PROДвижение, 17 ноя 2023, 15:00

Путешествие в край вина: как развивается винный туризм на Кубани

Кубань является одной из точек роста винодельческой отрасли. Вместе с ней в крае активно развивается энотуризм, но свои коррективы внесли события 2022 года. Эксперты рассказали о проблемах и трендах направления
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

Закрытое небо влияет на длительность энотуров

Турпоток на винодельни Юга России, по данным игроков рынка и экспертов, в 2023 году был неоднородным. Здесь сказалось отсутствие комфортной логистики.

«Логистика действительно стала сложной из-за закрытия ближайших аэропортов в Анапе, Геленджике и Краснодаре. Несмотря на трудности, мы отмечаем увеличение турпотока в Абрау-Дюрсо, так как развиваются альтернативные виды транспорта: например водные перевозки из Сочи и железнодорожное сообщение в Новороссийск. Также мы сотрудничаем с каршерингами, в которых гость может арендовать транспорт и самостоятельно добраться к нам», — рассказала РБК Краснодар Ирина Гончарова, вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо».

По ее словам, в Абрау-Дюрсо находится один из немногих в Краснодарском крае автокемпингов. Площадка оборудована всем необходимым для комфортного отдыха и находится близко к основным достопримечательностям курорта.

По словам автора и руководителя проекта Russian Wine Family, винного гида Дарьи Безруковой, в связи с логистическими трудностями изменилось и время пребывания туристов на винодельнях.

«Винный бизнес — это очень часто путешествие выходного дня: в пятницу утром прилетают — в воскресенье улетают. Таких туров было огромное количество. Сейчас для того, чтобы отправиться в винный тур на поезде или на самолете до Сочи, требуется больше трех дней — это полноценное мероприятие сроком в неделю. Исчезла история кратковременного путешествия для центральной полосы, больших городов», — рассказала Безрукова.

Винодельням нужны отели

Ирина Гончарова отметила, что до недавнего времени большую часть гостей Абрау-Дюрсо составляли туристы «одного дня». Для отдыхающих, которые желают провести несколько дней на объекте, места размещения были, однако полностью покрыть спрос не было возможности.

«К нам приезжает большое количество гостей, им приходилось бронировать номера минимум за два месяца. Как правило, к нам могут беспрепятственно приехать гости «одного дня»: с экскурсией на автобусе или самостоятельно, посмотреть все за один день и отправиться домой. А наши возможности в туристическом плане велики. Здесь интересно побыть в течение выходных или на протяжении пяти дней, но не всем хватало мест для заселения, особенно в высокий сезон», — сказала Ирина Гончарова.

Сейчас Абрау-Дюрсо активно работает над созданием новых средств размещения. Так, в этом году был открыт отель на 111 номеров. В дальнейшем в рамках сотрудничества с корпорацией «Туризм.РФ» планируется запускать и другие подобные объекты.

При этом полностью проблема с туринфраструктурой на винодельческих объектах еще не решена: законодательство не позволяет строить средства размещения на землях сельхозназначения. Однако, по словам организатора винных туров, руководителя проектов Бюро «Винные истории» Анны Бучацкой, разрешение на возведение гостиниц или мини-отелей на такой территории будет подспорьем для развития винного туризма в сельской местности.

Объединение для продвижения

Игроки рынка отмечают, что одним из трендов в энотуризме сейчас являются интегрированные маршруты, когда туристы посещают сразу несколько виноделен.

«Туристу интересно посетить не одну винодельню, а сразу несколько. Для этого как раз разработан проект «Винные дороги Кубани», где формируются маршруты по нескольким винодельням Краснодарского края. В течение поездки гость может узнать все о местном виноделии, посетить как именитые крупные бренды, так и небольшие семейные винодельни», — сказала вице-президент ГК «Абрау-Дюрсо».

При этом винодельческие хозяйства не считают друг друга конкурентами. Напротив, по мнению игроков рынка, это дает возможность посетителям узнать больше: каждая винодельня особенная и обладает своими «фишками».

Еще одна туристическая программа по винным хозяйствам Юга была разработана совместно с «РЖД Тур». Первые путешественники, интересующиеся энокультурой, отправились в июне 2023 года на поезде из Москвы в Краснодарский край, где в течение нескольких дней познакомились с достопримечательностями, местной кухней и винодельнями.

«Туристы посетили сначала Тамань, где их ждала экскурсионная программа с посещением «Шато Тамань», агрофирмы «Южная», комплекса «Кубань-Вино» и винодельни «Фанагория». Дальше поезд отправился в Новороссийск, там гостей ждала экскурсия по достопримечательностям города-героя, посещение виноделен «Мысхако», «Шато Пино» и «Абрау-Дюрсо», — пояснила Ирина Гончарова.

Гости круглый год

По мнению экспертов, еще одной тенденцией в винном туризме стала круглогодичность. Винный гид работает круглый год, потому что есть определенная сменяемость туристов, подтвердила Дарья Безрукова.

«Летом едут те, кто хочет посмотреть море и захватить красивые виноградники, семьями. А зимой едут специалисты отрасли, профессионалы, те фанаты вина, которые не хотят ходить с большими группами туристов по жаре. Поэтому винодельни задействованы круглый год», — прокомментировала эксперт.

События притягивают туристов

Росту популярности виноделен способствует событийная повестка. «Если говорить о привлечении туристов в низкий сезон, то в текущем году мы провели новогодние каникулы, «Широкую масленицу», тематические мероприятия к февральским и мартовским праздникам», — рассказала Ирина Гончарова.

В летний период, отметила она, на винодельческом курорте впервые прошел детский фестиваль Abrau Junior. «Большое количество гостей приезжает на курорт с детьми. Это семейный отдых, поэтому были придуманы развлечения для них. Фестиваль проходил два дня, он был наполнен различными активностями для детей. Конечно, и взрослым было чем заняться. Также состоялся музыкальный фестиваль Light Weekend в честь Дня игристого, на котором выступили популярные исполнители. Гости очень хорошо приняли событие, за несколько дней до фестиваля все билеты были проданы, а это больше 3 тыс.», — пояснила вице-президент ГК «Абрау-Дюрсо».

По данным спикера, фестиваль «Черноморская винная неделя» посетили 40 тыс. человек, сообщает РБК Краснодар.

«Курорт Абрау-Дюрсо стал одной из основных площадок фестиваля, у нас была масштабная программа. Основной организатор мероприятия — министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. Были массовые культурно-спортивные мероприятия для взрослых и детей, модные показы известных дизайнеров, выступления театральных трупп, музыкальных коллективов. Были дегустации, регаты на озере, гастрономические мастер-классы от шеф-поваров местных ресторанов, можно было приобрести фермерские продукты и сувениры ремесленников», — уточнила Ирина Гончарова.

Другие материалы читайте в новом выпуске журнала РБК+Юг

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется