Приморский край, 26 июн 2023, 13:03

Названы главные источники доходов регионов ДФО от туризма

В макрорегионе продолжается рост внутреннего туризма, иностранцы на подходе
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

По информации краевого агентства по туризму, этим летом Приморье готово принять более 3,5 млн отдыхающих из российских регионов. О том, как в целом себя чувствует туристическая отрасль в экономике края и Дальневосточного региона, об инфляции и способах влияния на нее главный редактор РБК Приморье Павел Раилко поговорил с главным экономистом Экономического управления Дальневосточного главного управления Банка России Антоном Гулевичем.

Видео: РБК Приморье

— Антон Павлович, можно сказать, что летний туристический сезон уже начался. Буквально в мае вышел доклад Банка России «Региональная экономика: комментарии главных управлений», где, видимо, перед началом лета появилась врезка про внутренний туризм. Мы знаем, что эта отрасль очень пострадала в 2020–2022 годах. Сначала из-за ковида, затем многие заграничные туристические направления стали недоступны. А по информации в майском выпуске доклада, в 2023 году Банк России ожидал роста туризма, и прежде всего за счет внутреннего туризма.

— Нельзя сказать, что Банк России «ожидал». Банк России собрал информацию, опросил отраслевых экспертов, отраслевые сообщества, органы исполнительной власти, посмотрел статистику Росстата, взял данные мониторинга, где каждый месяц мы опрашиваем почти 15 тысяч предприятий, выявил тенденции в регионах, в макрорегионах и получил вывод. И вывод такой, что, действительно, в 2022 году у нас произошла переориентация туризма с внешнего на внутренний; в 2023 году она продолжилась. Основные причины – это окончание пандемии ковида, ограничения доступных зарубежных туристических направлений. В целом по стране за первые 5 месяцев 2023 года ожидается рост внутреннего турпотока на 10% по сравнению с прошлым годом.

— То, что туризм восстанавливается, – новость отличная. А как-то на других отраслях это отражается?

– Безусловно, переориентация внешнего туризма на внутренний положительно сказывается на смежных отраслях: это общественное питание, транспорт, индустрия развлечений. Если посмотреть данные I квартала 2023 года по России, то у нас выросли платные услуги в туристической отрасли на 10% в объеме и параллельно услуги общественного питания выросли почти на 11% в объеме.

Нужно также сказать, что внутренний туризм дает толчок внутри туристической отрасли. Развивается не только классический туризм, когда мы хотим взять и поехать отдыхать в другой регион на море, посмотреть какие-то достопримечательности. У нас в стране развивается, например, медицинский туризм. Фиксировалась ситуация, когда люди из больших городов, из столицы ехали в другие регионы получать медицинскую помощь, потому что в региональных медицинских центрах она дешевле. Наши соотечественники стали чаще ездить в соседние регионы: на 2-3 дня выезжают на машине посмотреть, что там происходит. И предложение туристических услуг на это среагировало: появились короткие туры на 2-3 дня, чтобы ознакомиться с другим городом.

Стал развиваться промышленный туризм. Например, у нас на Дальнем Востоке в Амурской области есть космодром, который оказался привлекательным туристическим объектом. В прошлом году его посетило почти 40 тысяч туристов. В этом году Амурская область организует уже целый туристический маршрут, который объединяет несколько промышленных предприятий. Подобную ситуацию мы видим и в Сахалинской области. У них есть целая государственная программа развития промышленного туризма, куда входит уже 10 предприятий. Сахалин ждет, что в этом году туристический поток в области увеличится на 15%, а в целом по России общий турпоток может вырасти примерно на 5%.

— А в столицы что, перестали ездить?

– Почему? Ездят. Просто переориентация внешнего туризма на внутренний дает толчок внутри отрасли. В столицы всегда ездили, а сейчас появились и альтернативные маршруты, способы, направления.

— На Сахалине сейчас очень хорошо растет туризм. Я знаю, что Камчатка тоже демонстрирует хорошие показатели роста, но в целом по стране показатели оказались ниже, чем на Дальнем Востоке, почему так?

— Есть факторы, которые ограничивают развитие внутреннего туризма, и это, прежде всего, инфраструктура. Если посмотреть показатели в целом по отрасли, то, например, темпы роста цен на туристические услуги в мае в целом по стране были 17% за год при инфляции в 2,5%.

Мы наблюдаем достаточно интенсивный рост цен, который был связан и с ростом расходов представителей туристической отрасли на оплату труда, и с ослаблением рубля это связано, и так далее. И в том числе – из-за роста спроса на эконом-сегмент и средний сегмент. Рентабельность сдачи номеров в мотелях и гостиницах в 2022 году составила 27% – это на 10 процентных пунктов больше, чем в допандемийный период. При этом качество номеров не растет. Стандартное размещение туриста сейчас в целом по стране — это номер в городской гостинице без звезд, при этом за год его средняя площадь снизилась на 2%.

— Как сейчас вообще на Дальнем Востоке обстоит ситуация с туризмом? Насколько я помню, все-таки лучшие показатели удерживает Приморье.

— Да, если говорить про 2022 год, у нас Приморский край среди всех регионов ДФО самый посещаемый: от всего турпотока 38%. На втором месте были Хабаровский край и Камчатка – по 16-17%. За первые месяцы 2023 года тоже на первом месте Приморский край, на втором Сахалинская область, где достаточно развит зимний туризм. Приморский край, конечно, стоит особняком: у нас теплое море, достопримечательности, Мариинский театр, много событийных мероприятий, которые организуются специально для туристов.

– Событийные мероприятия – это вы имеете в виду гастрофестивали? Это дает реальную прибавку к показателям?

– Сложно оценить, сколько конкретно каждое событийное мероприятие или достопримечательность вкладывают в рост туризма. Тем не менее, это то, что притягивает туристов из других регионов. Это фестивали, которые проводятся совместно с Агентством по туризму: фестивали гребешка, краба, корюшки… Мы живем у моря, и для нас это все обычно, а люди приезжают из других регионов, где моря нет, и для них это место притяжения.

Вы уже говорили про рост в Приморском крае, что мы ожидаем 3,5 млн туристов. И на Дальнем Востоке в целом у нас за 4 месяца 2023 года турпоток вырос на 27% по сравнению с прошлым годом – именно за счет внутреннего туризма. Если в 2022 году к нам приехали 4,8 млн человек, то за 4 месяца 2023 года мы приняли уже более 1,1 млн туристов. То есть мы надеемся, что все у нас с туристической отраслью на Дальнем Востоке будет хорошо.

– Сейчас понемногу приоткрываются двери, допустим, в Китай. Какие у вас есть цифры по этому поводу, и чего стоит ожидать?

– У нас в допандемийный 2019 год турпоток иностранных туристов на Дальний Восток составлял где-то 1,1 миллиона. Это 20-25% от всего турпотока, то есть это были значительные цифры. Но в 2021–2022 годы доля иностранных туристов составляла менее 0,1%, было очень значительное сокращение. И макрорегион, конечно, ждет иностранных туристов. У нас планируется введение безвизовых режимов для туристических групп. У иностранного турпотока есть, куда расти. При этом Агентство по туризму Приморского края сообщало, что они наблюдают переориентацию спроса с китайской стороны. Если раньше к нам ехали жители Китая с северных регионов, то сейчас наблюдается рост спроса со стороны жителей южных регионов КНР на более дорогие туры. Как говорится, жизнь покажет.

– Хороший вопрос и для туристов, и более традиционный для Банка России: что у нас на Дальнем Востоке с ценами?

– В Дальневосточном федеральном округе инфляция в мае по сравнению с апрелем практически не изменилась и составила 3,5% после 3,4% в апреле. Основные факторы ускорения роста цен были связаны с восстановлением потребительского спроса и с ослаблением рубля. Из знаковых компонентов для наших жителей можно отметить удорожание иностранных подержанных автомобилей: они в апреле месяце стоили дешевле, чем год назад, а в мае стали уже стоить дороже, чем год назад. У нас стал расти в цене автомобильный бензин: наблюдался рост оптовых цен, связанный с превышением спроса над предложением, в том числе из-за ремонта некоторых российских заводов нефтепереработки.

Но при этом дезинфляционным фактором был и остается эффект от рекордного урожая сельскохозяйственных культур в 2022 году. У нас было удешевление муки и ранее сахара, это сказалось на издержках кондитеров, и кондитерские изделия уже некоторое время замедляются в цене. Это и широкий спектр молочных и мясных продуктов: издержки животноводов, связанные с кормами, растут медленнее, чем в прошлом году, из-за того, что часть этих издержек – цена на зерно, которая снижалась, и это тоже оказывает дезинфляционное влияние на широкий спектр их продукции.

В Приморском крае ситуация практически аналогична Дальнему Востоку, только у нас инфляция ускорилась с 2,5 до 2,9%. Факторы точно такие же, как и в Дальневосточном федеральном округе – это ослабление рубля и восстановление спроса. У нас тоже наблюдалось удорожание в годовом выражении подержанных импортных автомобилей, росли цены на бензин, и при этом замедлялся рост цен на молочную продукцию.

– Сейчас в России инфляция 2,5%, в ДФО — 3,5%. При этом ключевая ставка сейчас держится на уровне 7,5%, но последние сообщения дали понять, что в ближайшее время она может быть повышена. То есть Банк России опасается, что рост потребительского спроса может не дать приблизиться к целевому показателю в 4% инфляции?

– Если посмотреть на динамику годовой инфляции в целом по стране, то она последние 12 месяцев замедлялась, и только в мае первый раз ускорилась. Если посмотреть месячные темпы роста цен, то они тоже потихоньку продолжают расти, но сейчас находятся на уровне цели Банка России по годовой инфляции в вблизи 4% в год.

Но при этом мы наблюдаем процесс, когда все больший вклад в инфляцию вносят не волатильные компоненты, как раньше (например, плодоовощная продукция), а неволатильные компоненты. То есть этот рост цен становится все более и более устойчивым.

И основной фактор, как вы и сказали, – это рост потребительской активности населения. С одной стороны, он был ожидаемым, потому что у нас и реальные зарплаты растут, и ожидаемые зарплаты растут из-за дефицита кадров. С другой стороны, у нас стало быстро расти розничное кредитование, в том числе необеспеченные кредиты. То есть в целом можно сделать вывод, что люди перестали сберегать и стали больше покупать.

Но пока темпы роста цен, именно месячные, у нас вблизи цели Банка России в 4%.

– Если у нас люди переходят на потребительскую модель, значит ли это, что экономика начинает потихоньку подниматься и восстанавливаться после недавнего спада?

– Тут с экономикой сложно связать. Ситуация такая: потребление долгое время снижалось, и оно стало восстанавливаться до докризисных значений. Этот рост спроса в том числе направлен на товары, которые раньше у нас импортировались в страну. Сейчас наша экономика находится на этапе трансформации. У нас идет импортозамещение: мы производим те товары, которые раньше импортировались.

В чем опасение по отклонению инфляции от той траектории, которую задает Банк России? В том, что, во-первых, когда восстанавливается спрос, а предложение при этом ограничено различными факторами, — это сам по себе фактор роста инфляции. Во-вторых, мы наблюдаем жесткую конкуренцию предприятий за кадры на рынке труда. Происходит это из-за того, что производство сырьевых товаров, которые мы раньше производили на экспорт, не требует столько рабочей силы, как производство конечных товаров для удовлетворения потребительского спроса внутри страны.

То есть требуется больше рабочих рук для производства этих товаров, которые мы производим в рамках импортозамещения. И ситуация с дефицитом кадров усиливается. Предприятия начинают сильнее бороться за кадры, в том числе повышением заработных плат. Это подогревает рынок. Фактор дефицита кадров, на наш взгляд, будет сдерживать рост предложения, который может не поспевать за восстановлением спроса. В будущем это может вести к росту цен.

– Дальний Восток часто стоит особняком, у нас каким-то отличия есть по сравнению с остальной Россией – в контексте положения в экономике в целом, положения на рынке труда?

– В целом по стране в экономике мы наблюдаем значительный рост деловой активности. Банк России проводит опрос предприятий в рамках ежемесячного мониторинга предприятий, где мы спрашиваем об их текущем состоянии, об их планах. На основании этих данных Банк России считает индикатор бизнес-климата, который мы публикуем на сайте. Этот индикатор сейчас находится на максимальных значениях за десятилетие.

То есть у бизнеса очень положительный настрой с точки зрения своего будущего. Он планирует работать и выпускать все больше и больше. Если посмотреть на объемы выпуска в отдельных отраслях, то они уже восстановились до уровня конца 2021 года. В целом мы планируем, что вся экономика выйдет на этот уровень уже в 2024 году. Это в целом по стране.

А если говорить про Дальний Восток, то у нас темпы роста деловой активности выше общероссийских. Этому способствует высокий спрос на наши сырьевые товары из Азии. У нас выше, чем в среднем по стране, темпы строительства. У нас загружена вся логистическая транспортная инфраструктура. Мы переваливаем больше нефти через наши порты из-за снижения экспорта в Европе, на северо-западе. Растет рыбообработка за счет высоких объемов вылова и устойчивого спроса со стороны Китая. Наша близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону сильно отличает от ситуации страны в целом.

Негативные ситуации у нас присутствуют в лесозаготовительной отрасли, где растут запасы, потому что есть сложности с экспортом в страны Азии и сложности с перевозкой по железной дороге. Но тут кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.

– Оптимистичный настрой бизнеса – от чего он идет? Мне кажется, одно из главных условий развития — это доступ к длинным и дешевым деньгам. Где предприятия собираются брать средства на развитие?

– Этот настрой связан не с тем, откуда они могут взять деньги, не с кредитованием, а с ростом спроса. То есть они видят, что запросы от потребителя на их продукцию растут, а для бизнеса это самое важное. Если я могу спрогнозировать, что спрос на мой товар будет расти, то все остальные проблемы решаются проще. Поэтому настроение бизнеса положительное.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе