Журнал РБК+Юг, 13 ноя, 11:53

Не только зерно: какие культуры в АПК станут прибыльными к 2030 году?

Читать в полной версии
Фото: РБК Юг

Зерновые культуры являются основой сельского хозяйства России, их выращивают все — от крупных агрохолдингов до малых фермерских хозяйств, от Юга до Урала. Внутреннее потребление составляет 86 млн тонн в год, но производят в стране гораздо больше: в 2022 году — 157 млн т, в 2023-м — 143 млн т, в 2024-м, по прогнозам, 130 млн т. Однако высокие урожаи не только стимулируют экспорт, но и снижают рентабельность производителей. Если зерна много, оно дешевое.

Дифференцировать риски позволит включение в севооборот нишевых культур — зернобобовых, масличных, технических, считают эксперты. Помимо внутреннего рынка, многие из них демонстрируют стремительные темпы роста экспортных поставок.

Разворот на агроэкспорт

В августе 2024 года Минсельхоз подвел итоги десятилетия развития сельского хозяйства в условиях контрсанкций. По словам главы ведомства Оксаны Лут, за этот период АПК совершил экономическое чудо: за несколько лет отрасль значительно выросла и стала ключевой для экономики.

Фактический объем производства в сельском хозяйстве в 2013-2023 гг. увеличился на 33,2%. Однако в ряде сегментов зафиксирован кратный рост: масличных культур вырастили больше в 2,3 раза, картофеля — в 1,6 раза, тепличных овощей — в 2,6 раза, плодов и ягод — в 2,8 раза.

К 2030 году, согласно указу президента, выпуск продукции АПК должен вырасти на 25%. Помимо зерновых, необходимо увеличить производство масличных и зернобобовых культур, скота и птицы, молока, а также продукции переработки — масел, муки, сахара, кондитерских изделий и т. д. Все это ориентированные на экспорт сегменты. Ставя задачу по увеличению сельхозпроизводства (на четверть), Владимир Путин указал и на главный ресурс для ее достижения — рост агроэкспорта (в 1,5 раза).

Выполнив задачу по обеспечению внутреннего рынка, РФ увеличивает поставки продовольствия на внешние рынки. Агроэкспорт — это еще одно экономическое чудо. С 2000 года поставки российской продукции АПК выросли в 30 раз — до $43,5 млрд в 2023 году. К 2030 году этот показатель должен достичь $55,6 млрд. Для понимания темпов: в 2010-м — $7,6 млрд, в 2020-м — $30,2 млрд.

Новые ориентиры

Стимулируя сельхозпроизводство, власти используют инструменты господдержки. Однако в 2024 году подход к управлению АПК изменился. Для сельхозпроизводителей отменены все стимулирующие меры, действует единая субсидия, определены приоритетные направления. Участникам обозначен новый курс: теперь усилия должны быть сосредоточены на повышении эффективности производства в ключевых отраслях.

«Прошлый год агропром завершил с положительными показателями по всем подотраслям. Обобщённый индекс АПК предварительно составил 103,2%. Уверенный рост продемонстрировало растениеводство. Перспективы в этой сфере связаны в том числе с вводом в оборот новых земель. Но в отдельных субъектах задействованы уже практически все сельхозземли, поэтому следует подумать над повышением эффективности процессов. Это мелиоративные мероприятия, применение современной техники, удобрений, качественных семян. На это предусмотрены соответствующие меры поддержки», — обозначил приоритеты отрасли вице-премьер Дмитрий Патрушев на заседании коллегии Минсельхоза России в сентябре 2024 года.

Для интенсивного развития отрасли нужны новые подходы и точки роста. Чтобы увеличить выпуск продукции в тех сегментах, которые имеют высокий потенциал на внешних рынках, Минсельхоз подготовил план по объемам сельскохозяйственного производства в синхронизации с экспортными поставками. Так, в обновленном нацпроекте «Международная кооперация и экспорт», который взамен действующего планируется запустить с 2025 года, агроэкспорт планируется таргетировать по опорным странам и по приоритетной продукции.

Пшеница и фермеры

Основой российского агроэкспорта является зерно: на него приходится более трети от общего объема поставок. За 10 лет наша страна из импортера продовольствия стала одним из крупнейших нетто-экспортеров на планете, а по пшенице — абсолютным лидером. В минувшем сельхозгоду (июль 2023 — июнь 2024) по этой культуре РФ заняла 26% мирового рынка.

Пшеница — главная сельскохозяйственная культура страны. Ее выращивают все — от крупных агрохолдингов до малых фермерских хозяйств, от юга до Урала. По данным весеннего учета Росстата, из почти 80,2 млн га общих посевных площадей в стране зерновые и зернобобовые культуры занимают 46,1 млн га. Для сравнения: из них пшеница (озимая и яровая) — 28,5 млн га, отдельно зернобобовые — 3,9 млн га.

В 2024 году агробизнес затронули все природные катаклизмы, которые могли произойти: посевы мерзли, сохли и тонули. По данным Минсельхоза, от майских заморозков по всей территории России погибли посевы более чем на 1 млн га, пострадали — на 700 тыс. га. В 10 регионах был введен режим ЧС федерального характера. В Ростовской области погибло 230,4 тыс. га посевов, в основном озимые зерновые культуры — 195,2 тыс. га.

И без того низкая рентабельность растениеводов, большая часть из которых выращивает зерновые, стала отрицательной. Пшеница разоряет фермеров — сейчас это не только кликабельный заголовок в СМИ, но и горькие сельские реалии. Если крупные агрохолдинги могут закрыть потери по пшенице за счет других позиций в севообороте, то небольшие сельхозпроизводители зачастую специализируются на выращивании 1-2 культур и не имеют других источников дохода. И для того чтобы выжить, им нужно сменить приоритеты.

Риск-менеджмент для агробизнеса

Чтобы снизить риски по зерновым, власти предлагают фермерам присмотреться к нишевым культурам — зернобобовым, масличным, техническим. Помимо внутреннего рынка, многие из них демонстрируют стремительные темпы роста экспортных поставок.

«На протяжении нескольких лет мы говорим о том, что сегодня мы должны прийти к новым культурам, которые имеют перспективы и экономический эффект, и зарабатывать с одного гектара больше. Но ни в коем случае эти культуры не должны повлиять на сохранение плодородия, сохранение севооборота — они должны быть дополнительными. <…> Сегодня нельзя рассматривать растениеводство как сиюминутную выгоду. Нужно держать сбалансированный севооборот. Там, где монокультура или две культуры, всегда бывают качели: что-то принесло доход, а потом убытки. К сожалению, эта несистемность порождает то, что хозяйство не имеет стратегии своего развития, инвестирования и постройки новых производств. Несколько культур — это снижение факторов риска погодных условий, политических и экономических условий, что позволяет нам быть более устойчивыми», — говорил РБК вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка.

Еще в апреле текущего года Оксана Лут, отвечая в Липецке на вопросы участников форума «Развитие агробизнеса России», отметила, что аграриям нужно переходить на зернобобовые. «Если по пшенице мировой рынок понятен и ограничен, то по зернобобовым он практически безграничен», — приводит ее ответ фермер и агроблогер Никита Токмаков в своем телеграмм-канале.

По данным Поле.рф, в текущем сельскохозяйственном сезоне увеличились посевные площади по нуту, чечевице, гречихе и льну. «Среди этих нишевых культур нут имеет наибольшие перспективы для экспортных поставок. Связано это с хорошей ценовой конъюнктурой и стабильным спросом. Для внутреннего рынка и переработки можем отметить горох. Важно подчеркнуть, что нужен аккуратный подход к введению в севооборот нишевых культур: потенциально они могут улучшить экономику, но целиком заместить в севообороте классические культуры, например зерновые, они не могут», — отмечает коммерческий директор платформы Игорь Подобедов.

Включение нишевых культур в севооборот позволит сельхозпроизводителям также диверсифицировать риски, связанные с колебаниями цен на пшеницу и другими экономическими факторами, считают агротрейдеры.

«Нишевые культуры играют важную роль на мировом рынке, а в некоторых странах, таких как Индия и Китай, являются основными продуктами питания. Они обладают высоким экспортным потенциалом, и мы наблюдаем стабильный рост их производства и торговли. Через южные порты Азова, Новороссийска и Темрюка мы поставляем нишевую продукцию в более чем 26 стран мира, в том числе в Турцию, Китай, Индию, Пакистан и Египет, и видим большой спрос на масличные, бобовые и продукты переработки сельхозкультур — отруби, жом, масло и пр. Как экспортеры, мы бы порекомендовали фермерам рассмотреть возможность увеличения посевных площадей под зернобобовые культуры, включая чечевицу. Рынок показывает устойчивый спрос на экспорт, и увеличенные объемы производства этой культуры будут востребованы как внутри страны, так и за её пределами», — рассказал РБК Аким Талибов, основатель международной агроторговой компании AGS (ООО «Агро Зерно Юг» зарегистрировано в Ростове-на-Дону — прим. ред.).

Звено севооборота

В ответ на снижение рентабельности в зерновом секторе крупные сельхозпроизводители планомерно увеличивают площади под нишевыми культурами. Агрохолдинг «СТЕПЬ» уже несколько лет расширяет посевы зернобобовых: в 2024 году площади под нутом были увеличены в 2 раза, под горохом — на 15%. Однако в интенсивном растениеводстве, которым занимаются агрохолдинги, у нишевых другое предназначение: они поддерживают плодородие почвы, необходимое для выращивания высоких урожаев основного звена севооборота — зерновых.

«Зернобобовые культуры обогащают почву азотом и являются лучшими предшественниками для озимой пшеницы — основной производственной позиции компании. Также мы выращиваем другие нишевые культуры: подсолнечник, горчицу, лен, кориандр. В числе их преимуществ — высокая рентабельность, возможность разнообразить севооборот и улучшить фитосанитарное состояние почвы», — рассказал РБК Юг генеральный директор Агрохолдинга «СТЕПЬ» Андрей Недужко.

В АО «Рассвет» (входит в состав ГК «Прогресс Агро» — прим. ред.) под зернобобовые отведено более 12 тыс. га — это 16% от общей площади хозяйства. Основная культура — соя, площади под ней в 2024 году увеличились на 10% — до 11,8 тыс. тонн.

«Из нишевых культур мы также активно выращиваем озимый рапс. В текущем году засеяли 3,1 тыс. га — на 5% больше, чем годом ранее. При этом 5 лет назад, когда мы только начинали сеять эту культуру, она занимала всего 170 га», — рассказал директор предприятия Дмитрий Дубовиков.

Полю нужен план

В целом, диверсификация севооборота — грамотное решение в масштабах страны, уверены агрономы.

«На земле нельзя выращивать только одну культуру. Неважно, какие площади обрабатывает сельхозпроизводитель — 100 га или 100 тыс. га. Если из года в год сеять пшеницу, со временем она просто перестанет расти. В почве накопится слишком большой запас инфекций, вредителей и болезней, опасных именно для этой культуры. Поэтому каждый год зерновые нужно чередовать, причем с разными культурами: зернобобовыми, техническими. Это закон земледелия. Чередованием культур мы пополняем запасы продуктивной влаги в почве, сохраняем ее плодородие. В ней не накапливаются патогены, не происходит вынос питательных веществ. При этом выбор нишевой культуры зависит от конъюнктуры рынка, можно сеять любую», — считает агроном из Краснодарского края, заслуженный работник сельского хозяйства РФ Лидия Кухаренко.

Pro
Как мировая экономика угодила в ловушку планируемого устаревания товаров
Pro
Самый опасный кредитор: как ФНС взимает недоимки с руководства компаний
Pro
Как авторынок может избежать «производственного ада» — The Economist
Pro
«Запутанное состояние экономики». Нассим Талеб предсказал крах рынка США
Pro
«Волна дефолтов уже в 2025-м». Как ключевая ставка в 21% угрожает бизнесу
Pro
$1 трлн на спасение. Помогут ли рекордные вливания экономике Китая
Pro
Объем активов фонда LQDT — ₽300 млрд. Почему инвесторы несут туда деньги
Pro
Компания застряла на месте и не развивается. 5 способов это исправить