Взгляд внутрь: заменит ли российская техника иностранную в АПК Дона
В июне текущего года министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константин Рачаловский заявил о том, что в регионе могут возникнуть проблемы с поставками запчастей для техники иностранного производства. По словам министра, доля импортных тракторов и комбайнов на донских полях не превышает 10%.
«Мы должны держать на постоянном контроле ситуацию с обеспечением запасными частями для импортной техники. На сегодняшний день это наверное самое слабое звено. Сейчас все подготовлено на 100%, но вот дальше нужно работать над непрерывностью поставок», — рассказал Рачаловский.
В ходе встречи, посвященной импортозамещению в сфере сельского хозяйства, рассказали о том, что за последние несколько месяцев продажи российской сельхозтехники выросли на 30%. На 18% вырос и экспорт техники из России.
«Ситуация на рынке меняется. Сельхозпроизводители ищут замену иностранной технике, курс на импортозамещение жизненно необходим. Отечественные машиностроители готовы возместить многие позиции, в том числе по запчастям. У них появился отличный шанс охватить и завоевать наш рынок. Они эту возможность хорошо чувствуют, производят новые виды оборудования, разрабатывают машины высокой производительности, не уступающие по своим характеристикам импортным. Сегодня доля отечественных машин на рынке сельхозтехники превышает 50%. В ближайшие годы будет увеличиваться и доля промышленного оборудования. Такая возможность у отечественных предприятий есть», — отметила директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Мария Елкина.
При этом, по данным ассоциации «Народный фермер», только 20% фермеров в России используют иностранную технику. Большинство хозяйств работают на технике отечественного производства.
Донское производство ищет решения
Дефицит иностранных машин в сельском хозяйстве приводит к увеличению спроса на вспомогательную технику для аграриев. В частности, об этом говорит генеральный директор компании «Лилиани» Армен Налбандян. Его фирма специализируется на изготовлении бункеров-перегрузчиков и зерноупаковочных машин.
«Фактор, который стимулирует развитие нашего производства — нехватка комбайнов для обновления машинных парков российских сельхозпредприятий. По моей оценке, снижение их поставок на российский рынок может достичь в этом году 2 тыс. шт., заменить эти современные машины могли бы до 10 тыс. устаревших моделей. Причины такого падения — в прекращении работы ряда иностранных производителей на территории России и в том, что крупные отечественные предприятия сокращают производство из-за нехватки импортных комплектующих», — заявил он.
Предприниматель также намерен увеличить объем производства техники более, чем в два раза.
«Росту способствует стремление аграриев повысить эффективность уборки с помощью бункеров-перегрузчиков, а также дефицит мощностей по хранению, который повышает актуальность наших машин для упаковки зерна в пластиковые рукава», — говорит Налбандян.
При этом руководитель «Лилиани» отмечает, что доля импортных комплектующих в продукции предприятия составляет 25-30%.
«Это довольно высокий показатель, но нам удалось найти альтернативы европейским поставщикам и выстроить новые логистические цепочки. Первые поставки уже начались. В основном это продукция производителей из Китая, Турции и Индии», — добавил он.
Рост цен и параллельный импорт
Как рассказал РБК Ростов генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко, компания провела закупку необходимой техники заблаговременно, поэтому на данный момент ее нехватка не ощущается. Об этом же заявили представители «Агрокомплекса» им.Ткачева.
При этом все опрошенные РБК Ростов компании говорят о том, что стоимость техники увеличилась.
«Некоторые из поставщиков импортной сельхозтехники существенно подняли цены, например, производитель техники John Deer в одностороннем порядке увеличил цену поставок в три раза по уже заключенным и оплаченным контрактам», — заявил Недужко.
60% техники, которую использует «Степь», произведена в России. На отечественную технику переходит и «Агрокомплекс».
При этом иная ситуация сложилась в концерне «Покровский», где 60-70% техники было иностранного производства. На ведущих позициях в холдинге использовалась только техника зарубежного производства.
Как рассказал главный инженер ГК «Концерн «Покровский» Константин Ершов, большинство дилеров зарубежной техники повели себя в условиях санкций недобросовестно.
«Дилеры и официальные дистрибуторы в России как под копирку отменили все финансовые преференции — рассрочки, скидки, изменили сроки и условия доставки. Цены взвинтили максимально, как рассчитали их по курсу 120 рублей за доллар, так они и не снизились за три месяца. Некоторые бренды ушли с рынка, другие — кратно ограничили доставку.
В июне ситуация немного стабилизировалась, мы перестраиваем логистические потоки, пробуем параллельный импорт, присматриваемся к аналогам», — говорит он.
Также Ершов рассказал, что компании, которые пользуются иностранной техникой, могут приобретать запчасти к ней посредством параллельного импорта. По его словам, это «позволяет аграриям закрывать брешь, которая образовалась весной в связи с политикой официальных дистрибуторов иностранных производителей в России».
При этом главный инженер «Покровского» говорит о том, что российская техника на данный момент неконкурентна ни по цене, ни по условиям и срокам поставок. По этой причине предприятие присматривается к продукции китайских производителей.
«Этот рынок еще формируется, маркетинговых предложений много, но пока не ясно, каким будет модельный ряд и ценовой коридор для России. Думаю, к октябрю определимся», — добавил он.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов