Приморский край, 27 сен, 07:08

Миграционный вопрос перезрел: как остановить рост «приезжей» преступности

Спикер краевого Заксобрания Антон Волошко в интервью РБК Приморье рассказал о сложностях в решении миграционного вопроса
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Одной из базовых структурных проблем российской экономики является острая нехватка рабочей силы. По оценкам Института экономики РАН, нехватка кадров в стране сейчас составляет почти 5 млн человек. Обычно проблема решается несложным способом: привлечением трудовых ресурсов из тех стран, где наблюдается их избыток. Вот только массовый въезд иностранцев, никак не интегрированных в российское общество, порождает массу новых проблем. О том, почему растет «приезжая» преступность, и можно ли улучшить интеграцию и контроль мигрантов, поговорили в студии РБК Приморье с председателем Законодательного собрания края Антоном Волошко.

Видео: РБК Приморье

– Антон Анатольевич, вы недавно озвучили довольно неутешительную статистику, насколько я помню, это было на заседании парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Давайте повторим эти цифры для наших зрителей.

– Да, действительно, цифры неутешительные, более того – пугающие. Они в открытых источниках, официальные данные МВД. И тут, конечно, есть повод задуматься – о том, что мы, Приморский край и Дальний Восток среди общероссийской статистики, мягко говоря, выбиваемся. Если по России зафиксировано на 6,5% меньше преступлений [за 6 месяцев 2024 года], совершенных мигрантами, то в ДФО рост на 37%, а в Приморском крае – на 80%. Невероятные цифры, но, тем не менее, это так. И, собственно, мы это наблюдаем из информационного пространства. И наверняка те, кто так или иначе обращает внимание на СМИ, практически день через день [видят] сообщения, связанные с теми или иными правонарушениями со стороны мигрантов. И, что объяснимо, порядка 70% правонарушений происходят во Владивостоке, ну и происшествий в целом – потому что центр региона.

– Рабочей силы больше нужно.

– Совершенно верно.

– Есть ли понимание, почему преступность среди мигрантов растет такими темпами?

– Сложно сказать. По ощущениям, по тому, что происходит, опять же та же статистика – и это общефедеральная статистика – говорит о том, что порядка 40% тех, кто сюда приезжает, приезжают со своим «уставом». И не желают интегрироваться вообще никак. То есть живут своими нормами, своими законами, практически не будучи вовлеченными в структуру законов нашей страны, нашего региона. Конечно, это порождает конфликты и, собственно, правонарушения. Но тут еще важно сказать о структуре этих правонарушений. Практически половина из фиксируемых нарушений закона, почти 50%, – это подделка документов. Еще 10% – это кражи. А вот остальное, к сожалению, это такие уже достаточно серьезные преступления, которые и вызывают особый резонанс и особое негативное отношение коренного населения, так скажем, к приезжим. И тут еще очень такой важный и очень опасный момент. В целом, среди этой массы приезжих, давайте быть откровенными, подавляющее большинство – законопослушные граждане. Но естественно, что, как и везде, в любой среде, есть люди, которые нарушают закон. И, когда эти люди совершают правонарушения, особенно против половой неприкосновенности, что совершенно вызывает шок у любого нормального человека, то, конечно, мы вот эту ненависть и желание отомстить экстраполируем на всех этих приезжих людей. Этого делать нельзя ни в коем случае, поскольку, еще раз повторюсь, подавляющее большинство этих людей законопослушны. Но, безусловно, то, что происходит, – драки, регулярные ДТП с участием «иностранных специалистов»…

– … как сейчас пишут в телеграм-каналах.

– …Это, конечно, вызывает очень яркую, очень бурную реакцию общества. И, в общем-то, естественную и справедливую. Тут, безусловно, и правоохранителям, и исполнительной власти, и законодательной власти необходимо консолидировать усилия. Мы знаем, что на федеральном уровне этот вопрос обсуждается широко, обсуждается практически на всех площадках. И Госдума готовит сейчас серьезные поправки: называя вещи своими именами – ужесточение миграционного законодательства. Вопрос назрел – 100 процентов, он даже перезрел, можно сказать.

– Массовой трудовой миграции на самом деле не второй год. И раньше что, более приличные кадры к нам ехали? Или статистика такая не велась, замалчивались эти вещи? Почему не всплывало подобное?

– Вы знаете, трудно комментировать. Но есть мое личное мнение, что люди же уезжают не от хорошей жизни. Наверняка происходят в странах, откуда к нам едут, какие-то процессы экономического характера, политического, которые вынуждают людей уезжать. У меня личный есть пример. Знакомые предприниматели наняли женщину, вдруг она говорит: вот, ко мне приезжают какой-то ее родственник, его жена, их дети. У нее спрашивают: они вообще кто там, по-русски умеют хотя бы говорить. Нет, по-русски говорить не умеют, вообще не умеют никак. Приезжают работать хоть кем-то. Очевидно совершенно, что там ситуация настолько плохая, а здесь явно есть работа, хоть какая-то, но есть. Согласитесь, Приморье, особенно в последние годы, действительно развивается, и действительно есть возможность трудоустроиться. Активно развивающийся регион привлекает, конечно, внимание, особенно Владивосток привлекает внимание трудовых мигрантов. Их стало больше, и качество образования, уровень культуры этих людей, к сожалению…

– То есть поколение советское, условно говоря, мы уже сюда перетянули. И это пост-поколения какие-то заезжают?

– Вы знаете, судя по всему, да. Потому что как можно объяснить подобное поведение? Мы же говорим с вами – день через день читаем эти новости, что совершенно неадекватные реакции людей на замечания, на простые требования и правила наших культурных устоев, норм закона. С этим, конечно, нужно бороться.

– Некоторые наши федеральные законодательные акты предполагают натурализацию – как временных работников, так и тех людей, которые претендуют на российское гражданство. Но почему-то в итоге этого не происходит. Они остаются жить в анклавах очень часто, уровень владения русским языком оставляет желать лучшего. А уж про правовые нормы нашего государства или историю – я вообще молчу. То есть в законе это прописано, а в итоге – нет. Как нам вот с этим бороться?

– Соглашусь. Два момента. Во-первых, вы правы, действительно есть такая проблема. Ужесточение норм и требований необходимо. А с другой стороны, конечно, необходим и внутренний контроль. У нас все в общем-то и так есть, все прописано, вы же сами говорите: они должны то, то и то. Но почему-то удивительным образом иногда получается так, что люди, и рядом не соответствующие этим нормам и требованиям, получают и гражданство, и разрешения различные. То есть это вопрос к контролю внутри системы. То есть ужесточение не только внешнего этого барьера для нежелательных элементов, но и внутреннего тоже. Конечно, тут большая работа предстоит. Безусловно, вопрос федерального значения, безусловно – Госдумы. Хотя, вот мы с коллегами встречались, парламентарии Дальнего Востока, есть ассамблея соответствующая [ассоциация], я там выступал с докладом, собственно, в котором и указал на специфику Дальнего Востока, она очевидна совершенно и может быть полезна для федерального законодателя. И мы с коллегами готовим сейчас конкретные предложения, сейчас прорабатывается вопрос. Понятно, что Госдума собирает всю правоприменительную практику, и, надеюсь, и наш голос Дальнего Востока [будет услышан].

– Что вы подразумеваете под спецификой Дальнего Востока в данном конкретном случае?

– Я имею в виду экономическую активность регионов. О Приморье говорю. У нас регион – активно, бурно развивающийся последние годы. Соответственно, он привлекает большое число людей, знаете, несколько такого авантюрного характера.

– Ну, Дальний Восток всегда таким был.

– Совершенно верно. Но вот это и есть специфика. Плюс ко всему здесь все-таки, наверное, отчасти сохранилось такое ощущение: «А, власть где-то далеко, здесь можно как-то «прошмыгнуть», с кем-то договориться». Еще есть люди, которые живут категориями вот там: в 1990-х – начале 2000-х.

– «Провинция у моря».

– Совершенно верно. Понятно, что и близко такого нет. Абсолютно четкая управляемая система. Но просто люди должны, и приезжие в том числе, начать это понимать – что по-другому быть не должно и не будет.

– Как еще на региональном уровне мы можем на это повлиять? Понятно, полномочия федеральные в большинстве случаев – по законодательству, по полиции. Но все-таки что могут сделать регионы?

– Знаете, вы правы: 90% влияния на законотворческую деятельность в этой сфере оказывает Госдума. Но уверен, что, во-первых, та практика, которая в регионах наработана, может быть полезна федеральному законодателю. А на региональном уровне что это может быть? Собственно, такая практика есть, и в некоторых регионах такие законы принимаются, и мы вправе это сделать: ужесточение с точки зрения недопущения, например, к работе мигрантов в некоторых сферах. Кроме того, вот у нас бюджет Приморского края, точно в цифрах не скажу, но очень большой объем средств направляется на социальные льготы, выплаты, на поддержку людей, которые в этом действительно нуждаются. И бывает такое, что мигранты (они вроде, знаете, многие не очень образованные, но читают где надо), люди, только-только получившие российское гражданство, тут же начинают претендовать на те многочисленные льготы, которые есть в Приморском крае (практически на каждой сессии Заксобрания мы принимаем законы, которые должны облегчать жизнь людей, нуждающихся в помощи): многодетные, люди, не очень много зарабатывающие, дети-сироты и так далее. Таких обязательств социального характера в Приморском крае очень много. А почему налогоплательщики Приморья должны платить по факту за тех, кто только приехал в нашу страну, только-только натурализовался, просто получил вид на жительство и тут же претендует на многочисленные льготы. Вот это — сфера, в которой региональный законодатель совершенно точно может поработать, и совершенно точно на это влиять. То есть корректировать законодательство именно в части получения льгот определенной категорией граждан или вводить некие ограничения.

– Какие из этих мер вам кажутся наиболее перспективными? Что может дать результат быстрый и долгий?

– Вопрос непростой. У медали всегда две стороны. Конечно, нам трудовые ресурсы, трудовые мигранты, конечно же, нужны.

– Очень нужны.

– Очень нужны. Особенно, не устаю это повторять, благодаря тем усилиям, которые и губернатор, и председатель правительства [региона] прилагают к привлечению сюда федеральных денег, федеральных структур, Приморье развивается и будет развиваться — и как логистический большой хаб, и как весьма привлекательная туристическая зона. Конечно же, нужны кадры и нужны люди. Не мне вам рассказывать — наверняка каждый сталкивался с вопросом дефицита кадров, особенно качественных (да и некачественных тоже, откровенно говоря!). Поэтому, конечно, нам трудовая миграция нужна, без этого экономика не будет развиваться. Но нам необходимо выстраивать барьеры, формировать некий фильтр, чтобы все-таки это были люди, которые с одной стороны нужны экономике, а с другой – которые бы соблюдали нормы и законы нашего государства и жили бы по тем правилам, которые установлены у нас и которые приемлемы для нашего общества. Какие наиболее действенные инструменты? Думаю, что это ужесточение с точки зрения некой фильтрации приезжих граждан.

– Ну то есть чтобы все по законам, которые уже есть?

– С одной стороны – да. Но с другой стороны – корректировка законодательства совершенно точно нужна, и она идет явно, и будет ужесточение, и это правильно, справедливо. Что это будет? Ну вот мы знаем, что коллеги из Госдумы рассуждают на тему возможности или невозможности привозить сюда семью. То есть если ты – трудовой мигрант, то ты приехал работать, а не жить. Тоже вопрос такой достаточно тонкий, потому что как человека оторвать от семьи. Наверное, это тоже определенным образом влияет на его психосоматику и на общее впечатление о жизни, и в итоге может привести к каким-то негативным последствиям. Крайне сложная, крайне щекотливая, крайне тонкая материя. Тут надо очень осторожно. Я абсолютно уверен, что федеральный законодатель сейчас в процессе законотворческой деятельности, и мы все в самое ближайшее время, надеюсь, увидим те новеллы, которые необходимы нашему законодательству. С точки зрения регионального законодательства мы, конечно, будем приводить его в соответствие федеральному. И мы тоже с коллегами работаем на предмет каких-то предложений с точки зрения корректировки региональных законов в сфере снижения негативного эффекта от действий некоторых приезжих.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
Станут ли супруги содолжниками, если их обязательство признать общим
Pro
ФНС прекратит обмен страновыми отчетами с членами ЕС: как быть компаниям
Pro
Как руководители убивают мотивацию подчиненных — 9 роковых ошибок
Pro
Практическое пособие по выживанию в мире, где все конкурируют со всеми
Pro
После 40 лет резко сдал: как мы чувствуем возраст и что за этим стоит
Pro
Задачи СЕО с пометкой «срочно»: какие признаки сигналят о закате бизнеса
Pro
Слишком много «правдивых» слов: какие еще сигналы выдадут обманщика
Pro
Как Илон Маск накачал криптовалюту, обвалил ее и избежал ответственности