Ростов-на-Дону, 16 сен 2015, 17:36

К 2025 году Ростов хотят почти полностью лишить малоэтажной застройки

Индивидуальная застройка в Ростове к 2025г. должна составить всего 1% от жилого фонда города, 65% в нем запланировано под многотажки. Такие цифры предусмотрены генпланом города, который проходит публичные слушания
Читать в полной версии
Фото: предоставлено пресс-центром "МедиаС"

В Ростове-на-Дону проходят публичные слушания проекта изменений в генеральный план города до 2025г., разработанного научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург). Как сообщил в ходе дискуссии в пресс-центре «МедиаС» вице-президент Союза архитекторов России Юрий Трухачев, ростовские архитекторы и эксперты нашли в проекте большое количество несоответствий и «нерациональных проектных решений».

Что строим?

В частности, согласно предложенным изменениям в генплан, к 2015 году обеспеченность жильем должна составить 34 кв.м на одного ростовчанина. Для этого в ближайшие 10 лет в донской столице предполагается построить более 20 млн кв. м нового жилья, то есть увеличить жилой фонд города в 1,8 раз (существующий жилфонд составляет 25,8 млн кв. м). Ежегодный прирост объемов должен составлять в среднем 4%.

При этом, согласно проекту, индивидуальные жилые дома (1-3 этажей) должны составлять всего 1% всего жилищного фонда, малоэтажные дома до 4 этажей – 4%, под среднеэтажное жилье проектом отводится 30% жилфонда. Остальное – 65% – должно быть отдано под высотки от 9 до 16 этажей.

Такие прогнозы вызвали недоумение ростовских экспертов – сегодня индивидуальные строительство занимает существенную долю в общем объеме ввода жилья, и тенденции к снижению этой доли пока не наблюдается.

«В настоящее время индивидуальные застройщики обеспечивают 58% ввода жилого фонда донской столицы. Каким образом с момента принятия генерального плана их доля должна сократиться до 1%, а доля жилья, создаваемого подрядным способом, возрасти с 42 до 99%? При этом индивидуальное жилищное строительство, в том числе в пределах существующих домовладений, сократится в 58 раз», – отмечает Юрий Трухачев.

По его словам, в проекте предусмотрено 72 площадки под жилищное строительство общей площадью 3,6 тыс га. Многие из них также вызывают вопросы. В частности, район застройки пойменных территорий в районе реки Мертвый Донец и Кумжинской рощи, по мнению архитектора, вообще непригоден для строительства. «Пойма Дона сложена илистыми отложениями, ее отметки требуют намыва грунта 4,5 м. При этом несущего песка в пойме нет», – поясняет эксперт. Еще одна площадка – район аэродрома «Центральный» (военный аэродром в районе Военведа) – по данным Трухачева, не согласована с Минобороны РФ, что также ставит под сомнение реализацию планов по ее застройке.

Как отмечает Юрий Трухачев, в проекте генплана нет адекватных предложений по развитию транспортной схемы города, организации парковок, минимизации автомобильных «пробок» и тд. Кроме того, по его словам, довольно спорным является перспектива выноса большинства промышленных предприятий за черту города. В частности, завод «Роствертол», перенос которого запланирован в Батайск, по мнению эксперта, вполне мог бы остаться в Ростове.

«Препятствием для развития является обширное летное поле завода, а не относительно компактная территория, на которой располагаются цеха предприятия. При этом на базе сохраняемых цехов возможно устройство не очередного торгового центра, а перепрофилированного предприятия с сохранением машиностроительного направления», – полагает Трухачев.

Чем дышим?

Еще более резко критикует проект изменений в генплан Ростова член общественного совета по благоустройству и вопросам ЖКХ при администрации города, эколог Александр Водяник. «Ситуация с «зеленой частью» города здесь выходит за рамки разумного и понимаемого. В новом варианте генплана вообще отсутствует так называемый водно-зеленый каркас города, который с 1970-х годов выгодно отличал Ростов от большинства городов России», – говорит эксперт.

По его словам, последними изменениями, которые были внесены в генплан Ростова в 2007 году, было предусмотрено увеличение площади зеленых насаждений из расчета на одного жителя города с 14 до 35 кв. м. При этом в целом площадь «зеленой зоны» Ростова должна была увеличиться более чем на 2,6 тыс га. «Если смотреть на сегодняшний проект, то становится очевидно, что никакого расширения и развития не будет», – констатирует Александр Водяник.

По его словам, проектом, в частности, предусмотрена застройка левобережной части Ростова, которая сейчас является «экологическим заслоном» для города. Под многоэтажную жилую застройку предполагается отвести и ряд других площадок, которые ранее рассматривались в качестве зон для озеленения.

По словам Юрия Трухачева, Ростовская областная организация Союза архитекторов РФ уже подготовила свое заключение по проекту и направила его, в том числе, в городскую думу Ростова, которой предстоит принимать изменения в генплан. «Проект внесения изменений в генеральный план Ростова-на-Дону нуждается в значительной переработке и не может быть рекомендован профессиональным сообществом города к передаче для утверждения представительному органу местного самоуправления», – прокомментировал Юрий Трухачев.

Генеральный план г. Ростова-на-Дону разрабатывался начиная с 30-х годов прошлого века. В своем нынешнем виде он был утвержден в 1971г. В 2007 г. генплан был скорректирован Санкт-Петербургским институтом урбанистки, изменения утвердила городская дума. В 2014г. конкурс разработку проекта очередных изменений в генплан развития донской столицы до 2025г. выиграл Институт пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург).

Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Биохакинг и вино: эти тренды определят судьбу FMCG на десять лет вперед
Pro
Важнее еды: кого обогнала Broadcom на пути в клуб триллионеров
Pro
Вам не нужно «больше работать» для успеха. Вам нужно сфокусироваться
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist