Владимир Солодов: Камчатка приблизится к 1 млн туристов к 2030 году
Камчатка становится все более привлекательной для инвесторов. Только за последние пять лет бизнесмены построили на полуострове 48 гостиниц, открыли 43 ресторана и кафе. Всего с начала запуска префрежимов на полуострове было заключено 233 соглашения, а общая сумма инвестиций составила 243 млрд руб. О том, какие проекты сегодня реализуются на Камчатке, РБК Приморье рассказал губернатор края Владимир Солодов.
— Не могу не спросить вас про землетрясение. Сильнейшее землетрясение за последние полвека произошло на Камчатке. К счастью, без человеческих жертв обошлось. Как сейчас ситуация?
— Камчатка регион особый. Не только с точки зрения красоты и удаленности, но и с точки зрения того, что здесь земля более живая, резко реагирует и разговаривает с людьми на своем языке. Мы не можем изменить язык, на котором земля разговаривает, поэтому нам остается только учиться его различать. И землетрясение — одна из таких форм. Ученые, — я очень хорошо помню, как только я приехал на Камчатку, говорили, — вероятно, скоро будет сильное землетрясение. Вот оно и произошло. И здесь надо сказать, что огромное везение — раз, и два — подтверждение того, что инфраструктура с запасом, как здесь строится всегда, — это оправдано, потому что толчок 8,8 — 8,9 баллов в эпицентре — это серьезно. И то: сила разрушений дошла до Халактырского пляжа — ближайшей точки к городу — цунами всего примерно 40-50 см. В то время как на южную оконечность Камчатского края и северные Курилы шестиметровые волны дошли.
Петропавловск-Камчатский прикрыт от цунами — это наша Авачинская бухта, защищает от волн почти любой силы. И хорошо, что в советское время строили на совесть: даже 50-60-летние здания выдержали, не было разрушений. Один садик пострадал, но в целом… Конечно, ущерб есть, мы продолжаем внимательно обследовать каждое здание, которое получило трещины. Безопасность — это не тот вопрос, по которому возможны компромиссы, но главное, что строили на совесть, выбрали место для города правильно, и сейчас мы продолжаем создавать все условия для реагирования на такие ситуации. Их исключать нельзя. Один пример: после прошедшего землетрясения в течение трех часов был развернут пункт временного размещения. Юридически мы вообще не должны были его разворачивать, потому что не было пострадавших, никто не потерял жилье. Но поскольку у людей возникла паника, возник страх — мы откликаемся на запрос жителей: в течение трех часов был развернут комфортабельный безопасный ПВР, он до сих пор функционирует, потому что люди некоторые боятся еще возвращаться. И мы продолжим его поддерживать до тех пор, пока не снизится на него запрос. В данном случае экзамен успешно пройден. Да, афтершоки есть, у нас было в сутки по 30 землетрясений в день, и они продолжаются. Поэтому нужно быть готовыми и дальше. Но, наверное, уверенно уже можно говорить, что самый страшный, самый тяжелый удар уже позади.
— Давайте поговорим о проектах. Снабжение региона топливно-энергетическими ресурсами — важнейшая для Камчатки задача. В прошлом году началось строительство хаба по перевалке СПГ. Как сейчас реализуется этот проект? Какие сложности возникают и какие перспективы?
— Я бы на шаг назад вернулся, потому что обеспечение топливом вообще исконная проблема для Камчатского края. Камчатка в логистическом смысле — это остров. Мы все завозим морским путем. И изначально, с момента освоения Камчатки, задача обеспечения топливом — это проблема. Мы всегда зависели от привозных ресурсов, и всегда была задача от них уйти, минимизировать. С этим было связано и освоение газовых месторождений в начале 2000-х годов. Много копий было сломано. К сожалению, не вышли на проектную мощность из-за геологических факторов. Поэтому сейчас мы полностью зависим или почти полностью от мазута, привозного, дорогого и неэкологичного вида топлива. Задача, которую я поставил, как одну из первоочередных, когда возглавил регион, — уйти от этой зависимости.
Сейчас практически все вопросы решены благодаря прямым поручениям президента Владимира Путина. Мы воспользовались изменяющимися логистическими маршрутами. Северный морской путь — это не теория. Мы уже практические проекты видим: недалеко от Петропавловска-Камчатского реализуется крупнейший хаб перевалки СПГ в бухте Бечевинской, где основной объем с северных месторождений будет переваливаться с судов ледового класса на суда общего класса. И часть этого газа пойдет как социальный проект, как вклад в социальное обеспечение региона, на Камчатку. Важно, что инфраструктура строится во многом благодаря внебюджетным инвестициям. Компания «НОВАТЭК» вкладывается в морскую составляющую, суда-челноки и само судно регазификации. Федеральный бюджет помогает со строительством причальной инфраструктуры достаточно сложной, потому что она с тем самым запасом прочности к воздействию волн и землетрясений строится. Мы в процессе реализации сейчас этого масштабного инженерного проекта, уверенно движемся к тому, что реализуем СПГ-терминал в 2027 году, и Камчатка станет первым регионом в стране, который будет обеспечен топливно-энергетическими ресурсами за счет СПГ. Есть регионы, где это — резервный вид топлива, например, Калининград, но основной будет только у нас. Это будет экологично и позитивно отразится на нашем бюджете. Мы сейчас примерно 10 млрд руб. ежегодно в прямом смысле слова сжигаем в трубу — сэкономим их на другие социально-значимые первоочередные задачи. Это раскрывает новые возможности для дальнейшей газификации, в том числе и центрального нашего энергоузла, в перспективе — отдаленных точек, которые связаны дорогой с портом.
— В 2021 году на полуострове начался крупный инфраструктурный проект строительства новой современной краевой больницы. В апреле этого года должны были уже принимать первых пациентов. Все ли по плану идет? Расскажите вообще, чем отличается, какие особенности у этой краевой больницы?
— Опять здесь важно вернуться в историю, потому что строительство больницы началось не в 2021 году, оно началось примерно в 2012-2013 году. Это знаменитый камчатский долгострой, потому что в течение всех этих лет, — а планы еще существенно раньше были, — было очевидно, что Камчатке нужна новая краевая больница. Действующая находится в нескольких зданиях, где износ превышает 70%. Я был там сразу после землетрясения, к счастью, там никто не пострадало. Но, конечно, действующее здание абсолютно устарело физически и морально, и не позволяет качественную помощь оказать. Еще один пример могу привести: узкий коридор реанимационного отделения не позволяет сразу с каталки проехать в операционную, приходится несколько раз перекладывать пациента, оказание медицинской неотложной помощи замедляется, снижается ее качество. Ответ на это — новое здание камчатской краевой больницы.
Мы возобновили стройку в 2021 году, за четыре года здание полностью построено. Строительные работы в полном объеме завершены еще в начале весны 2025 года. Объект выстоял землетрясение без каких-либо нареканий. Сейчас уже получено заключение о соответствии строительства. Идет переезд и лицензирование объекта как медицинского.
Почему больница важна? Во-первых, как символ камчатских недостроев — он закрыт, и дальше мы уже в плановом порядке реализуем все стройки. Во-вторых, это целый кластер медицинский будет, потому что нам предстоит еще второй этап краевой больницы реализовать, и детскую краевую больницу на этом же участке. Это не просто одно медицинское учреждение. Мы соберем ту помощь, которая не привязана к месту жительства, потому что она на выезде из города находится, высокотехнологичные стационары в одном месте. Третье — это стандарты оказания медицинской помощи, которые все выдержаны до мельчайших подробностей. Ну и четвертое — уникальное оборудование. У нас есть экспертное оборудование, которое буквально единичное в стране. Ангиографическая операционная, аппарат МРТ, ряд других элементов для высокотехнологичных операций, которые позволят на Камчатке оказывать самый высокий уровень помощи. Это важно, потому что напомню, мы, как удаленный регион, зависим от транспортной доступности, ну, а иногда от транспортной недоступности: перелет — это, помимо неудобства и дороговизны, часто еще и риск для здоровья пациентов.
Не все проблемы, конечно, мы решим. И главная сейчас задача, после ввода камчатской краевой больницы, это — усиление кадровой составляющей. Но я верю, что и здесь новая больница сыграет роль якоря, магнита. Сейчас молодые выпускники, специалисты интересуются Камчаткой, начинают узнавать, смотрят фотографии действующей больницы, говорят: нет, мы, наверное, куда-нибудь еще поедем. И наоборот, когда ты попадаешь в стены новой больницы, понимаешь, насколько классные условия созданы для врачей и возможности для раскрытия профессионализма, самореализации. Уверен — желающих приехать к нам, а самое главное, ребят с Камчатки вернуться на родину, будет больше.
— Вы уже упомянули транспортную доступность и недоступность. Какие сейчас проекты в транспортной сфере реализуются, или какие будут реализоваться в будущем?
— Ну, опять же: для острова транспорт, очевидно, — ключевая проблема. Мы все добираемся до полуострова воздушным путем — самолетом. И в этом году мы сдали новый терминал аэропорта. Работы еще продолжаются, потому что предстоит создать в терминале гостиницу, конгрессный центр для мероприятий самого высокого уровня, сопутствующую всю инфраструктуру, открыть пункт пограничного перехода для того, чтобы расширить направление международных перелетов. После ковида они прервались, и, к сожалению, сейчас не выполняются из Петропавловска. Поэтому шаг номер один — это обеспечение надежного сообщения, как мы говорим, с материком. Шаг номер два — надежное сообщение по Дальнему Востоку. Здесь хорошие продвижения есть, новые рейсы запускаются, но удается повышать ценовую доступность. Только недавно мы добились принятия решения на уровне Правительства Российской Федерации о запуске субсидированного маршрута на Владивосток, потому что до сих пор перелет во Владивосток стоил и стоит вдвое дороже, чем в Москву. Дешевле через Москву с Камчатки прилететь во Владивосток, а это — самое востребованное направление для туризма, учебы, решения деловых вопросов, лечения. Субсидированный маршрут, конечно, усилит эту работу.
По самому полуострову, конечно, развитие авиационного сообщения — это ключ. У нас много поселков не просто труднодоступные, они доступны только воздушным путем. Особое направление нашей работы — субсидирование транспортных расходов. Здесь не только в деньги упираемся, упираемся и в отсутствие воздушных судов, особенно самолетов. Если по вертолетам более-менее благополучная ситуация, мы ритмично обновляем парк, то с самолетами проблемы копятся. Не скрою, это то, что вызывает озабоченность. Нам нужно замещать воздушные суда 40-50-летней давности выпуска: ЯК-40, Ан-24, Ан-26, которые сейчас у нас летают. Мы проводим глубокую модернизацию, ремонты, внимательно отслеживаем все параметры безопасности воздушного судна, но, хотим мы или не хотим, нам нужно двигаться вперед. Эта задача первоочередная.
Вторая слагаемая — это доступность морским путем. Здесь в первую очередь речь идет о грузах, о развитии порта, Северного морского пути, Северного завоза. Ну и пассажирское сообщение: люди вспоминают советское время, когда существовала постоянная линия Петропавловск — Владивосток, с теплотой. Сейчас мы готовимся к запуску круизного сообщения, это по-настоящему прорыв, потому что сама география нашего Дальнего Востока располагает к круизному туризму. Комфортные суточные переходы, когда можно ночь на судне провести, день погулять, посмотреть уникальные места, которые сейчас практически никому не доступны. Это и побережье Камчатского края, Командорские острова, Курилы, побережье Сахалина, север Приморского края. Надежное, комфортабельное и при этом доступное по цене, — потому что большое круизное судно — это существенное повышение доступности, — сообщение с этими местами, это — радикальное изменение туризма. Поэтому я, конечно, очень большие надежды с этим направлением связываю.
— Еще хотела спросить вас о важном проекте — возрождение отрасли судостроительства и судоремонта по поручению президента. Как сейчас обстоят дела? Какие объекты можете выделить? Какие планы на будущее?
— Я уже упоминал, что Северный морской путь — это уже не будущее, не дальний план, это реальность, в которой мы находимся. Мы уже превысили объем грузов, который перевозится сегодня по сравнению с советским временем, и существенный рост идет. А за ним идет развитие портовой инфраструктуры, повышение интенсивности судоходства, а за ним, в свою очередь, смежные отрасли растут. Мы уже это видим на своем регионе, потому что серьезно продвинулись с точки зрения возрождения судоремонта. Крупный проект наша крупнейшая рыболовецкая компания «Рем-Нова ДВ» реализует, более 600 судоремонтов уже провела. Это, конечно, жизненная необходимость, потому ситуация, когда основные судоремонты проводятся в Южной Корее и в Китае, противоречит национальным интересам и создает санкционные риски. Да и просто она глупая, потому что нужно сначала идти с Камчатки до наших соседей с юга, а потом обратно. Перепробег судна сам по себе настолько большой, что он неэффективен. Поэтому судоремонт первый и уже значимый проект, который мы видим, второй — это судостроение. Никогда на Камчатке не было судостроения даже в советское время. И вот в последние годы мы уже 6 судов, — да это пока маломерные рыболовные суда, но уже они построены здесь на Камчатке. Есть планы по увеличению размерности судов, которые будут строиться. Важно, что они технически совершенно эффективны, они уже на промысле работают. И это реальность. Это 70 человек в научно-техническом подразделении, приехали из разных регионов. У нас нет такой развитой школы судостроения, корабелов, как в Санкт-Петербурге. И вот это — реалии развития высокотехнологичного производства, толчком к которому послужили с одной стороны изменения логистики — развитие Северного морского пути, но с другой стороны — санкции. В прямом смысле слова: не было бы счастья, да несчастье помогло. Здесь иначе не скажешь.
— И еще один хочу с вами проект обсудить — знаменитый уже на всю страну тепличный комплекс на Камчатке. Через 4 месяца буквально после запуска он был отмечен высокими наградами на федеральных конкурсах. Насколько этот комплекс сейчас обеспечивает Камчатку овощами, и какие планы по развитию овощеводства на полуострове?
— Проект тепличного комплекса, наверное, самый ощутимый для простого жителя Камчатки, потому что создание новых рабочих мест, развитие промышленности — это все очень хорошо и правильно, но когда ты идешь в магазин и огурцы, помидоры стоят больше 1 тыс. руб. за кг, конечно, после этого ничего другого уже обсуждать не хочется. Запуск только одного проекта снизил стоимость среднюю томатов и огурцов в 2 раза на полуострове. В 2 раза мы сократили стоимость, и, конечно, это огромный шаг вперед, в первую очередь, с точки зрения качества жизни населения. Ну и с точки зрения высоких технологий и качества продукции — то, о чем вы говорили, — тоже очень приятно, что на Камчатке мы действительно передовики. В прямом смысле слова, управление тепличным комплексом похоже на космический корабль: все автоматизировано, люди в белых халатах, измерение не только температуры, инсоляции, состояния газов, разводка углекислого газа и кислорода. Это реальная высокая наука, которой занимаются у нас на Камчатке. Ну и наконец мне приятно, что основная часть сотрудников тепличного комплекса — это жители Камчатского края. Здесь сельхозтехникум в Сосновке готовит ребят — у них горящих глаза. Вот недавно общался с выпускниками, один из парней сказал, что он принял решение — съездил одиннадцатиклассник в тепличный комплекс, посмотрел, как все выглядит и принял решение, что будет поступать в Тимирязевку или в один из ведущих агро-вузов, сейчас ждет ответа по ЕГЭ. А потом вернется сюда, потому что видит, насколько круто, по молодежному говоря, развивается эта сфера. Современное сельское хозяйство — это совсем не то стереотипное сельское хозяйство, к которому, к сожалению, привыкли, это привлекательная высокотехнологичная отрасль.
Но вернусь — проект, пожалуй, самый воспринимаемый, самый ощутимый для каждого жителя Камчатки. Конечно, мы будем продолжать его. По томатам и огурцам мы закрыли потребность региона, но остается ягодная продукция, начинаем обсуждать цветочную продукцию, расширение ассортимента, сладкие перцы. Мы сразу обеспечили инфраструктуру всем необходимым с запасом: энергетика, газ, дорога хорошая. Поэтому сейчас после того, как проект выйдет на полную мощность, обязательно с инвестором продолжим проработку следующих этапов в этом комплексе.
— Мы с вами поговорили и про СПГ, и про судоремонт, судостроение про транспорт, про сельское хозяйство. Если резюмировать все, что для вас сейчас наиболее приоритетно на ближайшее время? Какие задачи вы для себя ставите?
— Ну, задач всегда много. Сегодня в центре у нас экономика, развитие инвестиций. Здесь две темы хочется отметить. Это сфера добычи водных биоресурсов, рыболовство, потому что хотим мы или нет, Камчатка — это рыболовный регион, рыболовный край, мы огромный вклад делаем в продовольственную безопасность страны. Больше всего людей занято в этой сфере, основа экономики куется именно здесь. Считаю, что мы смогли в последние годы добиться взвешенного подхода между сохранением водных биоресурсов, воспроизводством и эффективностью вылова. Огромные средства инвестированы в модернизацию заводов, строительство новых судов. Вот сейчас такой ответственный период — нам предстоит перезаключение договоров на пользование рыболовными участками лососевыми на следующий длительный, долгосрочный период. Здесь очень важно слово «долгосрочный», потому что без уверенности в будущем, в завтрашнем дне не будет ни инвестиций, ни серьезного вклада в развитие поселков. И здесь хочу тоже сказать, что есть тенденция — рыбаки, конечно, начали вкладываться в развитие региона, в развитие населенных пунктов, где вылов ведется. Здесь позитив. Именно это, наверное, главное — сохранить позитивные тенденции, усилить их долгосрочным регулированием и усиливать социальный вклад. Вклад не просто в экономику, а в развитие региона со стороны ключевой нашей отрасли.
Ну и второе, чего нельзя не коснуться, это — туризм. Мы видим, что Камчатка стала очень желанной и притягательной точкой для туристов. Не так давно это случилось, лет 10-15 ситуация совсем другая была. Сейчас я в аудитории, например, молодежной, спрашиваю: кто из вас был на Камчатке? Одна-две руки, я имею в виду, в Москве — со студентами встречались. А кто из вас хочет побывать на Камчатке? Ну понятно, все без исключения. И сейчас на самом деле в туризме произошел тоже качественный сдвиг уже на инвестиционной фазе, тот объем гостиниц, те инвестиции, которые пришли, создают новое качество туристического продукта. Мы еще не ощущаем его как потребители, потому что в любом случае это строительный цикл, это запуск гостиниц поэтапный. Мы элементы инфраструктуры целостной уже видим: аэропорт, дороги, первые небольшие отели. Примерно через 2-3 года начнется ввод крупных отелей. И, конечно, этот качественный переход сопровождается главным для меня показателем — созданием рабочих мест. Для туризма это главное. Я изначально установил планку создания 10 тыс. рабочих мест до 2030 года. Смело могу сказать, что мы идем здесь в плановых значениях — 5 тыс. уже создано, и мы видим, что будет досрочно выполнена эта задача. Здесь хочу подчеркнуть: Камчатка — особый регион. Нам нужно измерять развитие туризма не в количестве людей, которые к нам приезжают, а в эффекте, который туризм имеет для развития края — в сохранении уникальной нашей природы, в сохранении смысла. Камчатка — это место, где туризм развивается со смыслом. Это не просто отдых, не просто релакс. Это, в определенном смысле, перезагрузка. И вот сохранить возможность развития туризма в комфорте, доступном для широких категорий наших граждан, но при этом сохранить смысл поездки на Камчатку, как, в первую очередь, экологического туризма, — задача, которую мы планомерно решаем.
— Это очень сложная задача: привлечь с одной стороны массового туриста, с другой стороны, сохранить всю эту первозданную красоту.
— Но решаемая. Я здесь хочу сказать, что у нас четко просчитаны все цифры. Мы выйдем на параметр примерно 1 млн туристов в год к 2030 году. Сейчас у нас планка в 400 тыс. пройдена, то есть это вполне реализуемые вещи при условии развития зарубежных перелетов и реализации тех инвестиционных проектов, которые уже в практической стадии находятся. Но я хочу подчеркнуть, что дальше мы не планируем экстенсивно развиваться. Наша задача — сохранить именно этот баланс, и инфраструктура, грамотно спланированная, как раз позволяет это сделать.
— Можно личный вопрос вам задам в конце интервью? Вы на Камчатке с 2021 года?
— С 2020-го.
— С 2020-го. Коронавирус, красный прилив — экологическая катастрофа, которой не было очень давно, сильнейшее за последние полвека землетрясение. Как вы сохраняете самообладание, работоспособность и какой-то оптимизм невероятный?
— Сейчас у всей страны сложные времена. И сказать, что на Камчатке труднее, чем в приграничных территориях нашей страны, я имею в виду наши юго-западные границы, чем в центральных регионах, чем в регионах, которые также подвержены вызовам стихии в виде пожаров и наводнений, нельзя. Ведь сейчас везде сложно. Задача простая: мы не работаем, мы служим. И здесь я хотел подчеркнуть, что я не только к себе это отношу. На Камчатке всегда решались вопросы для всей страны. Всегда на Камчатке ставились задачи, выходящие за интересы самого региона. Это и великие географические открытия, это оборона в Крымскую войну 1854 года, это рыбохозяйственный комплекс, это курильская десантная операция. И в этом смысле вся Камчатка служит. Вот это — суть нашего подхода. Мы здесь, на восточном форпосте, на земле сильных людей служим, развиваемся, и по-другому не может быть в непростых уникальных условиях. Любим нашу землю. И стараемся и комфорт создавать, но самое главное — безопасность и надежность страны здесь, на северо-востоке.