Новые вызовы: с чем столкнулся донской телеком-рынок в 2022 году
Экономия и переходящие тренды
В январе - июне 2022 года, как отмечают игроки донского телеком-рынка, не только возникли новые тенденции, но и сохранились тренды прошлых лет. В «Ростелекоме» отмечают, что потребительское поведение в текущем году характеризовалось желанием сэкономить на услугах.
«В сложившейся ситуации все больше людей начинают экономить на ежемесячных тратах. Большим спросом стали пользоваться комплексные предложения, которые позволяют экономить на услугах — конвергентные предложения. Речь идет о пакете услуг, который позволяет объединить на одном лицевом счете домашний интернет, телевидение и мобильную связь», — пояснили в компании.
Как отметил директор филиала МТС в Ростовской области Игорь Марьясов, ключевой тенденцией можно назвать массовый переход донских предприятий на отечественные сервисы хранения данных.
«По итогам первого полугодия мы отмечаем, что объем хранимых и обрабатываемых данных в облаке провайдера «CloudMTS» в Ростовской области вырос более чем в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее популярной сферой с точки зрения применения облачных технологий стала информация и связь — на эту отрасль пришлось 37% всех подключений МТС в Ростовской области. Существенно вырос и спрос на облака в обрабатывающем производстве — доля новых подключений составила 25%», — отметил Марьясов.
Он также подчеркнул, что компании региона переносят в облако внешние сайты, онлайн-магазины, финансовые и учетные системы. Другой заметный тренд, по словам Марьясова, — донской бизнес в два раза нарастил спрос на интернет вещей. С января по июнь 2022 года наиболее активно IoT-устройства внедряли торговые предприятия и компании, специализирующиеся на управлении объектами коммерческой недвижимости.
«Например, 1С и СRM-системы, что обеспечивает непрерывность работы предприятий и постоянный доступ к высоконагружаемым сервисам из разных офисов. Это связано с желанием клиентов перенести корпоративную информацию с зарубежных площадок», — отметил директор филиала МТС в Ростовской области.
По словам директора компании «МегаФон» в Ростовской области Алексея Баркова, операторы сфокусировались на работах, которые позволяют оптимизировать характеристики сети, перераспределить нагрузку, в том числе за счет перевода частот, которые использовались для 2G, в 4G. Это позволило закрыть так называемые «белые пятна» — места, где наблюдалась недостаточность покрытия.
«Основной тренд стабилен уже несколько лет — снижается количество голосовых вызовов, а объем потребляемого интернет-трафика растет. Люди совершают звонки через мессенджеры, качают информацию, смотрят видео. В корпоративном секторе кратно вырос спрос на российские IT-решения, и он продолжит расти дальше. В первую очередь это сервисы по кибербезопасности — мы отмечаем рост в восемь раз. Облачные технологии показали рост на 100%, потребление IoT-решений выросло от 40 до 71%, в зависимости от сегмента бизнеса», — подчеркнул Барков.
В корпоративном сегменте в текущем году в компании Tele2 отмечают рекордное количество запросов на услуги на основе аналитики big data: компании стремятся сохранить действующих и найти новых потребителей своих товаров и услуг. Организации анализируют свои отрасли и работу коллег, а также изучают потребности и интересы клиентов для формирования предложений. Также бизнес-клиенты стали уделять внимание улучшению качества предоставляемого сервиса.
«Наши абоненты традиционно выбирают тарифы с большим объемом гигабайтов. Например, число подключений к тарифу «Мой онлайн +», включающему 30 Гб, в первом полугодии 2022 года увеличилось более чем в три раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В целом «тяжелые» пакеты выбирают 66% новых абонентов. В свою очередь тарифы с небольшими объемами услуг становятся все менее популярными», — отметили в пресс-службе компании.
Переходим на свое
Весной ряд диджитал-компаний, производителей оборудования и разработчиков программного обеспечения (ПО) из западных стран прекратили деятельность в РФ или приостановили сотрудничество. Как рассказал директор компании «МегаФон» в Ростовской области Алексей Барков, сложившаяся ситуация развивалась быстро, но «не мгновенно», поэтому компании удалось подготовиться.
«Мы создали собственный запас оборудования. На текущий момент мы построили больше, чем в первом полугодии прошлого года. В прошлом году мы запустили и модернизировали рекордное количество объектов 4G-связи — свыше 500 базовых станций в Ростовской области. Благодаря этому скоростной интернет стал доступен более 1 млн человек. В 2022 году проведены работы еще более чем на 60 объектах связи», — пояснил Барков.
Он также добавил, что российское ПО уже лежит в основе работы множества сервисов, в том числе тех, которые предлагает «МегаФон».
«Это облачные технологии, решения в сфере кибербезопасности, интернета вещей и аналитики больших данных. Во всех этих сегментах у российских компаний есть необходимая экспертиза, чтобы составить достойную конкуренцию ведущим международным IT-игрокам», — рассказал Барков.
Как отметил Игорь Марьясов, для предпринимателей в МТС уже сейчас готовы предложить отечественные аналоги программного обеспечения и комплексные решения.
«MS Office прекрасно заменит «Мой офис». Это комплекс приложений и систем для профессиональных коммуникаций и работы с документами в облаке, офлайн на любых устройствах. Включая модули: текст, таблица, презентация, аналитика, почта, календарь и контакты. Также мы готовы предоставить своим клиентам различные цифровые решения для работы в режиме онлайн, от умных касс до облачных хранилищ данных. В своей облачной платформе мы используем наиболее надежное и производительное оборудование от признанных отраслевых лидеров, сервисы для обеспечения информационной безопасности, включая межсетевые экраны, защиту от DDoS-атак, систему мониторинга информационной безопасности SOC, защиту веб-приложений WAF Premium, антивирусную защиту виртуальных машин», — рассказал Марьясов.
Также в компании в первом полугодии запустили новую модель онлайн-кассы с поддержкой Системы быстрых платежей.
«МТС Касса 5 Pro — единственный на российском рынке мобильный смарт-терминал со встроенным полноценным матричным имидж-сканером. Сканер подойдет для считывания изогнутых и поврежденных штрихкодов, в том числе в условиях плохой освещенности», — добавил директор филиала МТС в Ростовской области.
В Tele2 «РБК Ростов» рассказали, что компания регулярно общается с вендорами из разных стран по вопросам поставок необходимого оборудования. Вместе с тем оператор активно участвует во всех процессах, связанных с импортозамещением.
«Решению проблем с дефицитом инфраструктурного оснащения должен способствовать недавно созданный индустриальный центр компетенций по замещению зарубежных цифровых продуктов в сфере мобильной связи. В отрасли есть компании, готовые разрабатывать и поставлять нужные технологические решения. Учитывая эти факторы, мы рассчитываем, что поставки оборудования восстановятся за год», — резюмировали в компании.
В «Ростелекоме» подчеркнули, что вызовы и возможные риски в своей деятельности в компании учитывают постоянно.
«В нашей стратегии мы руководствуется принципами, которые основаны на импортозамещении, наличии качественной криптозащиты и отечественном программном обеспечении. Наша компания последние пять лет ставила фокус на создании собственных решений, и за эти годы многие из них уже стали технологически независимы», — отметили в компании.
При этом «стопроцентное импортозамещение» в «Ростелекоме» охарактеризовали как цель, которую «крайне трудно достичь».
«Цена вопроса может быть очень высокой. Нужен умный и гибкий подход к импортозамещению, сочетающий разные инструменты и подходы. Благодаря системной работе правительства «Ростелеком» существенно продвинулся в этом плане. Все государственные проекты развития телеком-инфраструктуры, в том числе в рамках нацпроекта «Цифровая экономика РФ», реализовывались с приоритетом для отечественного оборудования», — рассказали в «Ростелекоме».