АПК недосчитался кадров: как на Юге решают проблему дефицита сотрудников
Последние несколько лет в агропромышленном комплексе отмечается дефицит кадровых ресурсов. Согласно исследованию агентства по подбору персонала Hays, в 2021 году нехватку специалистов испытывали 94% работодателей в российском АПК. Порядка 64% опрошенных говорили о недостатке работников на производстве и технических специалистов.
Для Юга России проблема также характерна. По данным hh.ru, с января по август 2022 года количество открытых вакансий в ЮФО выросло на 4% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. Ежемесячно на портале публикуется более 3 тыс. вакансий в сфере АПК в Краснодарском крае и более 2,2 тыс. — в Ростовской области.
В Северо-Кавказском федеральном округе спрос на работников АПК в 2022 году вырос на 20%. С начала года на площадке hh.ru в округе было открыто 2,6 тыс. вакансий от предприятий из сельскохозяйственной отрасли. По количеству предложений лидирует Ставропольский край, который занимает седьмое место среди всех регионов страны по доле вакансий в сфере сельского хозяйства.
На Юге России на одну вакансию претендует 2–3 кандидата, что говорит о том, что работодателям сложно находить специалистов, прокомментировала руководитель пресс-службы hh.ru Юг Алена Манохина.
«Эта проблема имеет место уже далеко не первый год, и главным фактором, который способствует такому положению дел, является то, что АПК не пользуется большим спросом среди соискателей на рынке труда. При этом имеющиеся кадры естественным образом стареют, а притока молодых специалистов в нужном объеме не происходит, потому что они расценивают труд в отрасли как непрестижный», — рассказала Алена Манохина.
Она связывает слабый интерес молодых специалистов с тем фактором, что предприятия сектора АПК в большинстве локализованы в сельской местности со слабо развитой инфраструктурой для комфортной жизни, которую предпочитает молодое поколение. Также притоку молодых работников препятствует уровень предполагаемой зарплаты. По данным в вакансиях на hh.ru, средняя зарплата, которую предлагают работодатели из сектора АПК в Ростовской области, составляет 45,4 тыс. рублей, а в Краснодарском крае — 43,1 тыс. рублей. Соискатели же рассчитывают на большие суммы.
Миграция не помогает
Ситуацию с дефицитом кадров усугубил отток мигрантов, начавшийся в период пандемии. По данным Краснодарстата, в январе-июле 2022 года миграционный прирост в Краснодарском крае сократился относительно аналогичного периода прошлого года в 3,6 раза — с 25,1 тыс. человек до 6,9 тыс. человек.
Преимущественно иностранные специалисты на Юге привлекались в сферах овощеводства, птицеводства и животноводства. По словам Алены Манохиной, их отъезд четко продемонстрировал, насколько сфера АПК зависима от иностранной рабочей силы.
«Массовый отъезд рабочих привел к заметному росту предлагаемой заработной платы, особенно в разрезе сезонной занятости. Но дело в том, что после отмены ограничительных мер далеко не все иностранные работники вернулись к прежней деятельности в сфере АПК, найдя себе применение в других отраслях — логистике, строительстве, туризме, так как там также имеет место дефицит линейного персонала. При этом условия работы зачастую лучше, а оплата труда выше», — рассказала Алена Манохина.
Какие специалисты нужны рынку
В последнее время интерес со стороны аграрных предприятий вырос в два-три раза, отмечает проректор по учебной работе КубГАУ Алексей Петух. Спрос на выпускников вуза проявляют как крупные агрохолдинги, так и средние и малые хозяйства.
По данным сервиса hh.ru, в числе самых востребованных специалистов в отрасли: агрономы, ветврачи, бухгалтеры, слесари КИПиА, кладовщики, торговые представители, грузчики, водители, а также специалисты по охране труда, инженеры и технологи.
Тренд на цифровизацию АПК, развитие точного земледелия и умного животноводства создает потребность в соответствующих специалистах. В группе компаний «ЭФКО» полагают, что в ближайшем будущем АПК будут нужны биотехнологи, селекционеры и генетики, IT-специалисты с компетенциями в области искусственного интеллекта и обработки больших данных, а также операторы беспилотных и автоматизированных комплексов.
«Основный вызов, который сегодня стоит перед предприятиями и вузами отрасли, — успевать за изменениями в АПК. При сегодняшней скорости прогресса даже самые смелые фантазии через 5–7 лет могут оказаться консервативными. Кроме биотехнологий, будущее — за цифровыми технологиями в АПК, а также автоматизированными беспилотными комплексами. Труд все больше переходит из физического в интеллектуальный», — отметили в прессслужбе «ЭФКО».
Где готовят кадры
Согласно данным Экспертного центра карьеры при Минобрнауки РФ, в стране подготовку специалистов по агронаправлениям проводят 152 университета, в ЮФО — 17 вузов, где обучаются 10,9 тыс. студентов агроспециальностей. В 2021 году выпускниками этих направлений на Юге России стали 1,2 тыс. человек, из них в агросекторе заняты 63%, остальные — в смежных и непрофильных сферах.
Низкий процент трудоустройства по специальности отмечается во многих университетах, подготавливающих кадры преимущественно для агропромышленного комплекса, отмечают в Экспертном центре карьеры. Например, в 2021 году из 3266 выпускников Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (КубГАУ) трудоустроились 54%, при этом 7% от общего выпуска (256 человек) начали работать в сельскохозяйственных и лесоперерабатывающих компаниях. Проректор по учебной работе КубГАУ Алексей Петух поясняет: университет выпускает не только специалистов АПК, но и других направлений. Из тех, кто получил аграрные специальности, более 2/3 идут в реальный сектор экономики.
Процент трудоустройства в Воронежском государственном аграрном университете им. Императора Петра I составил 64%. Из 2387 выпускников лишь 313 трудоустроились в агропредприятия, что равняется 13% от выпуска.
«Сложившуюся ситуацию мы можем скорректировать посредством формирования положительного образа предприятий агропромышленного комплекса с целью привлечения наиболее конкурентоспособных выпускников необходимых специальностей для трудоустройства на предприятия агропромышленного комплекса, а также посредством доработки образовательных программ в соответствии с запросами рынка», — прокомментировала руководитель Экспертного центра карьеры при Минобрнауки России Дарья Козырева.
Удовлетворить потребности рынка в нужных специалистах стремятся вузы Юга. Как рассказал Алексей Петух, в КубГАУ есть два учебно-опытных хозяйства, в которых внедрены цифровые технологии. Также университет корректирует и дополняет учебные программы в связи с трендами цифровизации АПК.
«По заданию Министерства сельского хозяйства РФ у нас в министерстве создан центр мониторинга. Он следит за внедрением современных технологий, и на базе этого центра создаются учебные курсы и материальная база по обучению технологиям», — пояснил Алексей Петух.
В Донском государственном техническом университете (ДГТУ) действуют цифровые аудитории нового поколения и образовательные площадки, сообщил декан агропромышленного факультета ДГТУ Дмитрий Рудой. Площадки создаются совместно с ведущими производителями сельскохозяйственной техники. Так, класс современного сельского хозяйства обустроен при поддержке Агротехнологического холдинга «Бизон», точное земледелие студенты изучают на оборудовании немецкой компании Amazonen-Werke, лабораторию компьютерного прототипирования и реверсинжиниринга высокой сложности ДГТУ открыл вместе с конгломератом Siemens, учебный класс «Современная сельскохозяйственная техника» был создан совместно с компанией «Ростсельмаш».
«Сейчас АПК развивается в сторону внедрения IT, создания новых технологий точного сельского хозяйства и глубокой переработки сырья, внедрения методов компьютерного моделирования и т. д. Соответствующим образом меняются требования аграриев к передовым разработкам и к выпускникам профильных вузов. Наши выпускники зарекомендовали себя как квалифицированные специалисты и руководители. Только за последний год в сфере АПК было трудоустроено более 500 студентов ДГТУ», — рассказал Дмитрий Рудой.
Вырастить свое
Для решения кадровой проблемы крупные компании инвестируют в образовательное развитие отрасли, утверждает Алена Манохина. Такую тенденцию отмечают и представители университетов.
«У нас есть предприятия, с которыми мы долго взаимодействуем и сотрудничаем. Например, у вуза выстроена работа с «Сад-Гигантом», они направляют нам абитуриентов, в том числе по целевому договору, тем самым пополняя свой кадровый резерв. Порядка 40 партнеров, с которыми получается выстраивать долгосрочные отношения», — добавил Алексей Петух.
Дмитрий Рудой также отмечает наличие базовых партнеров, которые вносят вклад в формирование повестки развития ДГТУ в области цифровизации сельского хозяйства. «Наши партнеры всегда были заинтересованы в молодых целеустремленных и перспективных сотрудниках. Они предлагают отличные трудовые и рабочие условия для выпускников. Так, выпускники прошлого года уже при обучении были трудоустроены в таких крупных компаниях, как «Ростсельмаш», «Бизон», Агрохолдинг «Степь», «Юг Руси» и многих других», — заметил Дмитрий Рудой.
В пресс-службе группы компаний «ЭФКО» сообщили, что аграрные регионы присутствия компании отличаются развитыми традициями сельскохозяйственного образования — как высшего, так и среднего специального. Местные вузы и ссузы справляются с подготовкой кадров, поэтому в компании не испытывают трудностей с подбором линейного персонала.
Как сообщили в «Агрокомплексе им. Н.И. Ткачева», в холдинге действует более 30 соглашений о социальном партнерстве с учебными заведениями. Ежегодно на производственную практику в компанию приходит свыше 200 студентов, трудоустраиваются в агрохолдинг более 250 молодых специалистов в год. С сентября 2022 года «Агрокомплекс» приступил к работе со средними специальными учебными заведениями (ссузами) по привлечению будущих специалистов профильных отраслей.
«Для наших HR-специалистов осенью традиционно начинается сезон посещения колледжей, училищ и техникумов, из которых мы набираем молодых специалистов на ключевые для агрохолдинга позиции. Сейчас мы делаем акцент на рабочие специальности — трактористов-машинистов сельхозпроизводства, мастеров по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования», — прокомментировала начальник отдела по подбору дирекции по управлению персоналом «Агрокомплекса» Ирина Хмелевская.
В Агрохолдинге «Степь» ежегодно проводят стажировку для студентов высших и средних учебных заведений. По мнению генерального директора холдинга Андрея Недужко, работа со студентами и молодыми специалистами — это инвестиции в будущее развитие компании.
Ломая стереотипы
Представители южных университетов отмечают повышение интереса абитуриентов к аграрным специальностям. В ДГТУ в 2022 году более 200 абитуриентов выбрали направления подготовки агропромышленного факультета. Внимание многих привлекли новые специальности вуза — «агрохимия и агропочвоведение», «ландшафтный дизайн». Аналогичную тенденцию отмечают и в КубГАУ.
«Если раньше было ощущение, что сельское хозяйство — это обязательно резиновые сапоги и грязь, то сейчас это далеко не так. Спрос на аграрные специальности и направления изменился. Мы видим большую активность, чем в прошлые годы, для поступления на такие направления, как агрономия, ветеринария, садоводство. Мы проводили небольшое анкетирование, согласно ему, реагируют на повышение заработной платы и улучшение условий работы. Видно, что отрасль развивается, заработная плата поднимается, технологичность отрасли увеличивается, поэтому она становится более привлекательной для кадров», — считает Алексей Петух.
Алена Манохина утверждает, что для решения проблемы кадрового дефицита в АПК помимо повышения привлекательности отрасли для молодежи необходимы комплексные меры при участии государства, бизнеса и системы образования.
«Если отталкиваться от текущей ситуации в экономике, то у нас впереди большая работа в рамках импортозамещения, а для технологического прорыва в отрасли будут необходимы не только квалифицированные аграрии и зоотехники, но и IТ-специалисты, инженеры, исследователи и результативные управленцы, которые будут создавать новые технологии и укреплять связи между бизнесом, наукой и образованием», — заключила эксперт.