Приморский край, 17 апр, 04:34

Мастер-план для Дальнего Востока: почему нужно «есть слона по частям»

Почему самый большой кусок денежного пирога получит столица Приморья, рассказал эксперт
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

На Дальнем Востоке началась реализация долгосрочных планов комплексного развития городов и агломераций. В перечне 11 региональных центров, 10 городов с численностью населения свыше 50 тыс. чел., и 2 столицы БАМа. По предварительным расчетам, масштабное обновление социальной, транспортной и промышленной инфраструктуры Дальнего Востока обойдется в 4,4 трлн руб. На что конкретно пойдут деньги, рассказал директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.

Видео: РБК Приморье

– Михаил, в долгосрочных планах комплексного развития ДФО – 875 мероприятий. Какие из них уже начали реализовываться, где начались стройки?

– Это действительно большой и масштабный план. Поскольку сам процесс мастер-планирования начался где-то 1,5-2 года назад, сейчас многие объекты находятся в стадии разработки проектно-сметной документации. Это нормальный первый естественный этап. Но где-то строительство уже идет, потому что в мастер-планы попали в том числе и приоритетные проекты в стадии реализации.

– Давайте по Приморью, оно нас все-таки больше интересует: какие объекты в стадии реализации?

– В Приморье, конечно, важнейшим объектом внимания является сам город Владивосток, большой Владивосток, как мы его называем. Я думаю, здесь главная задача в горизонте 20 лет, – мы все об этом мечтаем, – чтобы Владивосток рос, развивался и стал миллионной агломерацией. Мы в «Востокгосплане» считаем и оцениваем различные агломерационные эффекты. Дело в том, что, благодаря такой высокой концентрации интеллекта и сил, в регионе возникают дополнительные эффекты для экономики, роста производительности труда и появления новых производств. Для горожан важно, безусловно, благоустройство знаковых объектов – набережных, парков, решение наболевших транспортных проблем. Все это в плане в общем-то предусмотрено и будет последовательно реализовываться.

– На 22 города и агломерации ДФО предусмотрено 4,4 трлн руб., и практически четверть из них – на Владивосток. Остальным городам хватит 3 трлн? Почему именно столице Приморья отдан приоритет?

– Столица Приморья – это же не просто столица отдельного региона. Это очень важная точка на карте страны, где сходятся транспортные артерии, это – большой научный центр. Несколько тысяч человек вовлечены в работу по развитию науки и новых логистических проектов. Это центр федерального значения по развитию образования – наш ДВФУ. Но, отвечая на первую часть вашего вопроса – хватит денег или нет, сложно сказать. Знаете, в экономике потребности человека всегда превосходят наличные ресурсы, правда же? Денег большинству людей всегда немножко не хватает, так уж человек устроен – на базе безграничных потребностей. Поэтому будем исходить из того, что в мастер-планах заложены минимально необходимые мероприятия для того, чтобы повысить качество городской среды. В каждом из городов ДФО эти мероприятия обоснованы и приоритезированы. На стадии разработки мастер-планов количество мероприятий было в два раза больше, наверное, в каждом городе. Затем, с учетом мнений граждан, их приоритетов мероприятия фильтровались. Поэтому, давайте так: для нас главная задача сейчас – реализовать тот перечень мероприятий, который заложен в мастер-планах.

– Программа долгосрочная и масштабная, финансирование существенное. Комментируя объем средств, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков говорил, что здесь нужно «есть слона по частям». Поясните, что это значит: каким образом будет осуществляться финансирование, в каких долях? За чей счет, собственно говоря, все эти обновления будут происходить?

– Да, действительно, «едим слона по частям». В части сроков понятно, что не все деньги понадобятся сразу. По большинству мастер-кланов сейчас идет глубокая проработка, уточнение по источникам: половина и даже более половины средств приходит из внебюджетных источников. Мы видим, допустим, что многие инвесторы приходят в строительство жилья в Хабаровском крае, в Приморье, на Сахалине и в других регионах.

– То есть часть финансирования уже есть, а часть еще только предстоит найти. Я правильно понимаю?

– Сейчас идет глубокая проработка по всем источникам финансирования, и я бы не стал пока комментировать это в цифрах. В каждом городе есть штаб, который работает над привлечением финансирования. Это процесс, требующий определенного времени.

– Да, но я почему спрашиваю: у нас на интервью был экономист, который выражал сомнения в заинтересованности инвесторов, в том, что удастся найти такой объем частных инвестиций.

– Инвесторы реагируют на показатели прибыли, поэтому задача как раз в том, чтобы те объекты, которые запланированы, приносили доход. Вы знаете, если анализировать мастер-планы, то там нет ничего сверхъестественного, никто не строит какой-нибудь хрустальный мост. Речь идет о простых вещах. Это жилье, целый ряд объектов социальной инфраструктуры, которые могут быть построены в том числе с привлечением Дальневосточной концессии, это тоже подспорье и поддержка для инвестора. Не менее 10% и даже более – это конкретные промышленные предприятия. При разработке мастер-планов объекты брали не с потолка, они туда попали, потому что у них был конкретный инвестор. Поэтому все, что касается жилья и комфортной городской среды, здесь частные деньги абсолютно понятны, есть подходы к их привлечению, есть федеральные программы, ряд региональных программ. Что касается ЖКХ, мы с вами хорошо знаем, что эту сферу нельзя забывать, иначе она отомстит. Это необходимость. Все, что касается ливневок, коллекторов и прочего – это наша базовая инфраструктура, которая не всегда видна горожанам, но очень важна. И мы чувствуем, когда ее нет, когда что-то прорывает. Транспорт: здесь речь идет об аэропортах, там есть значительная часть частного финансирования и есть федеральная программа. В план попали те мероприятия, у которых так или иначе источник уже определен, сейчас идет дальнейшая проработка наполнения этого источника, сроков и так далее.

– Еще одну сторону хотела бы обсудить – вопрос кадров. Проекты большие, и понятно, что с одной стороны это – новые рабочие места, но с другой стороны сейчас и в Приморье, и в ДФО, и во всей стране наблюдается дефицит кадров. Как будем решать эту проблему, где будем брать специалистов?

– В отношении Дальнего Востока задача стратегии в том, чтобы создавать высокопроизводительные рабочие места, чтобы люди приезжали и были долгосрочно уверены в том, что у них будет работа с хорошей зарплатой. И в этом смысле дефицит кадров – это хорошая сторона, это – возможность для дополнительного привлечения специалистов на Дальний Восток. Источники разные. Это наши соотечественники, граждане из регионов с доходами 20-30 тыс. руб. в месяц. Для них это – возможность радикально повысить уровень дохода. И такие регионы у нас есть. Есть ряд регионов, где низкая производительность труда, так исторически сложилось, есть экономический спад. Поэтому первое – вот такая релокация. Это и наши соотечественники из близлежащих стран, которые тоже будут рады поработать на Дальнем Востоке.

– Дальний Восток уже активно развивается и строится, но, честно говоря, я не вижу, чтобы люди из других регионов страны сюда рвались. Почему они сейчас не едут? Что изменится в ближайшее время? Почему они вдруг должны поехать в ДФО?

– Отчасти задача мастер-планов, наверное, важнейшая задача – предложить людям не просто работу с жизнью в подсобке или вахтовым методом, а в том, чтобы создать комфортную городскую среду, чтобы люди долгосрочно могли связать свою жизнь с регионом. Когда они будут уверены, что есть куда обратиться за медицинскими услугами, когда будет качественное школьное и высшее образование, когда будет работа не разовая, не просто на большой стройке, а на стабильном развивающемся предприятии. Вот, наверное, главные факторы, над которыми нужно работать. А что касается миграции, то на самом деле миграционный отток замедляется с Дальнего Востока. Видно, что эти стройки, новые предприятия влияют на людей, на их настроение.

– Не могу не задать еще один больной для дальневосточников вопрос – об увеличении провозной мощности Восточного полигона. Вопрос, который необходимо решать прямо сейчас, потому что реализация таких масштабных мастер-планов без этого невозможна. Сейчас это – самое узкое горло: задержки грузов возникают регулярно. Когда, наконец, мы сможем решить проблему?

– Здесь скоординированы усилия федерального Правительства, РЖД, региональных органов власти. Можно сказать, что сдвижка влево – ускорение работы по Восточному полигону происходит. И действительно, в этом смысле повезло в кавычках Дальнему Востоку, да и без кавычек тоже повезло, потому что нагрузка на Восточный транспортный коридор выросла, причем в обе стороны. И это тоже нужно рассматривать как трудность в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе это – большая возможность и для Приморья, и для всего Дальнего Востока прокачать основную транспортную артерию. Мы видим, как в Хабаровском крае и в других местах возникают логистические центры, крупные операторы Ozon, Wildberries, Яндекс создают логистические центры. Вполне возможно, рядом будут возникать и какие-то смежные производства, это – производное от расширения транспортного коридора.

Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Почему морская логистика дорожает в разы
Pro
Как привлечь пользователей в приложение — опыт финтехсервиса Avosend
Pro
Большой обзор ИТ-систем для работы с кадрами: цены, примеры и минусы
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня