Ростов-на-Дону, 18 мая 2015, 11:31

«Донавиа» «вырастет» на полетах южных направлений

Генеральный директор авиакомпании "Донавиа" Александр Стеблин рассказал в интервью "РБК-ЮГ", как будет развиваться отрасль с учетом новых экономических реалий, за счет чего можно оптимизировать расходы и как компания готовится принимать пассажиров, которые приедут на игры ЧМ-2018.
Читать в полной версии
Фото: Предоставлено пресс-службой

Сегодня экономика РФ переживает не лучшие времена. Покупательский спрос упал практически во всех сегментах рынка. Как это отразилось на вашей компании?

Сегодня лучше говорить не "кризис", а "новые экономические реалии". Вот в этих новых реалиях "Донавиа", естественно, меняет свои подходы и следит за конъюнктурой рынка. Уровень пассажиропотока компании по предварительным данным за 3 месяца 2015г. примерно соответствует показателям прошлого года. В значительной степени это объясняется двумя факторами. Первый, на наше положение влияет определенное замедление отрасли по России в целом, где за 2 месяца падение составило 4%. Второй фактор, это то, что «Донавиа» последние годы показывала значительный рост. Так, например, в 2014г. мы перевезли более 1,7 млн пассажиров — это больше показателей к 2013г. на 28,3%. Естественно, такая динамика не может продолжаться при неизменном парке. Сейчас мы делаем акцент на развитии сервисной составляющей.

Но есть и другая «кризисная» тенденция, которая наверняка может сыграть на руку компании. Туристы переориентировались на российские курорты. Люди полетели в Сочи, в Крым...

Действительно, такая тенденция появилась в середине прошлого года - это увеличение внутренних перевозок в значительной степени на южном направлении. У нас есть несколько потенциально очень перспективных рейсов, которые уже доказали свою успешность. Это как раз рейсы в Симферополь из Ростова, Краснодара и других наших городов базирования. Летом, я думаю, будет определенное улучшение, обусловленное тем, что именно "Донавиа" является крупнейшим перевозчиком юга России.

О Сочи. «Донавиа» как раз заявляла о намерении летать из Ростова в Сочи. В мае полеты по этому направлению начнет осуществлять другая «дочка» «Аэрофлота» - лоукостер «Победа». Означает ли это, что вы полностью исключили идею летать в Сочи?

Мы не то чтобы однозначно планировали этот рейс, скорее, рассматривали его как один из возможных. Но эти возможности идут в четкой привязке к той экономической ситуации, которая складывается в стране и в конкурентной среде. Надо понимать, что в рамках Группы «Аэрофлот» у "Победы" и других компаний (в том числе Донавиа), принципиально разные ниши и разные цели. Наша задача обеспечить комфортными, безопасными и качественными авиаперевозками жителей нашего региона. Мы помогаем развивать авиацию на южном форпосте нашей страны. Можно сказать, что это наша специализация – Юг.

У "Победы" основная задача дать возможность летать самолетом тем, кто еще, может быть, даже никогда не летал или летал совсем редко, так как не мог себе этого позволить. У Донавиа все-таки другой уровень сервиса и своя категория клиентов. Мы не конкурируем. А вопрос о запуске рейса из Ростова в Сочи сейчас изучается. Будем смотреть на спрос и ситуацию на рынке.

Рассматриваете ли вы возможность открытия каких-либо новых направлений? Например, на набирающие популярность среди россиян другие черноморские курорты.

Опять же, все зависит от того, как будет складываться ситуация. Нет таких направлений, которые мы условно назовем "табу". История последних нескольких лет показывает то, что "Донавиа" в значительной степени расширяла именно географию полетов и за счет этого, во многом, мы добились хороших результатов. Цифры роста, которые у нас были, обусловлены по большому счету тем, что сейчас мы летаем с четырех баз. Если 3 года назад у нас доля направления Ростов-Москва составляла около 70%, то сейчас она составляет 33%, при этом количество пассажиров не уменьшилось, просто доля других направлений значительно выросла.

И все же внутрирегиональные перевозки пока остаются невыгодными для авиакомпаний.

Региональные перевозки требуют определенного внимания и дополнительных условий. В том числе речь идет о финансовой поддержке. Важнейшая мера, которая может изменить рынок внутренних авиаперевозок – это субсидирование государством внутрирегиональных рейсов. Сейчас объем субсидий на внутрирегиональные рейсы вырос и это замечательно.

Ситуация по конкретным направлениям должна решаться в привязке к тому потенциалу, который у них есть. Самолеты не могут летать пустыми, и если направление не востребовано, в угоду каким-то сиюминутным задачам развивать его не стоит. Конечно, востребованность направления может развиваться в динамике, с другой стороны, оценить сразу этот потенциал довольно сложно. В таком случае необходимо взаимодействие трех компонентов — региональной власти 2-ух субъектов, которые необходимо связать между собой, а также самих авиакомпаний. Мы в такой работе участвуем, но пока о каких-то новых направлениях я бы не стал говорить, потому что эта инициатива еще находится в проработке. .

Вернемся к кризису и его влиянию на отрасль. Воздушный флот «Донавиа» состоит из судов Airbus, находящихся у компании в лизинге. Как изменились расходы на содержание этой техники с осени прошлого года в связи с ослаблением рубля? Насколько остро проблема стоит для компании?

Я бы не сказал, что это проблема. Да, рубль относительно других валют потерял значительно, авиакомпания имеет существенную долю платежей в иностранной валюте и, конечно же, ослабление рубля не могло не сказаться на расходах компании. Но благодаря тому, что «Донавиа» входит в группу "Аэрофлот", мы имеем определенные преференции. В том числе, более выгодные условия обслуживания у производителей и лизинговых компаний. Это же касается технического обслуживания и топливного обеспечения. Кроме того, сегодня мы стараемся отрабатывать те платежи, которые у нас есть, в рублях. Например, раньше многие летчики проходили обучение за рубежом и платила за него компания в валюте. Сегодня мы стараемся переориентироваться на российские учебные центры и рублевые цены.

И все же пришлось ли вам принимать какие-то антикризисные решения, проводить оптимизацию?

Ранее на совещании в Самаре по поддержке отрасли, которое провел премьер-министр Дмитрий Медведев, генеральный директор Группы «Аэрофлот» Виталий Савельев предложил 9 антикризисных мер по поддержке авиаотрасли страны, часть из которых уже находится в проработке в профильных государственных структурах. Среди озвученных предложений – обнуление НДС на внутренние перелеты, заморозка тарифов естественных монополий, овербукинг, «мокрый» лизинг, использование услуг отечественных авиакомпаний чиновниками во время служебных поездок, изменение порядка субсидирования перевозок на Дальний Восток, ряд других мер.

Уже сейчас "Донавиа" предпринимает собственные небольшие, но очень важные шаги на пути развития услуг и оптимизации бизнеса. Один из них - консолидация обслуживания рейсов всех компаний группы сотрудниками "Донавиа" в своих базовых аэропортах. Это нововведение позволяет не только экономить, но и поддерживать высокие стандарты по наземному обеспечению в рамках Группы.

1 апреля в Ростовском аэропорту начался ремонт взлетно-посадочной полосы. Частично была сокращена полетная программа по ряду направлений. Как это отразилось на вашей компании?

Этот ремонт был необходим, его откладывали, переносили, но безопасность требует того, чтобы ремонт был выполнен. Естественно, такие значительные изменения не могут не отразиться на деятельности компании, произошли изменения в расписании и у "Донавиа". Но если по аэропорту в целом общее количество рейсов сократилось на 20%, то конкретно нашу компанию сокращения полетной программы коснулись в меньшей степени, поскольку большое количество рейсов у нас выполняется из других городов, где мы базируемся. Соответственно, мы заранее готовились к ремонту ВПП и перераспределили рейсы, сделав больший акцент на другие наши города базирования.

И последний вопрос касается предстоящего проведения в Ростове игр ЧМ-2018. На какой рост пассажиропотока вы рассчитываете? Будете ли вводить дополнительные рейсы?

Мы, как потребитель услуг нового аэропорта "Южный", который будет построен к ЧМ-2018, с нетерпением ждем этого. Цифры, которые озвучивались по пассажиропотоку будущего аэропорта, составляют порядка 5 млн пассажиров год, это в 2 с лишним раза выше тех показателей, которые есть сейчас.

"Донавиа" как часть большой успешной структуры готова к этому росту. Какой бы ни был пассажиропоток, мы справимся. Подхватить возникающий потенциал роста у нас есть возможность всегда. Если говорить конкретно о предстоящем чемпионате, мы уже сейчас работаем по специальным тренинговым программам для персонала с учетом специфики тех пассажиров, которые будут прибывать на игры. У нас уже есть опыт подобной работы, который мы приобрели во время проведения Олимпиады 2014г. Думаю, что мы внесем достойный вклад и в это знаменательное событие.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров