PROюгАгро, 21 авг 2023, 19:00

Эксперты заявили о росте запроса на органическую сельхозпродукцию на Юге

Читать в полной версии
Фото: unsplash.com

Производство органических продуктов на Юге России пока малоразвитое, но перспективное направление. Со стороны потребителей есть запрос на экологически чистые продукты, а аграрии в свою очередь активно внедряют «органику» для увеличения рентабельности производства и в рамках мероприятий по оздоровлению почв. При этом для увеличения объемов органической продукции и расширения рынков сбыта необходима поддержка государства. РБК Краснодар пообщался с экспертами рынка на тему развития органического производства и спроса на экологически чистые продукты.

В июле 2023 года правительство России утвердило стратегию развития производства органической продукции до 2030 года. Согласно распоряжению, опубликованному на сайте правительства, в стране органическое продовольствие и сельскохозяйственное сырье выпускают в 47 регионах. Производители поставляют на рынок крупу, муку, детское питание, консервы, соки, мясо, молоко, орехи, ягоды, овощи, фрукты, корма, а также ряд других товаров. Их производство последовательно растет в среднем на 8–10% ежегодно.

Пока доля органической продукции на продовольственном рынке страны (как и на мировом) составляет меньше процента. Как говорится в документе правительства, развитию внутреннего потребления должно способствовать сбалансированное ценообразование. Если разница в ценах на традиционные и органические продукты останется в пределах 15–30%, целевой сегмент потребителей органической продукции значительно расширится за счет массового покупателя, который будет готов переплачивать определенные суммы за более качественное продовольствие.

«Затраты у аграриев, производящих органические продукты, большие, а каналов сбыта нет. Если исключить посредников и наладить прямой сбыт, фермерам будет выгодно производить чистые продукты. Сейчас такого нет. В принципе, это направление перспективное, все больше людей предпочитает употреблять натуральные продукты, интерес к ним растет. Но это дорогое удовольствие, далеко не каждый сможет себе его позволить. В основном это мегаполисы, где у людей высокие зарплаты. Думаю, лет через пять минимум можно будет об этом говорить, не раньше», — приводит мнение фермера Максима Гриднева газета «Земля и Жизнь».

Аникеев Евгений — генеральный директор компании «БиоАгроСервис», занимающейся поставками комплексных решений для защиты растений на Юге, в Центральной России и Сибири, обращает внимание, что стимулом развития органических продуктов в нашей стране стало два фактора, первый — растущая забота населения о здоровье, второй — падение рентабельности растениеводства в целом.

«Сейчас люди готовы платить за продукты с более чистым составом. Согласно исследованиям компании Deloitte, уже сегодня 27% покупателей обращают внимание на пометку «Экологически чистый продукт», 9% — на пометки «Био» и «Органик». Сейчас органическое земледелие является одним из самых перспективных направлений как с экологической, так и с экономической точки зрения. Производство органики менее затратно именно в России, в отличие от Запада. Урожай имеет более высокую стоимость, что увеличивает маржинальность производства. Ежегодный рост рынка органических продуктов в развитых странах составляет 20-30%. По прогнозам Grand View Research, к 2025 году органическая продукция достигнет 20% мирового рынка всей сельхозпродукции».

Органическое земледелие, по мнению эксперта, становится устойчивым трендом современного АПК — он предусматривает минимизацию или полный отказ от применения химических удобрений, пестицидов, антибиотиков и гормонов роста в сельхозпроизводстве.

«Сейчас ситуация в сельскохозяйственной отрасли изменилась. Так, для борьбы с болезнями используются современные биофунгициды — они помогают решить проблему на уровне химических конкурентов. Поставляемые компанией «БиоАгроСервис» биопрепараты новейшего третьего поколения ежегодно используются на площади более миллиона га, как в классическом сельхозпроизводстве, так и в органическом. Многие российские компании уже сейчас активно переходят на органическое земледелие — находят технологического партнера, владеющего опытом биологической защиты растений, активно вносят в почту «органику», а не «химические» препараты и удобрения, тем самым повышая рентабельность, занимаются всерьез оздоровление почвы, в том числе за счет микробиологических решений новых поколений».

Управляющий компании «Биохутор Петровский» Алексей Щепетьев отмечает, что органическая продукция, выпускаемая в Ростовской области, пользуется спросом. «Биохутор Петровский» является первым производитель органический продуктов на Юге — компания сама занимается всем процессом производства — от выращивания зерна до упаковки.

«Для производства органической продукции в России есть все.<...> Трендами органической продукции в области являются хлеб, яйца, мука, хлопья. Все это пользуется спросом. Естественно, есть сезонные спады и подъемы по продажам. От этого никуда не денешься. Сентябрь-апрель наиболее рентабельные», — сказал Щепетьев.

По мнению руководителя компании, критической для производителей органической продукции сейчас становится нехватка кадров: «В нашем регионе (запад Ростовской области) нет ни одного техпрофучилища для сельского хозяйства. <…> И народ идти не хочет. А это нужно закладывать со школы. Хотя бы предварительное образование школьников необходимо — детские и трудовые лагеря. Как это было раньше: весело, здорово, людям шло на пользу. Раньше 30-40% оставались в селе, а сейчас никого не заманишь».

Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать