Ростов-на-Дону, 16 фев 2017, 12:17

Дешево, но сердито: кому достаются госконтракты на детское питание в РО

По оценке крупных донских производителей, доля поставок по госконтрактам в их обороте сегодня не превышает 2-3%. До 80% контрактов получают посредники, которых потом обвиняют в поставках фальсификата
Читать в полной версии
Фото: vechorka.ru

Контракты «на 5 секунд в день»

Донские производители продуктов питания, способные гарантировать качество своей продукции, сегодня имеют крайне ограниченный доступ к участию в закупках для нужд детских садов, школ, равно как и других бюджетных учреждений Ростовской области. Об этом рассказали в ходе дискуссии в медиацентре «МедиаС» представители молочной и мясоперерабатывающей отраслей региона.

«Мы постоянно участвуем в закупках, но объемы, которые выставляются на конкурсы, сегодня ничтожно малы. Так, в Ростове-на-Дону около 80% контрактов на поставку продуктов питания заключаются напрямую, методом закупки у единственного поставщика. Как правило, такими поставщиками становятся компании-дистрибьюторы, а не производители», – рассказал, в частности,  генеральный директор ОАО «Раймолпром Матвеево-Курганский» (выпускает молочную продукцию под брендом «Матвейка» Владимир Килафян.

По оценке директора по маркетингу и продажам ООО «Белый Медведь» Дениса Афанасьева, госконтракты сегодня занимают «ничтожно малую» долю в поставках компании. «Это не более 2-3%. При этом объем одного только рынка поставок в детские сады Ростова сегодня оценивается в 1 млрд рублей», – отметил Афанасьев.

Сходные проблемы и у крупных мясопереработчиков. Как заявил директор ГК «ТАВР» (мясной бизнес-комплекс «Группы Агроком») Александр Ремета, «сейчас на долю госконтрактов приходится в среднем 5 секунд работы «​ТАВРа» в день».

При этом представители производителей убеждены, что качество продукции, поставляемой посредниками, зачастую оставляет желать лучшего. В том числе в тех случаях, когда закупка производится не у единственного поставщика, а на контрактной основе.

Ниже себестоимости

«Есть такая проблема, как заниженные цены поставок. Разница цены, по которым выигрываются эти конкурсы с заявленными изначально составляет 20-40%, последний рекорд – 55%! Конечно, мы не можем достоверно утверждать, что вся эта продукция низкого качества. Но все мы понимаем, что бензин на автозаправке не может сегодня стоить 15 рублей. То же самое и с молоком», – пояснил Денис Афанасьев.

Эту позицию поддерживает и Александр Ремета из «ТАВРа». По его данным, нередко цены поставщиков на  продукцию (которая по условиям конкурсов должна соответствовать ГОСТам, а следовательно, содержать точно определенное количество мяса и прочих ингредиентов), ниже себестоимости этой продукции у крупных переработчиков.

«Мы сегодня готовы провести экспертизу и оценить соответствие такой продукции заявленным требованиям – просто чтобы понять, что на самом деле попадает на столы к детям в детсадах и школах, в больницы региона и т.д.»,– заявил, в частности, Ремета.

По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светланы Абдулазизовой, одной из мер по борьбе с поставками продуктов сомнительного качества могло бы стать создание «реестра добросовестных поставщиков» и предоставление заказчику права заключать контракты, в первую очередь, с ними.

«У заказчика есть возможность определять критерии, по которым оценивается «деловая репутация» поставщика. Мы предложили включить в эти критерии наличие сертификата «Сделано на Дону». Это, конечно, не решит всех проблем, но позволит открыть путь для участия в торгах нашим производителям», – также сообщила Светлана Абдулазизова.

По ее словам, это и другие переложения (например, по проведению объединенных закупок для нескольких учреждений из одного района, а также проведению выборочных экспертиз поставляемых продуктов) уже направлены в администрацию Ростова. «Уже в следующем квартале мы попробуем поработать совместно в этом направлении. Если результаты будут положительными, будем распространять этот опыт», – пообещала вице-президент ТПП.

Воля заказчика

По мнению участников рынка, решение проблемы в целом полностью зависит от заказчика, который в конечном итоге сам выбирает поставщика. 

«Нужна воля заказчика. Нужно, чтобы поставщик знал, что в любой момент заказчик может провести экспертизу и проверить качество поставляемой продукции», – констатирует Светлана Абдулазизова.

Однако заказчиками поставок продуктов в детские сады, школы, больницы и т.д. являются, как правило, руководители этих учреждений. Которые далеко не всегда заинтересованы в организации каких-либо проверок.

«Представьте себе заведующую детским садом, главная задача которой - воспитательный процесс. Допустим, она заподозрила, что дети в ее садике получают не самые качественные продукты. Чтобы провести экспертизу, ей нужно найти на это деньги. Допустим, она их нашла, провела экспертизу и выявила несоответствие качества. По закону она должна потребовать прекратить поставки. Но тут перед ней сразу встает вопрос – чем она будет кормить детей завтра, когда поставки прекратятся? К тому же в любом случае во всей этой ситуации виноватой останется она, потому что именно она выбирала этого поставщика», – пояснил на примере Денис Афанасьев.

Как сообщал РБК Юг, что по итогам 2016г. Контрольно-счётная палата Ростова-на-Дону выявила 636 нарушений при осуществлении закупок товаров и услуг для осуществления муниципальных нужд. В общей сложности была проверена 421 закупка на общую сумму 301 млн 447 тыс. руб. При этом 378 нарушений при проведении госзакупок допустили дошкольные учреждения.

По словам председателя ростовской КСП Василия Карташова, в большинстве случаев это связано с непониманием норм закона со стороны работников этих учреждений, «так как обязанности по закупкам не редко перекладываются на бухгалтеров и завхозов».

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах