Индустрия красоты: кризис обошел салоны стороной
В то же время наиболее остро перед участниками отрасли сегодня стоят вопросы недобросовестной конкуренции со стороны "теневых" мастеров и ограничения в наружной рекламе. К таким выводам пришли участники круглого стола "Индустрия красоты: как использовать кризис для новых возможностей", который 14 мая провели в Краснодаре ИА "РБК-Юг" и департамент потребительской сферы региона в рамках выставки Beauty Show Krasnodar в "КраснодарЭкспо".
Красота, не подвластная кризису
По словам руководителя департамента потребсферы Краснодарского края Юрия Полякова, статистика говорит о том, что бизнес в индустрии красоты не сворачивает, а напротив - только расширяет свою деятельность.
"В 1 кв. 2015г. в Краснодаре работало 789 парикмахерских салонов против 725 в прошлом году. Также число салонов выросло и в целом по краю: с 2 тыс. 836 салонов в 2014г. до 3 тыс.в 2015г.", - рассказал Поляков.
По мнению управляющего партнера учебно-консалтинговой компании "Центр Технологий Красоты" Юлии Ходорковской, текущий кризис для индустрии красоты скорее время для переоценки концепции своего бизнеса и перезагрузки.
"Этот кризис информационный, кризис в головах. Все ежедневно это обсуждают, настраиваются на эту волну. При этом два наших салона открывались в этот период и оба мне уже сейчас говорят, что не чувствуют никакого кризиса. Все дело в правильной работе с клиентом, в правильном управлении персоналом", - отметила Ходорковская, добавив, что сегодня все зависит только от эффективности управления.
Мастера уходят в тень
Участники рынка отметили, что сегодня для индустрии красоты наиболее остро стоит вопрос не столько поиска и сохранения клиентов, сколько персонала. Главная проблема - это уход мастеров вместе с клиентской базой из салонов "в тень" и нелегальную деятельность на дому.
"Мастера приходят в салон, обучаются за счет салона, нарабатывают клиентскую базу и уходят вместе с ней работать на дом. Это настоящая проблема нашего рынка. При этом работая на дому эти люди не платят налоги, не дают гарантии соблюдения всех саннорм. От этого явления страдают и салоны, и государство", - отметил Поляков.
Ошибки в управлении губят рынок
Зачастую причина ухода мастеров кроется в ошибках управления персоналом. По мнению руководителя международной школы СПА Андрея Сырченко, для руководства салонов важно уметь выстроить правильную мотивацию для персонала. "Мотивация может быть как в виде горизонтального роста, это и бесплатное обучение, и повышение квалификации, так и в виде вертикального роста. Но главное - умение салона продавать не мастера, а услугу, качественное оборудование, сервис", - отметил эксперт.
Мнение коллеги поддержала и генеральный директор "Академии научной красоты" Елена Мачуга. По ее словам, удержать и специалистов, и клиентов можно путем создания уникальных условий работы, внедрения оборудования высокого класса и высококачественных косметических средств. "Вы должны привязать клиента не к рукам мастера, а к вашим технологиям, расширять свою специализацию ", - считает Мачуга.
Борьба с мастерами без диплома
Еще одной ключевой проблемой рынка бытовых услуг является отсутствие законодательных механизмов борьбы со специалистами без дипломов и специализированного образования. Об этой проблеме рассказала генеральный директор "Академии красивого бизнеса" Елена Бейник.
"У нас в крае работает множество не лицензированных обучающих центров, они выпускают недипломированных специалистов. При этом такие мастера спокойно устраиваются в районные салоны. Нет закона, который бы препятствовал условному парикмахеру работать без диплома", - рассказала Бейник.
В свою очередь руководитель департамента потребсферы Краснодарского края Юрий Поляков отметил, что власти на местном уровне готовы идти навстречу бизнесу и инициировать изменения в законодательстве, однако для этого необходима постоянная обратная связь и помощь самих предпринимателей. Но пока что такой активности бизнес не проявляет.
Также представитель HeadHunter Наталья Тимохина рассказала, что по данным компании, в среде индустрии красоты все же большая часть работодателей ищут дипломированных мастеров, более того немалая часть салонов готовы брать неопытных специалистов и обучать их. "На этом рынке соискатели адекватно себя оценивают, средние зарплатные ожидания 25 тыс. рублей, что соответствует среднему предложению. Это редкая ситуация, например в продажах соискатели часто завышают свои требования", - отметила Тимохина.
Будущее за кооперативами
Как отметила аналитик индустрии красоты Елена Москвичева, тенденции на рынке таковы, что специалисты со временем все же будут выходить из тени и открывать уже легальные салоны и кабинеты - на это направлена политика государства.
"Действительно, косметологи, например, долго не задерживаются в салонах. Они часто не довольны своим статусом на работе, чувствуют, что их приравнивают к парикмахерам. Такие специалисты в итоге открывают собственные ИП и работают легально. Все дело в том, что государство борется с теневым бизнесом, так как это потенциальные налоги", - отметила Москвичева.
По словам президента корпорации CNI Дмитрия Минца, мировой опыт развития индустрии показывает, что, например, в Германии неплохо себя зарекомендовала схема работы, по которой мастера объединяются в кооперативы и арендуют оборудованное помещение. Таким образом у них фактически нет начальника или владельца бизнеса и они работают сами на себя, но при этом совершенно легально и платят налоги.
Время качественной рекламы
Еще одна проблема, которая волнует салоны красоты и парикмахерские, это запрет на разношерстную рекламу на фасадах зданий. По словам Дмитрия Минца, из-за реализации программы "Краснодару - столичный облик" большую часть наружной рекламы с фасадов зданий пришлось убрать. "В итоге мы просто теряем клиентов", - констатировал Минц.
Однако по словам начальника управления торговли и бытового обслуживания населения Краснодара Ирины Косинковой, никто не запрещает бизнесменам размещать рекламу, согласованную с властями, которая будет выполнена по единым городским стандартам. «Здесь нет проблемы, салоны должны предоставить разработанный проект на рассмотрение главному архитектору города и если проект будет соответствовать всем нормам, то он будет одобрен», - прокомментировала Косинкова.
В свою очередь Елена Москвичева добавила, что в Москве и в целом в мире салоны уже давно ушли от пестрых вывесок. «Большие кричащие вывески не в тренде. От этого салоны крупных городов уже ушли. Кричащая вывеска говорит лишь о дешевизне и низком качестве», - считает аналитик, добавляя, что все крупные города сейчас идут по пути приведения рекламы к единому стилю.
Кредит по-женски
На круглом столе был поднят и вопрос доступности для индустрии красоты привлеченных финансов. У банка "Центр-инвест", например, есть специальный кредитный продукт для бизнес-леди - "Бизнес-кредит для женщин". Он позволяет профинансировать открытие собственной компании по ставке 13,5%. В рамках данной программы уже 203 бизнес-леди расширили свой бизнес, получив кредиты на 242 млн рублей. Кроме того, банк выдает кредиты на стратапы и финансирование малого бизнеса по ставке от 15% годовых.
Организаторы мероприятия: Информационное Агентство "РБК-Юг"; Департамент потребительской сферы Краснодарского края; ООО "КраснодарЭкспо". Генеральный финансовый партнер Круглого стола краснодарский филиал Банка "Центр-инвест".