Приморский край, 29 июл 2023, 07:04

Китайский турист в Приморье сошел с проторенной тропы

Особенности постпандемийного турпотока
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Российские власти обещают «со дня на день» запустить безвизовый туристический обмен между РФ и Китаем. Когда это произойдет, пока точно неизвестно. Одной из вероятных дат называют 1 августа. Тогда же планируется запустить и первые групповые безвизовые поездки с Ираном. Впрочем, например, во Владивостоке и сегодня туристов из КНР хватает. Как за последние годы поменялся турпоток в Приморье, с какими резервами и возможностями край «разворачивается на Восток» и когда наконец жители региона смогут отправиться в Китай по упрощенной схеме, в интервью главному редактору РБК Приморье Павлу Раилко рассказал руководитель краевого агентства по туризму Арсений Крепский.

Видео: РБК Приморье

– Россия и Китай завершили формирование списков для безвизовых поездок. Когда уже приморцы все-таки смогут поехать по «безвизу» в КНР?

– Важный вопрос, понимаю. Наверно, и дня не проходит, начиная с января, чтобы меня не спрашивали, когда же наконец введут «безвиз». Прежде, чем попытаться ответить, скажу сразу: вот уже сейчас приморцы спокойно едут в Китай. Да, по визе, да, немного дороже, чуть сложнее по времени, но тем не менее мы видим, что спрос есть. Следовательно, когда будет «безвиз», мы предполагаем, что будет и скачок поездок. Касательно сроков: у нас есть точка, обозначенная Минэкономразвития и китайскими властями – июль, до начала августа это должно случиться.

– Соответственно, предполагается и увеличение гостей из Китая в Приморье. «Безвиз» когда-нибудь влиял на их количество?

– Безусловно. Межправсоглашение изначально разрабатывалось и подписывалось двумя сторонами для того, чтобы удовлетворить спрос на доступные поездки, потому что особенно для китайских граждан российская виза была не то, что недоступной, но серьезным осложнением по стоимости во время путешествия. И нужно понимать специфику аудитории. Китайские туристы в основном организованные, они едут группой, им так легче. Проще принимать, проще отправлять. Поэтому как раз групповые безвизовые поездки – это эффективный механизм и для привлечения туристов в Россию, и для того, чтобы непосредственно сформировать туристический продукт.

– Раньше, по моим наблюдением, «безвизом» больше пользовались северные китайцы…

– Скажем так: не северные китайцы, а жители приграничных областей. Для них это был тур выходного дня. Чаще всего это были рабочие предприятий, которые в том числе на наших трансграничных экономических отношениях с Китаем появились и функционировали. А теперь мы вынуждены констатировать, что сам объем этих гостей, туристов потенциальных снизился, потому что многие предприятия во время пандемии прекратили свою деятельность и еще не восстановились. Когда это произойдет, мы пока что сказать не можем. Но да, если раньше это были в основном наши ближайшие соседи из приграничных территорий, то теперь, я думаю, мы практически наверняка увидим изменения структуры турпотока.

– Мы видим китайцев уже на улицах. Честно говоря, я соскучился. Не настолько, чтоб прям очень сильно – пробочки посреди тротуаров, но все-таки приятно. Сейчас это более дорогие туристы, которые готовы на перелеты, на визу потратиться?

– Да – это если очень коротко. Видно, что у туристов, которые приезжают во Владивосток сейчас, чек выше, чем был, потому что они передвигаются на других автобусах, группы меньше. Они сосредоточены не в магазинах с золотом и янтарем, как было раньше, не в бюджетных заведениях с конкретно китайской кухней. Нет, это другая категория туристов, и у них выше чек, это однозначно.

– Та проблема, которую раньше обозначали, что китайцы часто следуют по маршруту, часто состоящему из бизнеса тоже китайского, она с таким типом туриста, можно сказать, отпадает?

– Нельзя сказать, что раньше 100% китайского турпотока существовало в той модели, которую вы описали, и, конечно, нельзя сказать, что это абсолютно прекратится. Нужно понимать, что в принципе китайский турпоток по всему миру устроен как «околосетевая» структура. У них есть в каждом государстве проводники, которые обслуживают китайских туристов. Это не значит, что в стране пребывания не остается никаких денег, это глубокое заблуждение. Во-первых, это все – налоговые резиденты Российской Федерации, если уж на то пошло. Это наш российский бизнес, организованный иностранными гражданами – но у нас много такого бизнеса. И в конечном итоге наш регион, наша страна представляют те ресурсы, которые потребляют туристы. Это наши автобусы, наши заведения питания, наши гостиницы. Хорошо, пускай программу тура строит китайский, немецкий, белорусский – какой угодно туроператор, для нас это разницы особой не имеет.

– А когда мы увидим в том же количестве туристов из других азиатских стран? Где они, когда их ждать? Я, наверно, понимаю, от чего это зависит…

– Они у себя дома с нетерпением ждут, когда откроются прямые авиаперелеты. Мы понимаем, что азиатский туристический рынок для нас осложнен логистикой. Во всей Азии (а особенно в Юго-Восточной) очень короткие отпуска. И тратить время на автобус или паром, когда у тебя 4-5 дней отдыха, экономически невыгодно ни туроператору, ни туристу. Вы же помните, как к нам летали туристы из Южной Кореи? Там у нас было 10, 12, 15 бортов в день в худшие для нагрузки аэропортов и лучшее для нас времена. Когда это возобновится, мы увидим, что тот отложенный спрос, который сейчас есть в Японии, в Республике Корее, в Гонконге и даже на Филиппинах, начнет реализовываться, и мы снова увидим этих туристов. Может быть и не в тех количествах, которые были до пандемии, но в тех, что позволят нашим туроператорам выстраивать систематическую работу в данном направлении.

– Я знаю, что на самом деле очень несложно сделать транзит для Кореи через Пекин, отлично все там стыкуется.

– Отлично стыкуется. Вопрос есть в объемах перевозок. Сейчас Олег Николаевич Кожемяко, губернатор Приморского края, напрямую обратился в Минтранс России, Росавиацию, для того чтобы рассмотреть возможность упрощения документарного оформления в том числе транзитных рейсов – и регулярных, и чартерных, потому что в зависимости от экономики или одна схема, или другая будет более выгодной.

– Вообще, какова специфика работы с азиатскими туристами? Думаю, мы это лучше всех должны знать.

– Безусловно. Если мы говорим о работе со стороны туроператора, то эта специфика заключается в доступе к туристам. То есть у тебя в любом случае должен быть агент на рынке в условном Шанхае, который очень хорошо знает местных туроператоров и, используя эти связи (сетевые в том числе), набирает группу. Если говорить об этом опыте со стороны региона, то специфика заключается в продвижении. И здесь да, у нас рука набита, Приморье очень много лет работает на этом рынке. Мы понимаем, что азиатские туристы следуют определенной модели.

– Как «путь блогера» у корейцев.

– «Путь блогера» – это та схема, которая была реализована нашим туристско-информационным центром. Все очень просто: у тебя есть небольшие деньги на рекламный бюджет, ты ищешь каналы распространения информации, наиболее популярные на рынке – допустим, в Республике Корее у нас последовательно была ставка на телешоу, на блогеров-миллиоников. И мы видим, что схема качается. Аудитория то блогеров забирает, то телешоу. В зависимости от того, как они качнутся, мы активность или в одном направлении повышаем, или в другом.

– Сейчас к месту или не к месту повторяется фраза про разворот на Восток. Можно ли ее применить к туристической отрасли Приморья? Какие резервы и возможности в этом ключе есть у нас?

– Думаю, не ошибусь, если скажу: и резервы, и возможности есть огромные. Но очень важно понимать, что разворот на Восток – это фундаментальное решение правительства, президента РФ, это такая стратегия с большой буквы. В меньшей степени тактика, она еще должна сформироваться.

Мы разворачиваемся в Азию не только туризмом. Это и экономические связи, инвестиции, грузооборот – много всего. С одной стороны, туризм здесь на острие, потому что у нас большой опыт работы на азиатском рынке. Но в нынешней ситуации мы при этом понимаем, что у нас затруднена логистика, а с увеличением товарооборота она потребует дополнительных усилий для координации и привлечения мощностей. Поэтому для нас разворот на Восток имеет огромный потенциал, который, как и все фундаментальные явления, сработает через год, два, три, а на пик выйдет лет через пять, когда обновится инфраструктура пограничных пунктов пропуска – морских, воздушных и наземных. А также в полную меру заработают те решения, которые на уровне Минэкономразвития РФ предлагаются и разрабатываются для продвижения нашей страны в целом за рубежом.

– Если говорить о перегрузке той самой транспортной инфраструктуры и связать это с тем, что «безвиз» у нас откроют буквально на днях, нам готовиться стоять в пробках на погранпереходах?

– Что значит «пробки на погранпереходах»? У каждого погранперехода есть своя пропускная способность паспортная, которая исходит из наличия инфраструктуры в пункте пропуска, штата персонала, таможенных служб, пограничных органов. Если запрос на пересечение границы кратно выше, чем пропускная способность – да, будет длительное ожидание.

– Просто во время пандемии многие досмотровые автобусные ямы использовались для грузовиков. Грузовики подвинут, или они останутся, и тогда автобусам въезд будет усложнен?

– В каждом пункте пропуска, в той документации, которая для него утверждена, есть досмотровые, назовем их так, линейки для пассажирского транспорта, а есть для грузового. Если линейка пассажирского транспорта свободна, туда могут загнать грузовики для досмотра. Если же есть автобусы, никто вперед них фуру не поставит.

– То есть туристы в приоритете?

– Туристы всегда в приоритете. Безусловно, потому что это люди. Они имеют потребности. Это как на грузовом направлении скоропортящиеся продукты тоже всегда имеют приоритет независимо от загруженности пункта пропуска.

– Мы как скоропортящиеся продукты! Все, значит пакуем чемоданы, ждем объявления безвизового режима?

– Я только очень-очень прошу всех туристов, туроператоров и турагентов ориентироваться на официальную информацию, которая поступает через МИД, через Минэкономразвития РФ и от региональных властей. Если вам прямо сейчас предлагают безвизовый тур, скорее всего, это кот в мешке. Я прошу не торопиться.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.

Pro
Треть компаний выплатят новогодние премии в декабре. На что их потратят
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
НДПИ приносит 38% доходов бюджета. Как добытчикам избежать доначислений
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Капитал новой администрации Трампа — $450 млрд. Вот кто в нее войдет
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется