Ростов-на-Дону, 13 апр 2023, 13:32

Новые возможности: как развивается легкая промышленность в СКФО

В 2022г. легпром РФ столкнулся с беспрецедентным количеством вызовов, считают эксперты. Несмотря на это, по их мнению, у продукции, в том числе из СКФО, есть возможность занять место ушедших зарубежных брендов
Читать в полной версии
Фото: Анатолий Мирошниченко

После ухода с российского рынка зарубежных брендов для отечественных предприятий легкой промышленности открылись новые возможности для развития. По данным Минпромторга РФ, потенциал импортозамещения товаров легпрома на сегодняшний день составляет более 2,5 трлн рублей.

Вызовы и новые возможности

В прошлом году, по словам директора ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности» Константина Бандорина, легкая промышленность РФ столкнулась с беспрецедентным количеством вызовов.

«В 2022 году было как минимум пять вызовов: сырье, химия, софт, производство, оборудование. Все это послужило для того, чтобы изменить технологические карты, технологические процессы. И сейчас идет перенастройка», — заявил Константин Бандорин в ходе международных выставок «Мягкое золото России» и «Легпром 2023» в Пятигорске. По его мнению, возникшие проблемы также будут новыми возможностями, которые дальше нужно будет решать и двигать легкую промышленность.

С ним согласна и президент Палаты текстиля и моды Светлана Мельниченко. «В связи с нынешними событиями мы потеряли доступ к софтам. Это хорошо почувствовали конструкторы и дизайнеры. На сегодняшний день российский софт не отвечает мировым требованиям, которые необходимы для развития технологий в области конструирования и дизайна одежды. У нас есть русские софты, но их нужно развивать», — сказала она. Кроме того, многим предприятиям пришлось столкнуться с тем, что оборудование было очень трудно завезти в страну, и из-за этого многие из них остановились в развитии.

Что касается сырья, то, по словам президента Российского союза производителей одежды Светланы Беляевой, по объему производства серьезный прирост был по синтетическим материалам, чего нельзя сказать об объемах производства тканей из натуральных волокон.

«Но в перспективе эти потребности обеспечиваются расширением взаимодействия с дружественными странами, в том числе с Белоруссией, Узбекистаном, Турцией, Китаем, Ираном, Южной Кореей, налаживаются новые логистические цепочки», — сказала она.

Кроме того, по ее словам, в целом производство одежды потребовало более серьезных вложений (ввоз запчастей, оборудования). «Эта проблема решается оптимизацией затрат на производстве, в частности за счет обнуления пошлин на ассортимент сырья, тканей, оборудования, комплектующих, которые не производятся у нас в стране и ввозятся из-за рубежа», — сказала Беляева.

Рост спроса на отечественную продукцию

Директор департамента легкой промышленности Минпромторга РФ Вера Хмырова рассказала, что на сегодняшний день жители России на 90% одеты в иностранные вещи, и только на 10% — в отечественные. При этом в настоящее время у общества есть запрос на российские товары. «Прошлый год и два месяца этого года показывают стабильный уверенный рост производства отечественной легкой промышленности. Причем рост как в сегменте текстильных трикотажных изделий, так и одежды», — сказала она.

Представитель Минпромторга добавила, что Северо-Кавказский федеральный округ занимает небольшое место в общем объеме производства легкой промышленности РФ, его доля составляет 1,3%, но тем не менее здесь развиваются ключевые производства.

«В Ставропольском крае это швейная и меховая индустрия. Карачаево-Черкесия предлагает отличные трикотажные изделия и шерсть. Дагестан также прекрасный поставщик шерсти для отечественных компаний <...>, здесь развивается кластер обувной промышленности. Мы видим, что появляются новые производства и точки по изготовлению обуви <...>. Северная Осетия — прекрасный швейный регион, отличные крупные фабрики», — отметила Хмырова.

Востребованность и конкурентоспособность

Эксперты и представители власти сошлись во мнении, что у российской продукции есть возможность занять место зарубежных брендов, которые ушли с рынка.

«Отечественные бренды развиваются, они становятся узнаваемыми потребителями, и потребитель возвращается к ним. Это признак того, что мы двигаемся правильно», — сказала Хмырова.

По ее словам, задача Минпромторга — расширить объем потребительского сегмента. «Мы понимаем, что это не произойдет завтра, послезавтра, а постепенно, увеличивая долю отечественного производителя в потребительском сегменте, отыгрывая ее у иностранных производителей», — заявила Хмырова.

Президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов также считает, что на сегодняшний день продукция российских производителей-меховщиков абсолютно конкурентоспособна и востребована у российских покупателей. И на текущий момент она находится на достаточном уровне для продвижения вперед.

«Введением санкций против российского пушно-мехового комплекса европейские компании подорвали свой потенциал. И сегодня есть возможность занять освободившиеся ниши европейских производителей», — сказал Столбов.

Председатель совета директоров ООО «Многофункциональный деловой центр «Мягкое Золото» Арон Мардахаев добавил, что у российских производителей есть все, чтобы показать свое качество и рост.

В свою очередь генеральный директор института развития «Кавказ.РФ» Андрей Юмшанов выразил мнение о том, что производство качественной продукции из кожи и меха на Ставрополье может стать дополнительной точкой притяжения для туристов в СКФО.

«Сегодня мы не зря видим среди сегмента выставки («Мягкое золото России» — прим.) народные промыслы, которые показывают, сколько у нас еще нереализованных резервов. Десятилетиями накопленный творческий опыт мы можем в дальнейшем развивать, в рамках легкой промышленности создавать какой-то новый качественный продукт, который был бы тесно связан с определенной территорией и был бы дополнительной точкой притяжения туристов», — сказал Юмшанов.

Что нужно для развития легпрома в СКФО

По мнению Мардахаева, для дальнейшего развития легкой промышленности Северо-Кавказского федерального округа необходимо наращивать кадровый потенциал и создавать собственное технологическое оборудование.

«На сегодняшний день все профессии, которые есть в легкой промышленности, востребованы — от швеи до модельера и дизайнера. Задача — это растить кадры, резерв и заполнить вакансии», — рассказал Арон Мардахаев.

По словам заместителя министра экономического развития России Сергея Назарова, совместно с Минпросвещения РФ была сформирована программа для корректировки системы среднего профессионального образования исходя из запросов различных отраслей и обеспечения необходимыми кадрами, в том числе в легкой промышленности. Также планируется сформировать межведомственную группу для более детального рассмотрения вопросов от производителей.

Кроме того, Сергей Назаров считает, что число малых и средний предприятий легкой промышленности на Северном Кавказе требует формирования кластерного подхода. Это позволит бизнесу воспользоваться мерами господдержки, снизить себестоимость и повысить качество продукции.

Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские