Ростов-на-Дону, 02 мар 2017, 16:32

Донские фермеры нацелились на собственные торговые сети

Несмотря на курс на импортозамещение донские фермерские хозяйства по-прежнему испытывают трудности при работе с торговыми сетями и ресторанами. По их мнению, решением проблемы сбыта могут стать собственные павильоны
Читать в полной версии
Фото: bashinform.ru

Чтобы увеличить продажи своей продукции донские фермеры активно идут по пути объединения в более крупные кооперативы. Однако, как было озвучено в ходе заседания клуба Агрознатоков в рамках выставки «Интерагромаш», сегодня и эти структуры испытывают не меньшие проблемы при работе с крупными торговыми сетями и заведениями общепита.

Как рассказал председатель сельскохозяйственного, снабженческого-сбытового кооператива «Павловский» Петр Смородин, основным сдерживающим фактором такого сотрудничества является потеря ликвидности фермерской продукции.

«Эффективным каналом реализации продукции могли бы стать прямые поставки в торговые сети. Но у нас есть примеры того, когда сети формируют дополнительную стоимость на предлагаемую продукцию до 100% от закупочной цены производителя. Естественно, рост цены снижает ликвидность продукции и интерес потребителя к ней, после чего, как правило, дальше сотрудничество не идет», — отметил Смородин.

Вторая проблема, возникающая при работе с торговыми сетями — это отсрочка платежа. По словам Смородина, большинство сетей позволяют себе держать отсрочку от 50 до 90 дней. Таким образом, производитель, который и так находится на грани рентабельности, вынужден поддерживать свои оборотные средства с помощью кредитов.

Самым простым путем сбыта для донской фермерской продукции являются действующие рынки. Однако, по словам представителей хозяйств, места там зачастую предоставляются по неподъемным ценам. Стоимость аренды может доходить до 20% от общего дохода, полученного в результате реализации продукции (не считая зарплату продавца и затраты на контроль качества).

По словам Петра Смородина, выходом в такой ситуации может стать развитие собственной сети торговых павильонов, где фермерская продукция различных хозяйств и кооперативов продавалась бы без наценок. В частности, такой канал сбыта сегодня тестирует «Павловский» и «Молзаготпромторг» Миллеровского СПО (порядка 70 магазинов).

Однако и при таком сценарии перед предприятиями также стоит ряд сдерживающих факторов. Это дороговизна земельных участков и услуг специалистов, осуществляющих контроль качества продукции, которая при самостоятельной торговле (вне рынка, или торговой сети) возрастает в несколько раз.

«Развитие собственных павильонов целесообразно при наличии недорогой земли, так как фермеры готовы участвовать своей продукцией, но не готовы платить существенные членские взносы на подобный проект. Пока же торговые места администрации муниципалитетов и районов готовы предоставлять только по конкурсу, как того требует закон. Хотелось бы, чтобы в этом вопросе власти пошли на встречу КФХ», — объяснил Смородин.

Как рассказал управляющий козоводческой фермой «Ламанча» (ИП КФХ Панченко) Эдуард Франко, неплохим каналом сбыта для донских фермерских хозяйств также является адресная доставка потребителям, однако этот вариант позволяет распространять продукцию при небольших оборотах и является довольно накладным для кооперативов.

«У нас есть опыт работы и с торговыми сетями. Он оказался довольно успешным с учетом того, что мы работаем в достаточно узком сегменте, но и здесь, чтобы выдержать конкуренцию нам приходилось серьезно держать не только качество, но и цены», — отметил Франко.

Еще одним практически неосвоенным донскими фермерами каналом сбыта являются рестораны. Как рассказала руководитель службы закупок УК «Хорошие рестораны» Анна Хихлунова, с введением контрсанкций в России ростовские заведения общепита более чем настроены на сотрудничество с местными хозяйствами. Наиболее востребованными категориями являются фрукты, овощи, сыр, а также мясная продукция. При этом по словам Хихлуновой, мешает налаживанию сотрудничества непонимание бизнес-процессов со стороны самих фермеров.

«При выборе партнера ресторан руководствуется в первую очередь качеством продукции, затем логистикой и ограничением суммы поставок. Зачастую фермеры хотят продавать много и сразу, но мы не можем себе позволить большие объемы, так как у нас нет для этого складов и гарантий того, что клиенту понравится блюдо именно с этим продуктом, например, если речь идет о местном сыре», —объяснила позицию Хихлунова.

Сдерживающим фактором, по ее словам, также является непрозрачность ценообразования на фермерскую продукцию и нестабильность вкусов. Так, если ресторан выбрал тот или иной продукт и готов за него платить, он должен быть уверен в том, что его качество и вкусовые особенности не будут меняться от поставки к поставке.

По данным Минсельхозпрода Ростовской области, сегодня в регионе работают более 8 тыс. КФХ. За последние 10 лет их количество в регионе сократилось примерно на 6 тыс. В 2016г. общая сумма грантовой поддержки фермеров в Ростовской области составила 433,2 млн руб., что составляет 236% к уровню 2015г. 

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code