Ростов-на-Дону, 09 дек 2014, 17:49

Ритейлеры связывают рост цен на продовольствие в РО с паникой потребителей

По данным Росстата, потребительские цены в России в нынешнем году по сравнению с прошлым годом выросли в среднем на 19,6%. Как отметили выступавшие на круглом столе «Повышение цен: спрос, дефицит и потребительские ожидания в Ростовской области», организованном ИА "РБК-Ростов", рост цен в ряде случаев поддерживается ажиотажным потребительским спросом, но есть и объективные рыночные причины удорожания некоторых видов продовольствия.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Наибольший рост среди продуктов питания продемонстрировала гречка, которая за 11 месяцев 2014г. поднялась в цене более чем на 30% (только за последнюю - на 16%). Сахар за этот же период подорожал на 21% - в том числе в связи с тем, что урожай сахарной свеклы по итогам нынешнего аграрного года в России оказался на 4% ниже в сравнении с прошлогодним показателем.

Несколько иные цифры приводят представители торговых сетей. По данным генерального директора ООО «Солнечный круг» (управляет локальной сетью одноименных супермаркетов) Александра Кириенкова, 800-граммовая упаковка гречки с начала осени подорожала на 154% (с 18 руб. 10 коп. до 46 руб.), трехкилограммовая — на 140% (с 65 руб. 40 коп. до 172 руб. 50 коп). Белорусские сыры подросли в цене на 20,7%, сыры Семикаракорского сырзавода — на 26%.

«Причина удорожания сырной продукции связана с сокращением экспорта белорусского сыра (Россия сейчас не покупает товары 9 белорусских предприятий - прим. ред), чем и воспользовались местные производители», - пояснил Кириенков.

Стоимость сахара в ростовских магазинах, по его оценкам, увеличилась с сентября по декабрь на 21%; птица, подорожавшая с начала осени на 30-40%, к декабрю отыграла вниз около 20%. При этом куриные яйца производства аксайской птицефабрики с сентября по декабрь выросли в цене на 21%, а таганрогской — на 33,1%. Стоимость кондитерских изделий производства «Золотого колоса» увеличилась за это же время на 38,1%.

По подсчетам Кириенкова, рост цен на продукты питания привел к оттоку 7-8% покупателей в магазинах сети «Солнечный круг». При этом, заявил Кириенков, максимальная наценка на товары в его торговой сети не превышает 20%.«Хотел бы отметить, что сети не причастны к удорожанию продуктов», - отметил он.

Заместитель директора филиала «Южный» Х5 Retail Group Алексей Полянский особо отметил, что торговые сети отсылают любую информацию о подорожании продуктов в департамент потребительского рынка Ростовской области, либо в региональное УФАС.

По словам генерального директора ГК «Агротехник» Вадима Бандурина, причина повышения стоимости сельхозпродукции заключается, в том числе в зависимости сельскохозяйственных предприятий России от импортных кормов, удобрений и техники. «За них приходится расплачиваться в евро и долларах, а мы все знаем, как обстоят дела с курсом валют», - заявил он.

При этом эксперты сошлись во мнении, что в некоторых случаях (прежде всего с гречкой) удорожание обусловлено возникшей на рынке паникой, которой воспользовались производители.

«Такой рост цен на гречку является необоснованным, поскольку ни коньюнктура рынка, ни санкции никак не могли подогреть стоимость продукта», - отметила старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова. По данным минсельхоза РФ, урожай гречки за прошлый года составил 744,7 тыс. т (на 8% больше, чем в 2012 г) при потребности в 550 тыс.т. «Среднестатистический россиянин съедает в среднем 3,5 кг. гречки в год. Сейчас жители региона скупили трехмесячный запас этой крупы», - уточнил директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов.

По его словам, законодательство РФ позволяет регионам в случае более чем 30% удорожания некоторых видов товаров обращаться в минэкономразвития с просьбой заморозить цены. «Последний раз мы это делали в 2010 г., когда повысилась стоимость гречки. Однако правительство тогда не стало принимать таких мер», - сказал Иванов.

Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist