PROВино, 05 июл, 18:30

Шанс Юга: виноделы ЮФО оценили планы по вводу квот на российское вино

Рестораны РФ планируют обязать ввести квоты на отечественное вино. Виноделы Юга считают, что мера поможет продвигать местную продукцию. Рестораторы отмечают необходимость проработки закона, выяснил РБК Краснодар
Читать в полной версии
Фото: unsplash.com

В России планируют принять закон, обязывающий рестораторов выделить квоту в меню для российских вин, сообщали «Известия» со ссылкой на главу департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никиту Кузнецова. Предполагается, что будет установлена единая доля в меню, которая со временем будет увеличена. Парламентарии считают, что эта мера станет серьезным стимулом для развития отечественного рынка и приведет к более тесному взаимодействию производителей, дистрибьюторов и торговых сетей.

Виноделы Юга полагают, что эта инициатива поддержит отечественных производителей и привлечет внимание потребителей к их продукции. По мнению рестораторов, у отечественного производителя пропадет необходимость конкурировать, что может негативно отразится на качестве вина.

Виноделы ликуют

По мнению виноделов, введение квоты на отечественную продукцию будет способствовать привлечению внимания потребителей к их продукции. Процент представленности южных вин в ресторанах зависит от уровня компании. Представленность в сегменте HoReCa продукции «Цимлянских вин» увеличилась год к году в два раза, поделился амбассадор бренда Алексей Матвиенко. По данным аналитиков рынка, в 2023 году процент продаж вин бренда «Фанагория» в сегменте HoReCa составляет к 4,5 — 4,9% в общем объеме продаж. Доля в ресторанах от общих продаж «Винодельни Спасибенко» составляет 5%, рассказал ее основатель Николай Спасибенко. «Семейная винодельня Литавщука» продает около 2% своей продукции в сегмент HoReCa и планирует увеличить этот объем до 30%, сообщил владелец винодельни Дмитрий Литавщук.

Квота на меню в ресторанах поможет увеличить объем продаваемой продукции, однако с трудностями могут столкнуться обе стороны, поделился генеральный директор винодельни «Фанагория» Петр Романишин. У рестораторов может сократиться винная карта, так как в Российской Федерации всего несколько винодельческих регионов: Краснодарский край, Дагестан, Крым, немного производит Поволжье и Ростовская область. Виноделы, в свою очередь, могут столкнуться с проблемами логистики по стране. В отдаленные регионы винодельням доставлять продукцию проблематично — существует очень высокий риск попадания в зависимость от федеральных дистрибьюторов.

«Еще очень важно добиться того, чтобы люди, которые работают в ресторанах и в сфере услуг, гордились тем, что они россияне и тем, что они предлагают российский продукт», — подчеркнул Петр Романишин.

Виноделы сходятся во мнении, что необходимо продвигать бренд российского вина. Энотуризм и фестивали успешно справляются с этой задачей. По прогнозам производителей, идея квотирования в ресторанах также даст возможность обратить внимание гостя на то, что и в России производят качественные вина. В то же время эта инициатива должна быть конкретизирована.

«Я считаю, что необходимо в закон ввести понятие «местная» или «региональная» продукция или вино. То есть, например, рестораны Краснодарского края должны продавать отечественное вино. Однако сейчас они забиты, например, крымскими винами, а краснодарских вин практически нет в меню. Это проблема. Поэтому стоит дополнить, что должно быть «местное» или «региональное» вино. Я думаю, что это будет справедливо и правильно», — прокомментировал Дмитрий Литавщук.

Рестораторы озадачены

В ресторане Co-Co Chalet на Красной Поляне доля отечественных вин уже составляет 50%. В винной карте сочинского ресторана «Баран-Рапан» представлено более 100 sku (устоявшийся международный термин, обозначающий идентификатор товарной позиции) от 50-ти производителей из разных регионов России.

«Уверен, рестораны в горном кластере Сочи не заметят требования об обязательной квоте на российские вина и не будут вынуждены перекраивать бюджеты и менять винные карты. У них их уже больше обязательного минимума», — поделился маркетолог, эксперт по заведениям в Красной Поляне Андрей Шишкин.

В Ростове-на-Дону в фудмаркете «Запад» доля российских вин в картах уже более 20%, поделился управляющий заведения Сергей Кесельман. Он также отметил, что растет не только количество вин, но и цена на них. Кроме того, представители ресторанного бизнеса сомневаются, что предложение отечественных производителей перекроет спрос на вина.

«Вводя эту норму, открывая в ресторане карту мы будем видеть примерно один и тот же набор вин. Давайте спросим у этих производителей, готовы ли они обеспечить вином все рестораны Российской Федерации. Если честно, то мы сейчас испытываем дефицит вин», — отметил шеф-сомелье ресторана «Баран-Рапан» Максим Кочнев.

Рестораторы также отмечают, что с введением квот могут возникнуть и проблемы с нарушением концепции заведения. Необходимо учесть разнообразие ресторанного бизнеса и дать возможность заведениям адаптироваться к новым требованиям без ущерба их конкурентоспособности и свободы выбора потребителей.

«Квоты — это всегда плохо. Зачем в итальянском ресторане российские вина? Или в грузинском? Рынок надо завоевывать качеством, маркетинговыми активностями, рекламой, а не квотированием», — поделился Сергей Кесельман, управляющий кофейни «Сахар», ближневосточного бистро «Сабаба», гастромаркет «Сокол», фудмаркет «Запад».

В итоге рестораторы едины во мнении, что введение квоты повлияет на правила рынка в худшую сторону. У отечественного производителя пропадет необходимость конкурировать, что может негативно отразится на качестве вина.

«Хотите помочь российским виноделам — ограничьте ввоз импорта на территорию страны», — подчеркнул совладелец ресторана Co-Co Chalet Александр Павлов.

Российское вино — в невинодельческие регионы

Мнения экспертов по поводу инициативы российских законодателей расходятся, в основном, из-за вопросов об уточнении законодательной инициативы.

На сегодня не более 4% вин, производимых в России, продается в ресторанах. Основной объем распространяется в рознице различной специализации, поделился директор российского отделения Всемирной организации винного туризма, член общественного совета Минсельхоза России Леонид Попович.

«У большинства российских производителей вина линейки адаптированы под розничной формат, эти вина практически не подходят для того, чтобы представлять его в ресторанах, где другой принцип подбора с точки зрения сортового состава, гастрономичности вин, его сочетания с блюдами. И это далеко не все, на что обращают внимание специалисты ресторанной отрасли, от которых зависят формирование винной карты ресторана. Другими словами, нужно время, чтобы рынок перестроился», — акцентировал бизнес-аналитик, эксперт рынка HoReCa Денис Завалишин.

Эксперты отмечают, что при введении квоты может возникнуть и проблема с логистикой из-за того, что многие винодельни не работают напрямую. Так, при введении квоты HoReCa начнет запрашивать объемы, которые многие дистрибьюторы не смогут поставить. Кроме того, есть опасения, что произведенного объема продукции не хватит, чтобы закрыть квоты. Спорная ситуация и с распределением этих квот по регионам. Леонид Попович убежден, что важно вводить квоты по всей стране, в то время, как некоторые эксперты подчеркивают важность продвижения в невинодельческих регионах.

«Все россияне достойны увидеть в ресторанах российское вино, и выпить его, и понять, какое оно хорошее. Юг России, создающий вина, сегодня работает на всю страну, а не только на свою территорию», — поделился Леонид Попович.

Руководитель Национального агентства маркетинга российского вина («НАМ российского вина!») Павел Майоров отметил, что квоты в невинодельческих регионах должны быть выше.

«Если и вводить квоты, то я бы говорил о том, что эти квоты должны вводиться в пользу российского вина именно в невинодельческих регионах. Это как раз позволит больше продавать продукции на этих территориях, это будет улучшать логистические шаги, будет увеличивать коммуникацию между дистрибьюторами в более удаленных регионах. Это хотя бы какую-то пользу принесет, если квота на продажу российского вина в HoReCa в невинодельческих регионах будет выше», — пояснил Майоров.

Эксперты также по-разному оценивают сроки, которые потребуются для введения новой нормы. Денис Завалишин и Павел Майоров считают, что необходимо около года, Леонид Попович убежден, что при введении квоты в законодательном порядке чисто технически понадобится от недели до трех.

Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов