мы можем обеспечить экскурсии. Одна из целей национального парка, наряду с сохранением биоразнообразия и экосистемы, это – создание условий для организованного отдыха, то есть для организованного туризма и рекреации. Мы готовы сотрудничать, организовывать экскурсии. У нас есть экскурсии по следам больших кошек. Самого леопарда там увидеть, конечно…

– Невозможно.

– Нет, можно, но это потребует времени. Для этого есть фотоукрытия, и нужно просидеть от 3 до 7 дней. Как говорят ученые: если 7 дней просидел в укрытии, то очень высока возможность сфотографировать леопарда. Они оборудованы всем необходимым для автономного пребывания: внутри есть туалет, кухня, спальня.

– Мне кажется, если 7 дней просидеть в одиночке в четырех стенах, не только леопарды привидятся.

– Надо иметь желание. Это для энтузиастов.

– Ну, хорошо. Чем еще, помимо экскурсий, можно привлечь туристов в несезон?

– Нужно развивать зимние виды спорта. Нужны искусственные системы оснеживания для создания беговых и горных лыжных трасс. Нужно делать ледяные спуски для тюбингов: ставить пушки, искать источник – хороший естественный водоем. Должно быть хорошее водоснабжение. Во-вторых, есть природные лечебные ресурсы, которые надо использовать, скажем, экспедиции на месторождения лечебных грязей. На базе курорта можно и грязелечебницу оборудовать раньше они были популярны во Владивостоке. Плюс, опять же, рыбалка на корюшку.

– С точки зрения развития инфраструктуры есть ли какие-то риски, которые нужно предусмотреть на начальном этапе?

– Когда инвестор крупный и обладает большим земельным участком, он может спланировать и предусмотреть, чтобы не было такой ситуации, которую мы наблюдаем сейчас в Андреевке, где базы отдыха возникают, как грибы самого различного уровня – от «курятников» до вполне фешенебельных отелей, и все они делаются без централизованной системы канализации. Кто-то делает локальные системы и вывозит, а кто-то сбрасывает прямо в море, что отражается на качестве воды.

– Это действительно наносит морю серьезный ущерб?

– Да. Местные жители это замечают: на протяжении 20 лет качество воды неуклонно ухудшается. Появились сине-зеленые водоросли, вода мутная. Попросту говоря, песчаные пляжи зарастают. Чтобы этого не было, нужно делать очень хорошую систему очистки сточных вод.

– Вы сказали, что одной из задач «Земли леопарда» является привлечение туристов. Сколько нацпарк заработал на них в прошлом году, и, если предположить, что все 500 тыс. туристов, на которых будет рассчитан новый курорт, поедут к вам, как это отразится на доходах?

– В прошлом году нас посетило около 100 тыс. чел. Это с учетом и массового отдыха, и индивидуального, и эксклюзивного. Выручка составила 35 млн руб.

– То есть если пересчитать на 500 тыс. чел., то получится?..

– Ну, там средний чек будет намного больше, естественно, чем у нас сейчас. Это не 300 и не 2 тыс. руб. На курорте будет, я думаю, как минимум 5-7 тыс. руб. в сутки. Можно умножить и примерно подсчитать планируемую выручку.

– На что идут деньги от туристов, которые приезжают в нацпарк?

– Они идут исключительно на охрану природы. Часть идет на стимулирование людей, занятых в организации туризма, чтобы экскурсоводы, кассиры были доброжелательными и так далее.

– Вы платите кассирам за доброжелательность?

– Ну, не кассирам, но… Понимаете, какая система? Задачей заповедников, национальных парков раньше была исключительно охрана природы, но в последнее время, где-то с 2014 года, в заповедной системе был взят курс на открытие дверей. То есть мы открываем двери, но при этом сохраняем природу. И вот началось совмещение, изменилось законодательство. Рассчитывается предельно допустимая рекреационная емкость, план рекреационной деятельности согласовывается с губернатором, утверждаются Минприроды. Допускается возможность входа сторонних инвесторов и так далее. Все это сейчас допустимо на особо охраняемых территориях. Так вот, чтобы изменить отношение инспекторов к тому, что теперь сюда приезжают туристы, надо выплачивать определенную сумму, чтобы каждый почувствовал, что это благо. Кроме того, средства идут на закупку ГСМ, форму для инспекторов, ремонт транспортных средств, покупку запчастей. Плюс – на премирование, повышение денежного содержания инспекторов. Это тоже важно.

– А на еду для леопардов?

– А еда для леопардов сама бегает в лесу. Да, мы проводим определенные технические мероприятия в зимний период. Это не значит, что у нас есть какая-то ферма для оленей. Просто в определенных местах мы проводим подкормку на случай, если выпадет большой снег, а такое иногда случается, и чтобы зверь знал, куда приходить – где будет корм. Если будет гибель копытных, она повлечет и гибель хищников – тигров и леопардов. Поэтому у нас очень большая плотность копытных, выше, чем в любом охотничьем хозяйстве в два раза.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Как оптимизировать загрузку и перестать возить воздух в фурах
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами