Ростов-на-Дону, 05 дек 2017, 17:12

По-мелочи: почти половина взяток в РО приходится на сумму до 10 тыс. руб.

Около половины преступлений коррупционной направленности в Ростовской области приходится на дачу и получение мелких взяток. По словам экспертов, такие взятки чаще всего берут правоохранители
Читать в полной версии
Фото: Андрей Старостин

В текущем году в Ростовской области только по линии прокуратуры выявлено 260 фактов мелкого взяточничества, это около 40% преступлений коррупционной направленности, зафиксированных с начала 2017 года.

По словам исполняющего обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Ростовской области Романа Барабаша, это лишь «верхушка айсберга».

«Это лишь малая часть преступлений, которые имеют место быть. Дело в том, что коррупционные преступления обладают высокой латентностью, большая часть таких правонарушений, по сути, носят форму сделки и участники остаются не выявленными в силу того, что нет лиц, которые были бы сообщили о факте преступления. Потому как обе стороны все устраивает», — отметил Барабаш.

Он также добавил, что из числа тех, кто получает мелкие «бытовые» взятки большинство — сотрудники правоохранительных органов и в частности, сотрудники ГИБДД.

«К большому сожалению, большую долю нарушителей в этой категории составляют представители правоохранительных органов — 55%. Далее следуют педагоги — на них приходится 16,7% нарушений, доля нарушителей из числа медицинских работников — 10%. Остальные — сотрудники бюджетных учреждений, контролирующих органов, мелкие чиновники», — рассказал Барабаш.

Как отметил заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Ростовской области Тарас Гайко, такое число выявленных преступлений объясняется постоянным контролем за правоохранителями.

«Сотрудники полиции 24 часа в сутки контролируются представителями следственного комитета, ФСБ. Эта работа проходит на постоянной основе, поэтому и статистика соответствующая, много раскрытых преступлений, соучастниками которых были полицейские. Но это не значит что представители других профессий в разы меньше или больше берут или дают взятки. Просто отличается контроль, он по другому происходит», — подчеркнул Гайко.

По мнению старшего инспектора 2-го отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Ростовской области Александра Яковлева, у граждан нет общего понимания ситуации, в частности, понимания того, что мелкое взяточничество и бытовая коррупция преследуются законом.

«Питательной средой является правовой нигилизм у наших граждан. В большинстве своем люди не считают это преступлением, а лишь мелким нарушением или, что хуже, платой за быстрое достижение результата. Нужно проводить просветительскую работу, чтобы наши граждане понимали, что даже мелкая взятка — это серьезная уголовная ответственность. Коррупция должна быть неприличной, люди должны это понимать, тогда ситуация изменится», — рассказал Яковлева.

Он также добавил, что законодательство продолжает совершенствоваться, однако, этого того недостаточно и ситуация с мелкой коррупцией требует профилактической работы. Эту точку зрения поддержал и профессор кафедры процессуального права Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС Сергей Воронцов.

«Нам надо сделать так, чтобы члены нашего общества докладывали о коррупционных фактах, сигнализировали. Чтобы этого порока избежать, нашему обществу нужно поменяться. Это должно происходить на уровне семьи, на уровне воспитания. Профилактическая работа необходима, это факт. Правоохранительные органы сдерживают этот натиск, но нужно и участие общества. Гражданского общества», — сообщил Воронцов.

Ранее РБК Юг сообщал о том, что в январе—сентябре 2017 года число экономических преступлений, совершенных на территории Ростовской области, сократилось на 21%. Так, за девять месяцев текущего года число преступлений экономической направленности превысило 2,2 тыс. С этим показателем донской регион находится на 6 месте российского рейтинга.

Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist