Ростов-на-Дону, 13 ноя 2023, 18:42

Черный список: власти Дона – о создании базы недобросовестных поставщиков

В России планируют создать единую базу недобросовестных поставщиков в сфере промышленности. Власти и эксперты Ростовской области рассказали, как эта инициатива повлияет на региональный бизнес.
Читать в полной версии
Фото: Freepik

Минпромторг РФ поддержал создание реестра, который будет информировать предпринимателей о недобросовестных производителях и поставщиках промышленной продукции. В него попадут компании, у которых были административные наказания или обвинительные приговоры по уголовным делам в сфере нелегального оборота товаров, сообщают «Известия». До этого в документе Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ до 2025 года уже был план по проработке вопроса о создании базы недобросовестных поставщиков и определению источников её финансирования.

Председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям Игорь Бураков пояснил, что в регионе подобных реестров пока нет. Однако, по словам парламентария, создание федеральной базы может стать толчком к ее появлению и на уровне региона.

«Подавляющее большинство инициатив Минпромторга РФ после их реализации демонстрируют свою высокую эффективность и полезность для развития российской промышленности. Я думаю, что такой реестр станет определенным ориентиром для потребителей, а также действенной профилактической мерой против недобросовестных компаний. Этот механизм позволит ранжировать поставщиков и избегать недобросовестных партнёров. Сократится количество криминальных историй, судебных споров, связанных с действиями недобросовестных поставщиков, на их уловки будет попадаться меньше потенциальных клиентов. Снизится нагрузка по этому направлению на суды, правоохранительную систему», — прокомментировал Бураков.

По его словам, ранее в стране возникали инициативы по созданию базы надежных поставщиков. «Были похожие инициативы, но речь шла о реестрах тех, кому можно доверять, то есть добросовестных компаний. Сейчас к решению одной и той же проблемы подошли и с противоположной стороны. Думаю, в целом создание реестра недобросовестных компаний в сфере промышленности приведет к оздоровлению рынка и снижению рисков, что в том числе поспособствует снижению непродуктивных издержек, а значит и к росту конкурентоспособности отечественной продукции», — подчеркнул депутат.

Как отметила директор Регионального фонда развития промышленности Ростовской области Ольга Калинина, при создании реестра недобросовестных поставщиков необходимо уделить большое внимание критериям, по которым компании будут попадать в базу. «Есть реестр перевозчиков ATI.SU, по которому можно отслеживать их репутацию. Думаю, если создать реестр недобросовестных промышленных поставщиков по его аналогии, то он будет работать. Однако такой базе нужны четкие прозрачные критерии, что в силу разнообразия поставщиков может вызвать вопросы по их универсальности», — пояснила Калинина.

Список недобросовестных компаний, по мнению директора Регионального фонда развития промышленности Ростовской области, будет особенно актуален в проведении госзакупок, а к массовому использованию реестра предприниматели могут прийти спустя время.

«Со временем, возможно, реестром будут пользоваться массово, потому что так называемая должная осмотрительность сейчас актуальна. В таких случая в первую очередь смотрят на уплату налогов, на репутацию фирмы. Сначала реестр может не пользоваться популярностью, однако со временем, я думаю, к нему будут обращаться все больше предпринимателей. Особенно актуально это будет для госзакупок», — добавила Калинина.

Альтернативную точку зрения высказал коммерческий директор компании ООО «Мулти Табако» Денис Афанасьев. По его мнению, единая база может быть полезна в госзакупках, однако в ходе коммерческих сделок ее использование маловероятно. В сегменте, не участвующего в государственных сделках, это не окажет существенного влияния на рынок.

«Бизнес делают люди, а не реестр. Предприниматели в коммерческих сделках редко оценивают поставщиков с точки зрения того, входят ли они в какие-то списки или нет. Конечно, на начальном этапе анализ службы безопасности поможет руководителю узнать, что тот или иной поставщик входит в реестр недобросовестных и, может быть, для кого-то он отсеется. Но для этих целей «безопасники» используют другие программы. Однозначно, создание такого реестра не помешает. Но, если подумать, вряд ли он глобально повлияет на рынок», — считает Афанасьев.

В целом же, по словам начальника управления инвестиций и инноваций Торгово-промышленной палаты Ростовской области Валерия Королева, для прозрачного взаимодействия поставщиков и покупателей необходимо саморегулирование процессов сделок, которому может способствовать в том числе государство. Эти меры необходимы в условиях рыночной экономики, считает эксперт.

«Саморегулирование при правильном его нормативном обеспечении и поддержкой государства саморегулируемых механизмов — это единственный правильный путь осуществления сделок в условиях рыночной экономики. Если это будет другая какая-то модель хозяйствования, тогда будут преобладать другие механизмы: регламентирующие, контрольно-надзорные и прочее», — подчеркнул Королев.

Pro
81 великое испытание Huawei. Как матрас-культура сделала компанию лидером
Pro
Как обосновать сделку с фирмой, которую налоговая считает «однодневкой»
Pro
Прокуратура забирает у собственников предприятия. Но есть шанс их вернуть
Pro
Облако в Штатах. Что за компания выбросила Tesla из семерки самых дорогих
Pro
«Если отменят удаленку, уволюсь»: как работники относятся к этому формату
Pro
Старение — главная причина смерти: 11 научных способов продления жизни
Pro
10 худших российских акций в 2024 году: стоит ли их покупать на просадке
Pro
«Риски смещены в сторону слабого курса». Ждать ли рубль по 100 за доллар