Ростов-на-Дону, 02 июн 2021, 18:15

Рынки вместо вкладов: почему жители Дона выбирают инвестиционные продукты

Инвестирование среди физлиц в России неизбежно набирает популярность: по данным донских отделений банков, растет как число инвесторов, так и ответные предложения финансовых организаций в виде приложений и виртуальных помощников
Читать в полной версии
Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

По словам экспертов, доходы по вкладам уже не устраивают физлиц, поэтому многие из них выходят на рынок ценных бумаг. В среднем за период 2020 и с начала 2021 года спрос на инвестиционные продукты вырос в два-три раза в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет.

Много шума из ничего?

Наталья Рогачева, директор Райффайзенбанка в Ростовской области, говорит, что причин «инвестиционного бума» несколько. В первую очередь, снижаются ставки по вкладам, меняются курсы и цены на нефть, а также упрощается доступ к инструментам фондового рынка — клиенты могут покупать и продавать ценные бумаги прямо в мобильном приложении, в котором нет порога для входа: на брокерский или индивидуальный инвестиционный счета можно положить любую сумму и уже начать торговать. Кроме того, преимуществом этого инструмента выступает и ежегодный налоговый вычет.

Антон Бутенко, управляющий Альфа-Банка в Ростовской области, добавляет, что классический депозит становится менее интересным: доходность этого инструмента до 4% при ключевой ставке в 5% уже не привлекает клиентов, к тому же сами клиенты становятся более финансово грамотными, поэтому предпочитают выбирать рабочие инструменты инвестирования.

Так, например, спрос на однолетние облигации в банке ВТБ по Южному федеральному округу вырос на 33% в последнее время. По словам представителя пресс-службы, интерес обусловлен тем, что доход по ним выше, чем по однолетним депозитам — 5,5% против 4,4%.

С представителями других банков согласна и Олеся Алферова, замдиректора офиса Росбанка в Ростове-на-Дону. Она также отмечает — из-за низких ставок по вкладам многие клиенты пришли к пониманию, что необходимо пользоваться альтернативными финансовыми инструментами. Благодаря этому уровень компетенций частных инвесторов «ощутимо растет», хотя, несмотря на популярность инвестиций, вклады все еще составляют весомую часть портфелей, в которую вкладываются клиенты.

Тем не менее у некоторой части клиентов до сих пор силен стереотип, что инвестиции — «что-то из разряда финансовых пирамид», подчеркивает директор Райффайзенбанка. Все еще сильны психологические барьеры, и страх потерять деньги значительно больше, чем желание заработать. По мнению Натальи Рогачевой, в инвестировании людей останавливает отсутствие знаний, но и обучить всех осознанности вряд ли возможно. Именно поэтому профессиональные участники, которые дают доступ к торгам, должны помнить о собственной ответственности перед клиентом, иначе это может отразиться на негативном отношении к банку и фондовому рынку как к институту, подчеркивает представитель банка.

Куда несет нас рок событий

Выявленные тенденции по большей части стали последствием и ограничительных мер во время пандемии.

«У людей появились страхи, в том числе финансовые, они стали больше задумываться об управлении сбережениями. До лета цены на недвижимость росли, и было сложно делать прогнозы относительно этого рынка. К тому же самоизоляция поспособствовала накоплению средств, ведь снизилась потребительская активность, и появилось свободное время, чтобы разобраться, что такое инвестиции. В настоящий момент интерес к фондовому рынку сохраняется», — отмечает Наталья Рогачева.

По словам Ирины Дольской, заместителя управляющего ростовского отделения Сбербанка, самую высокую динамику в покупке облигаций, валютных пар и паев в ПИФах показывает именно сегмент массовых инвесторов. Эксперт добавляет, что наиболее популярные продукты среди клиентов — это облигации и акции, они занимают 63% и 37% портфеля.

Популярность ПИФов отмечают и в ВТБ: там вложения ростовчан выросли на более чем на треть. Эксперты связывают такой высокий рост с небольшим порогом входа от тысячи рублей, разнообразной линейкой фондов, которая позволяет инвесторам найти релевантное соотношение риска и доходности.

Кроме того, происходит «омоложение» клиентской базы, заявляет Ирина Дольская. По ее словам, во многом это происходит благодаря цифровым сервисам для инвестирования, как, например, мобильное приложение «СберИнвестор». По статистике, им пользуется около 54% мужчин и 46% женщин. Средний возраст инвесторов составил 36 лет, а еще 10 лет назад инвестициями интересовались клиенты около 58 лет.

Клиенты Райффайзенбанка в Ростовской области предпочитают либо инвестировать в акции самостоятельно, либо размещать коллективные инвестиции. При этом число физлиц в этой сфере заметно перевешивает — в донском регионе их около 25%. Категории инвесторов тоже самые разные: по словам Рогачевой, это бывшие вкладчики, которые не готовы рисковать и хотят получать стабильный прогнозируемый доход, поэтому выбирают облигации, и клиенты, у которых опыта не так много. Как правило, возраст последних — до 35 лет. Они не боятся инвестировать в акции и спокойно воспринимают как их двузначный рост, так и падение на рынке.

Науки пользуют везде

Доход клиентов, по словам управляющего Альфа-Банка в Ростовской области, во многом зависит от их опыта и уровня квалификации.

«Для клиентов, которые не владеют навыками и экспертизой, инвестировать на бирже очень рискованно. Для успешной работы там, как минимум, необходимо знать основы технического и фундаментального анализа. Если у вас есть такие знания, то всегда сможете заработать на бирже — как на росте, так и на падении. Если клиент, несмотря ни на что, желает попробовать инвестировать, то у всех компаний существует демонстрационный или тестовый личный кабинет, который позволяет без риска потери собственных средств попробовать свои силы в инвестировании на этом рынке», — рассказывает Антон Бутенко.

При этом он отмечает, что для безопасных инвестиций каждый человек должен иметь финансовую подушку безопасности — как минимум 3-4 зарплаты — и соблюдать три универсальных правила: инвестировать регулярно, учитывать свою готовность к рискам (например, приобретая облигации с минимальным уровнем риска или акции различных компаний, где и риск, и доход высокие) и диверсифицировать инвестиции по разным категориям, отраслям и странам, поскольку после кризиса различные отрасли, страны и экономики могут показывать разную динамику восстановления.

Не все ростовские отделения поделились с РБК Ростов примерным объемом вложений одного инвестора. Наталья Рогачева заявляет, что он редко превышает 500 тыс. рублей, почти половина инвесторов их отделения держит на счету менее 100 тыс. рублей. Аналогичную информацию представил и банк ВТБ: житель донского региона вкладывает в инвестпродукты от 100 до 150 тыс. рублей, при этом за одну облигацию или пай нужно отдать чуть больше одной тысячи рублей с учетом брокерского обслуживания.

Эксперты подчеркивают: для инвестирования подойдет абсолютно любая сумма, лучше начинать с относительно небольшой, например, с тысячи рублей, и вкладывать средства «не в один день». Если говорить об облигациях, то можно начать с той суммы, которая равнозначна вкладу при прочих равных условиях. Однако особенно специалисты призывают клиентов оценивать свой риск-профиль, чтобы не разочароваться в фондовом рынке.

«У разных клиентов разные ожидания. Одних вполне устраивает доходность в долларах 4% в год, а других не устроит доходность по ценным бумагам 20% в год. Это совершенно различные подходы и риск-политика самого клиента. Доход будет зависеть от вашей готовности рисковать и степени вовлечения в инвестиции», — отмечает Антон Бутенко.