Ростов-на-Дону, 17 апр 2020, 17:14

Занавес или онлайн: как работают театры и музеи Ростова на самоизоляции

В ходе видеоконференции РБК Ростов представители учреждений культуры, организаторы концертов и фестивалей поделились информацией о своей работе в условиях самоизоляции
Читать в полной версии
Фото: arcolatheatre.com

Онлайн VS реальность

Как рассказал руководитель исторического парка «Россия — моя история» в Ростове Виктор Гладкий, его учреждение полностью перешло в онлайн.

«У нас работают около 50 человек, почти все переведены на удаленный формат и поддерживают связь через мессенджеры. В Интернете мы как музей тоже представлены — приглашаем в виртуальное путешествие по эпохам. Каждый день на нашем официальном сайте публикуются мультимедийные материалы из экспозиций, авторские фильмы и исторические видеоуроки», — рассказал он.

Ростовский областной музей изобразительных искусств тоже подготовил видеоэкскурсии для своих зрителей. Однако, по мнению замдиректора Натальи Дробышевой, виртуальные «визиты» не смогут полноценно заменить личного знакомства с экспозицией — вне зависимости от технического уровня трансляции.

«Наш музей в конце марта перешел в онлайн-режим. На нашем YouTube-канале доступны как целые фильмы о живописи, так и короткие ролики об искусстве. Также у нас запланирован спецвыпуск о выставке, которая сейчас у нас проходила бы, если бы не коронавирус. В этой работе нам очень помог опыт главных музеев страны, который мы переняли. Но зритель скучает по подлинникам. Ни один онлайн не заменит зрительского общения с полотном», — поделилась Дробышева

В то же время, куратор художественной галереи «Ростов» Ирина Ровер не поддерживает общий курс на переход в Интернет.

«Мы не стали делать онлайн, такого контента сейчас очень много. Это время решили использовать по-другому — мы занимаемся подготовкой новых проектов. Переписываемся с художниками, договариваемся о будущих планах», — пояснила она.

С ней солидарна и директор Ростовского-на-Дону академического молодежного театра Карина Сердюченко. По ее словам, театр выбрал другие форматы для своих зрителей.

«Честно говоря, я противник онлайн-показа, и наш главный режиссер разделяет это мнение. Сделать качественный показ — очень непростая задача в текущих условиях. Но мы не можем и сидеть просто так. Мы проводим ежедневные встречи в Instagram, в прямой эфир выходят наши актеры и сотрудники. Это вызывает большой интерес у публики. Кроме того, мы придумали полезные интерактивы с нашими артистами — например, «Чумовое утро» о физподготовке и «Четкое утро» о технике речи. Мы также записываем литературные чтения», — рассказала Сердюченко.

Видео: РБК Юг и Северный Кавказ

Директор рок-клуба «Подземка» Игорь Жабинский уверен, что концерты в Интернете — это не выход из ситуации: ни для зрителей, ни для артистов, ни для бизнеса.

«Я поддерживаю идею о том, что онлайн — это ересь. Все живые концерты в маленьких клубах нужны как раз для тесного общения с артистами и между собой. Честно говоря, это все подмена: онлайн ничего полноценно не заменит. Это совсем другой формат, который не имеет ничего общего с тем, как мы обычно работаем. Кроме того, адекватный качественный концерт живой группы можно сделать только с большим количеством задействованных людей по технической части, а это, по сути, нарушение самоизоляции», — пояснил директор «Подземки».

Однако художественный руководитель «Театра 18+» Юрий Муравицкий убежден, что общение театра со зрителем должно продолжаться — несмотря ни на что.

«Мы выкладываем свои спектакли в Сеть. Театр — это живое общение с аудиторией, а онлайн давно его позволяет. Мы не хотим, чтобы наши зрители остались без театра. Нам кажется, что это очень полезная затея для популяризации нашей работы. В отзывах интернет-пользователей мы видим не только интерес людей, но и можем сделать вывод о том, что наша аудитория может серьезно расшириться в это непростое время. Также мы думаем и об онлайн-премьере спектакля «Это любовь». Сейчас прорабатываем детали», — пояснил он.

Как подчеркнул директор фестиваля грамотного общения «РуФест», организатор городских событий Алексей Павловский, Интернет подходит далеко не всем направлениям работы. Если в одном случае это может выглядеть выигрышно, то в другом — абсолютно неуместно или просто невозможно.

«Сейчас представители всех сфер и отраслей находятся в ситуации неопределенности. Планировать сейчас что-либо очень сложно, мы все в режиме ожидания. Например, мы готовили мероприятия к 9 мая, но сейчас нет понимания, как будет и будет ли проходить этот праздник, а времени на перенос в онлайн-режим очень мало. При этом в 2020 году у нас должен был пройти пятый «РуФест», но вместо него пройдет первый онлайн «РуФест». Тут у нас есть возможность относительно безболезненно перенести в онлайн. Нас поддержали лингвисты, филологи и участники. Нам это очень помогло», — рассказал Павловский.

«Потери грандиозны»

Практически все участники видеоконференции РБК Ростов сходятся в одном — финансовые потери будут колоссальны и продолжат расти. Как рассказал Муравицкий, им уже пришлось перевести часть сотрудников на сокращенную зарплату.

«Аренду никто не отменяет, мы платим ее по-прежнему. На сайте мы опубликовали обращение с просьбой о финансовой поддержке. И нас поддерживают, что помогает нам немного удержаться на плаву. Эти средства и позволяют нам устраивать онлайн-показы. Мы также планируем прибегнуть к помощи краудфандинга на финансирование новых проектов. Когда все закончится, мы бы хотели сразу открыться премьерами. Мы очень надеемся на поддержку не только зрителей, но и государства. Да, мы частный театр, но есть много способов оказать нам помощь, например, через фонды. Если говорить о потерях, то они грандиозны — мы теряем ежемесячно порядка 700 тыс. рублей», — рассказал худрук «Театра 18+».

О постоянных финансовых потерях сообщили и в Ростовском-на-Дону академическом молодежном театре.

«Мы теряем деньги ежедневно. Уже сейчас мы можем говорить о суммарных потерях в 6 млн рублей. Мы понимаем, что ни в мае, ни в июне мы не сможем показывать спектакли. Когда люди выйдут из карантина, им будет немного не до театра. Кризис еще не наступил, но мы уже знаем, что он будет. Да, в какой-то степени как муниципальный театр мы «прикрыты» государством. Но дело в том, что мы умеем сами зарабатывать, до пандемии обычная заполняемость залов составляла 90%. Но сейчас в период простоев, конечно, есть вопросы по зарплатам. Мы пытаемся максимально сохранить все выплаты, ищем способы», — поделилась Сердюченко.

Как подчеркнул Павловский, часть анонсированных государственных мер поддержки в реальности не работает.

«Мы пытались получить кредит на выплату зарплат, но банк выставил нам просто невыполнимые условия. И в такой ситуации оказались многие компании, этот вопрос даже поднимали на совещании правительства. Сейчас могла бы помочь система грантов, госзаказов, чтобы проекты могли получать ощутимую финансовую поддержку в это непростое время», — говорит он.

По мнению Ровер, гранты действительно могли бы подержать многие проекты.

«Любые спектакли и выставки очень затратные еще на этапе подготовки. Некоторые из них оказались заморожены в текущих условиях», — пояснила она.

Как отмечают участники видеоконференции, даже если самоизоляцию отменят в ближайшее время, многие учреждения смогут вернуться к работе только в следующем сезоне.

«В лучшем случае к сентябрю мы вернемся к какой-либо работе. Май и июнь мы уже, можно сказать, потеряли, июль и август для концертов всегда не сезон. Сейчас этими мерами меня, как ИП, снова откинули к тому моменту, когда я должен начинать все сначала. И в такой ситуации уже оказались или окажутся в будущем многие предприниматели. А на счет господдержки я могу сказать, что достаточно нам просто не мешать. Мы найдем пути для того, чтобы договориться между собой и с партнерами», — отметил директор «Подземки».

Pro
Как добиться разморозки активов в Euroclear и Clearstream: главные нюансы
Pro
Где работать продакту, чтобы получать ₽300 тыс.: корпорация или стартап
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Реальны ли $40 за баррель: что ждет цены на нефть после прихода Трампа
Pro
DDoS-атаки в разгар распродаж: как бизнесу противостоять киберугрозам
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу