Ростов-на-Дону, 04 дек 2020, 13:07

Как введение «Честного знака» повлияет на молочные заводы Дона

Читать в полной версии

К 2024 году в России планируют создать единую систему маркировки товаров «Честный знак». С 1 января 2021 года она начнет действовать для сферы пищевой промышленности, в частности, для производителей молочной продукции. По данным официального сайта государственной системы маркировки и прослеживания «Честный Знак», основная задача новой меры — гарантировать потребителям качество и подлинность товара. Каждый покупатель может просканировать код на упаковке и узнать, где был произведен товар (и соответственно, где нанесли код), из чего состоит продукт, а также какой путь он проделал до полки магазина. Таким образом, обязательная маркировка должна сократить число пострадавших от подделок и увеличивает число легального бизнеса в стране.

«Для бизнеса, особенно в современных условиях, внедрение маркировки — это дорогостоящий процесс. Изначально у проекта благая цель — проследить движение товаров от производителя или от момента поступления в РФ до конечного потребителя. По ряду категорий это возможно. По другим направлениям вопрос требует детальной проработки», — рассказала директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова.

По ее словам, в настоящее время это становится дополнительным финансовым бременем для производителей, в то время как эффективность системы сложно оценить.

«Но уже сегодня можно сказать, что эта мера вряд ли спасет нас от фальсификата и контрафакта. Производители могут быть зарегистрированы в системе «Честный знак». Но маркировки сама по себе не предполагает соответствия состава товара этикетке. Качество и легальность можно проверить только с помощью исследований», — отмечает глава департамента.

Как отмечают эксперты и игроки рынка, цифровая маркировка во многом повторяет функционал внедренной ранее системы «Меркурий», которая была запущена в 2018 году.

«Когда запускали «Меркурий», тоже было много разговоров насчет сложностей при работе в этой системе, были проблемы с финансированием. Но она заработала и уже два года функционирует. Система позволяет отслеживать объемы производства сырого молока и его движение. Мы видим, сколько сырья приходит, сколько продукции уходит. Если предприятие получает на переработку условно 10 тонн молока и выпускает 10 тонн сливочного масла, то можно оценить, насколько ответственно компания работает», — рассказал и.о. начальника отдела ветеринарного контроля и надзора управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Павел Яблоновский.

По его словам, благодаря «Меркурию» Россельхознадзор выявил предприятия, где объем поступающего сырья не соответствовал количеству отгружаемой продукции. Такие факты брались на контроль и впоследствии выявлялись «фантомные» заводы, отсутствующие по месту регистрации, или фиксировались случаи замены молочного жира растительным.

Проблема контрафакта в этом сегменте стоит не так остро, как во многих других отраслях. Реальная доля молочного фальсификата на рынке составляет порядка 3%, отмечает заместитель председателя комитета московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова. Она не выше, чем в отрасли мясопереработки, которую освободили от необходимости внедрять цифровую маркировку.

Дорогое удовольствие

По словам Марины Петровой, в первый год затраты по всем статьям для предприятия, принимающего в сутки 150-200 тонн молока и имеющего 10-13 линий фасовки, составят 400-600 млн рублей. Это приведет к росту себестоимости продукции на 10-20%.

Сложнее всего придется небольшим производителям, у которых относительно старые упаковочные линии. Им потребуется модернизировать существенную часть их оборудования.

«Затраты складываются из линий фасовки, программного обеспечения, новых специалистов. У крупных производителей расходы оптимизируются за счет новых линеек и величины предприятий, которые позволяют снизить траты на единицу продукции», — отмечает Петрова.

Только стоимость программного обеспечения, которое требуется для отслеживания пути товара от линии упаковки до потребителя составляет от 5-9 млн рублей, рассказал руководитель отдела ИТ ООО «Белый медведь» Хорен Чинарьян. Помимо этого, нужны еще аппаратные комплексы для кладовщиков и многое другое.

«Помимо стоимости оборудования есть масса потенциальных проблем и вопросов. Как наносить дата-матрикс на разные виды этикеток? Предприятия сейчас не готовы к этому. Так как маркировка крупная по размеру, увеличится расход чернил. Чем меньше продукция, тем выше будет удорожание на единицу. Стоимость сырка, например, небольшая. Но добавим 50 копеек с «Честного знака», работу людей, которые будут считывать коды. Его цена вырастет вдвое», — отмечает представитель компании.

Пока что производители оценивают свои возможные затраты и ищут специалистов, а также подрядчиков для проведения работ. В частности, возникает вопрос с этикетами, так как типографии также не владеют точной информацией, как все должно выглядеть и сколько стоить.

«Мы пока не знаем, на сколько человек потребуется увеличить штат, какое оборудование требуется закупить. Нет ответов на многие вопросы, как маркировать и сырки весом 90 гр, 20-килограммовые ящики со сливочным маслом и головки сыра на 7-8 кг? Удорожание будет разным. Многие позиции могут полностью выйти из оборота», — считает заместитель генерального директора по общим вопросам ООО «Семикаракорский сыродельный комбинат» Анна Фомина.

Производители и профильные ассоциации выступают за отмену цифровой маркировки для молочной продукции, отмечает Марина Петрова. По ее словам, в ближайшее время из-за пандемии и сопутствующих кризисных явлений в целом снизится потребительских спрос, покупатели будут делать выбор в пользу более дешевой продукции, а многие позиции окажутся под угрозой вымывания из ассортимента.

По ее словам, уже сейчас рентабельность производства многих позиций в сегменте приближается к нулю, так как молзаводы стараются удержать спрос на прежнем уровне и не повышают цены.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору