Бизнесмены Дона и Кубани рассказали, как они приспосабливаются к кризису
Осенью прошлого года мы потеряли фабрики на Украине: вынуждены были закрыть там 12 швейных фабрик — одну в Донецкой и 11 в Луганской области. С октября началась чехарда с долларом, наступило ручное управление, продолжающееся до сих пор. Степень неопределенности, к сожалению, сегодня зашкаливает. Планировать очень сложно. Тем не менее приходится предпринимать определенные шаги, чтобы минимизировать влияние негативных факторов. Прибыльность сегодня важнее количества магазинов, поэтому прежде всего будем оптимизировать торговые площади. Делать это мы начали еще в IV квартале 2014 года. Решили закрывать магазины площадью менее 500 кв. м и с годовыми продажами менее 30 млн руб. До конца 2014 года закрыли 60 таких магазинов. В 2015 году закроем еще 40-60 небольших магазинов плюс те, где не удается договориться с арендодателями. Взамен откроем 25 магазинов площадью не менее 1000 кв. м каждый, так что к концу года наша сеть будет насчитывать 570-580 магазинов. Еще один способ оптимизации расходов — «Глория Джинс» больше не приглашает на работу менеджеров других компаний, будем продвигать собственных сотрудников.
Все антикризисные меры стандартны — это, прежде всего, оптимизация расходов, снижение долговой нагрузки, ее реструктуризация. Все компании занимаются этим постоянно — во время кризисов в той или иной степени активизируя свои действия в этих направлениях. Занимаемся этим и мы. Но комплексный антикризисный план пока не выработан, поскольку кризиса как такового пока нет, преобладает неопределенность. На сегодняшний день более-менее отчетливо проявились два кризисных фактора: обесценивание рубля и проблемы с доступностью финансирования. Влияние третьего фактора — снижения потребительской способности — пока ограничено. На декабрь пришелся традиционный пик потребления, январь с его продолжительными новогодними каникулами — месяц по всем параметрам не показательный. Только в феврале мы начинаем сталкиваться со снижением потребления и, соответственно, можем его замерить, чтобы решить, как нам реагировать. Впрочем, некоторые — опять же, обычные для этапов потребительского затишья — тенденции мы зафиксировали уже в декабре. Впервые за последние 5 лет в наших продажах преобладала не деликатесная продукция, а продукция среднеценового сегмента. Было очевидно уже в декабре прошлого года, что придется перестраивать продуктовую линейку в сторону преобладания средне- и низкостоимостной продукции. Первые осторожные шаги в этом направлении мы уже предприняли. Но — повторюсь — глубину снижения потребительской активности мы сможем адекватно оценить только к концу марта. Думаю, в мае будет уже детальное понимание, как и насколько масштабно реагировать на изменившуюся конъюнктуру.
Несомненно, то что сегодня происходит в экономике России, можно назвать кризисом. Основными причинами кризиса по мнению ряда экспертов являются падение биржевых котировок нефти более чем в два раза, а также санкции Евросоюза и США в отношении России. На мой взгляд, наряду с перечисленными причинами, не менее важную роль в возникновении и усугублении кризисных явлений сыграла глубокая структурная болезнь российской экономики: доминирование в ее структуре госкомпаний и корпораций – самой неэффективной формы ведения хозяйственной деятельности; малый удел в формировании ВВП страны компаний, представляющих мелкий и средний бизнес; экспорт, на 70% состоящий из сырья, не подвергнутого внутри страны даже первичной переработке.
Так как в строительный бизнес я пришел во время предыдущего кризиса – в 2008 г., и смог благополучно его пережить, опыт антикризисного управления у меня уже имеется. Никаких резких движений мы предпринимать не собираемся, т.к. при построении долгосрочных планов развития инвестиционной и производственной деятельности предприятия, вероятность наступления кризиса нами оценивалось как высокая. Финансовое положение предприятия стабильное, организационная структура оптимальна, кредиты отсутствуют, издержки находятся на низком уровне.
Конечно, то, что происходит сегодня в России — это экономический кризис. Его обсуждают все, начиная с экспертов, политиков, бизнесменов, заканчивая студентами, рабочим классом, пенсионерами. Кто-то считает, что сейчас продолжение кризисной ситуации 2008 года, но все же тогда был мировой кризис, а сейчас — внутрироссийский. Мы все стали заложниками национальных событий, на которые, увы, не можем повлиять. Остается перестраиваться под кризисную жизнь.
Аналитики прогнозируют восстановление приблизительно через 2 года. Но мы предпочитаем не сидеть сложа руки, а действовать, больше и энергичнее работать. Сейчас в агентстве проводится реорганизация структуры, пересмотр мотивации сотрудников, оптимизация расходов, увеличивается производительность каждого работника. Мы применяем новые методы продаж и продвижения услуг по размещению рекламы на собственных рекламоносителях и PR-сопровождению.В отрасли рекламы и PR сейчас большие возможности, поэтому наши планы самые оптимистические.