ProНаука, 01 сен 2023, 08:30

Ремонт кадровых ям: готовы ли вузы Юга к новым уровням «вышки»

В этом году президент РФ Владимир Путин подписал указ о реализации пилотного проекта, направленного на изменения уровней высшего образования. Эксперты рассказали РБК Ростов, что это значит для вузов Юга
Читать в полной версии
Фото: Freepik

Проект будет длиться три учебных года — с 2023 по 2026 и предусматривает два таких уровня — базовое (от 4 до 6 лет) и магистратура (от 1 до 3). Обучение в магистратуре после базовой «вышки» не будет считаться вторым высшим. Отмечается, что в реализации «пилота» примут участие 6 вузов: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет, МАИ), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Санкт-Петербургский горный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).

Южные высшие учебные заведения в этот список не попали, но эксперты и ученые местных вузов заявляют о необходимости таких изменений.

«Эта рамка, когда компетенции данные в вузе, на рынке труда оцениваются по квалификационным требованиям, должна быть предложена системе образования работодателем вместе с вузовским сообществом. Это большая и серьезная работа, мы ведем ее много лет», — сообщила президент Южного федерального университета (ЮФУ), председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Боровская.

В Минобрнауки России заверили, что никаких кардинальных отличий с точки зрения ЕГЭ или других принципиальных моментов в этом случае не будет.

«Мы отходим от Болонской системы, оставляя все лучшее, что мы приобрели в этой системе. А в ней были позитивные моменты. Также берем то лучшее, что было у нас до этой системы — высокая фундаментальная и теоретическая подготовка, как в школе. Сейчас возрождаются наработанные ранее принципы фундаментализма, идет такой синтез двух систем. Поэтому было озвучено такое решение не сразу все вузы погружать в эту систему, президент принял правильное решение о создании в образовательной системе пилотного проекта, его отработке на базе выбранных вузов. После этого можно будет сформировать учебные программы и планы, которые будут внедрены во все вузы России и на Юге в частности», — рассказал доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории РГЭУ (РИНХ) Николай Кузнецов.

«Реализуемые программы должны соответствовать современному уровню науки и техники. Поэтому для вузов грядущие изменения должны стать стимулом для пересмотра содержания образовательных программ. Наличие возможности реализации программы базового высшего образования в течение 6 лет позволит повысить качество подготовки по наукоемким специальностям, важным для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации. Например, я закончил специальность «Динамика и прочность машин». Мы учились 5,5 лет, а наши предшественники вообще 6 лет. Разумеется, когда мы перешли к бакалавриату, и срок обучения сократился до 4 лет, то пришлось существенно сократить объем изучаемого материала», — добавил и.о. ректора КубГТУ, доктор технических наук Игорь Лагерев.

Как отметил ученый, такие изменения неизбежно сказались на уровне квалификации выпускников. Но сегодня эта проблема становится решаемой. При этом там, где это не так критично, возможно сохранение срока подготовки 4 года. Таким образом, абитуриент сможет найти для себя наиболее подходящую программу.

Образование — это двухсторонний процесс

По словам проректора по образованию одного из задействованных в пилотной программе университетов (ТГУ) Евгения Лукова, главное противоречие в существующей системе высшего образования связано с его отрывом от рынка труда и с отсутствием соотнесения образовательной степени и профессиональной компетенции.

«Запросы работодателей очень разные: одному важен быстрый выход на рынок, другому — сложные виды деятельности. Новая система высшего образования подразумевает гибкость и вариативность, участие индустрий в проектировании и реализации образовательных программ. Задача университетов-участников пилотного проекта проработать разные модели подготовки и образования. С одной стороны, рынок явно давал понять, что обучение по сложным наукоемким отраслям, таким как мехатроника и робототехника, баллистика и гидроаэродинамика, юриспруденция и химия не укладывается в 4 года, рынок не воспринимал таких специалистов. По этим направлением мы вводим базовое высшее образование, которое будет длиться не 4, а 5 лет. С другой стороны, есть направления, студенты которых уже со 2 курса готовы сотрудничать с работодателями, продолжая получать теоретические знания в университете. В ТГУ по такому принципу работают Высшая школа журналистики и Высшая IT-школа, куда конкурс абитуриентов доходил до 8 человек на место», — объяснил Луков.

Согласна с проректором ТГУ и Марина Боровская. Профессор утверждает, что запрос, который адресован рынку образования и к образовательным программам и учреждениям, связан с набором компетенций, которые необходимы. Эти компетенции должны оцениваться по квалификационным требованиям.

«Мы пытаемся устранить ту квалификационную яму, которая возникает, обучая людей, закончивших образование, по программам ДПО (дополнительное профессиональное образование, прим. РБК Ростов). И поэтому продвигаем модель непрерывного образования. В то же время мы работаем над тем, чтобы компетенции, полученные в вузе, соответствовали квалификационным задачам на рынке труда», — поделилась президент ЮФУ.

Евгений Луков отметил, что один из векторов развития системы, который прорабатывается — это быстрый «профессиональный» выход на рынок труда уже во время обучения за счет получения микростепеней или устройства образовательной программы по нормам деятельности индустрии. Это позволит студентам подрабатывать во время учебы уже в своей сфере. Например, химикам работать лаборантами, а университет и профессиональное сообщество в этом случае будет верифицировать их знания на этом уровне.

«Сегодня условия для высшей школы складываются, в целом, неплохо, потому что работодатель столкнулся с проблемой нехватки трудовых ресурсов. Также он осознает, что важно и то, каким набором компетенций специалист обладает. И поэтому наша связь — работодателей, вузов и образовательных организаций стала плотнее. Мы ответственны, за то, каким образом молодые люди проходят все ступени образования. Так как процесс образования всегда двусторонний процесс — одни дают знания, а другие их получают, то студент сам начинает быть более требовательным к тому набору знаний, которые он будет получать. Здесь тоже происходит такая диверсификация. То есть выделение тех, кто готов получать эти знания и выделение тех, кто не до конца понимает зачем пришел в высшую школу. За счет этого снижается численность поступающих в учебные заведения или поступивших и отучившихся, но не нашедших себе применения, потому что уровень их запроса был несколько ниже, чем того ждет рынок труда», — объяснила Марина Боровская.

«Для нас это очень интересный акцент, потому что разрыв между бакалавриатом и магистратурой небольшой […] Мы можем сегодня предложить студенту обучение в один год и более жесткий квалификационный запрос сформулировать с работодателем в отношении этих программ. Нельзя сказать, что для Юга России это повсеместная проблема. Нам предстоит ее обсуждать», — констатировала Боровская.

Она добавила, что на Юге страны вузы тоже начинают думать о внедрении новых систем в учебные программы вузов. Один из таких примеров — годичная магистратура.

«Магистратура теперь станет следующей ступенькой для тех, кто захочет связать свою жизнь с наукой. И очень важно, что теперь аспирантура будет максимально нацелена на результат — на успешную защиту диссертации. Конечно, преподавателям придется заново разработать учебно-методическую документацию, переработать содержание курсов. Это потребует дополнительных усилий, но это наша работа», — объяснил и.о. ректора КубГТУ Игорь Лагерев.

По его словам, для студента самым важным преимуществом новой системы станет то, что теперь, после окончания вуза по программе базового высшего образования, он будет иметь законченное высшее образование, позволяющее ему строить любые карьерные траектории.

Николай Кузнецов отметил, что вузы Ростовской области к таким изменениям готовы, а единственным минусом в настоящее время является отток лучших студентов из региона.

«Наши лучшие студенты — 100, 200-бальники уезжают из области. Это не очень желательно. Раньше такого оттока не было. Болонская система создала возможность такого оттока талантливых абитуриентов, за которыми приглядывают все столичные вузы. Они им предлагают массу льгот, а для нашего региона это все не очень хорошо», — заключил ученый.  

Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа