Демпинг и работа на поток: с чем сталкивается частная медицина на Дону
Демпинг цен на платные медицинские услуги, последствия пандемии и перспективы телемедицины. Об этих и других аспектах работы говорили участники круглого стола РБК Юг «Курс на ЗОЖ: как развивается частная медицина на Дону».
Рост спроса в условиях пандемии
По словам исполнительного директора медицинского центра «Фабрика здоровья» Вартануш Исаян, в регионе определенно фиксируется рост спроса на частные медицинские услуги. Не последнюю роль в этом процессе сыграла пандемия COVID-19.
«Есть тенденция по росту частных клиник, она возникла, в том числе, из-за распространения коронавируса: закономерно вырос спрос на медучреждения. В госучреждениях огромные очереди, огромная нехватка кадров», — отметила она.
Как заявила исполнительный директор сети глазных клиник «ИРИС» док Светлана Кочмала, распространение коронавируса привело не только к росту спроса на услуги, но и к увеличению числа частных клиник.
«Коронавирус повлиял очень сильно. В Ростове в последнее время открылись как минимум четыре частные клиники. Ведь многие госучреждения были перепрофилированы на прием пациентов с COVID-19. Возникла нехватка кадров, что спровоцировало рост новых клиник, рост спроса на платные услуги. Были те, кто увидел в этом новые возможности, увидел спрос и среагировал на рынок», — рассказала она.
Все участники круглого стола отметили и рост спроса на платные медицинские услуги. Хотя взрывного увеличения ни в 2020, ни в 2021 годах не фиксировалось.
«Рост числа пациентов в 2020 году у клиники был не особо большой, потому что в 2020 году с началом пандемии люди очень боялись вообще приходить в больницу. Шли в основном в острых случаях, когда была угроза жизни. В 2021 году перестали опасаться, пошел рост. Постоянные клиенты, конечно, остались с нами», — рассказала Вартануш Исаян.
Светлана Кочмала пояснила, что у «ИРИСа» рост отмечался на уровне 10%. Отразились опасения людей в начале пандемии, а также коронавирусные ограничения.
Генеральный директор клиники «Мобильная медицина» Валентина Кузнецова выделила еще один «пандемийный аспект» — частная медицина также пострадала от действующих ограничений:.
«Во время пандемии в любом случае пострадали все. Парадоксально, но частную медицину не признали пострадавшей, хотя ограничения на нас тоже значительно отразились. Рост числа клиентов хоть и был, но очень небольшой», — рассказала Валентина Кузнецова.
Демпинг и работа на поток
Валентина Кузнецова, назвала демпинг конкурентов в числе проблем, которые сейчас стоят перед частными клиниками, ориентированными на качественные услуги.
«В Ростовской области нашим властям толком не нужна частная медицина. Мы по сути 60% своего времени тратим не на развитие, а на проверки. Нас не поддерживают. Это нас тормозит. У нас есть в том числе клиники в Краснодаре, и если сравнивать с Ростовом, то в Ростове мы наблюдаем очень сильный демпинг цен. Даже не оснащенная толком клиника создает конкуренцию, а таких в Ростове, к сожалению, очень много», — подчеркнула она.
Вартануш Исаян также разделяет эту точку зрения.
«Демпинг действительно происходит. Но мы твердо решили не идти по пути снижения цены. Мы знаем, сколько что стоит. Дешевая услуга не всегда качественная. Мы, в первую очередь ставим задачу вылечить пациента», — добавила она.
Светлана Кочмала назвала демпинг «болезненной темой» донской частной медицины.
«Мы не разделяем мнение наших конкурентов, что можно устраивать соревнование — у кого ниже цена. Для качественных услуг и качественных кадров нужны средства. Снижение цены ведет к тому, что хороших специалистов не удержать, идет неизбежно снижение качества», — уверена исполнительный директор сети глазных клиник «ИРИС».
Она также подчеркнула, что в погоне за пациентами такие клиники получают не только большой поток пациентов по низкой стоимости, но и рост числа своих сотрудников, которые работают «на износ».
«Это, наверное, может даже привести к выгоде. Но мы так не действуем. У нас другой подход», — добавила Кочмала.
Точки роста и проблемы
Участники круглого стола рассмотрели также и действующие проблемы в донской медицине. В частности, Светлана Кочмала отметила, что не только в Ростовской области, но и в целом в России есть большая проблема с материалом для пересадок роговицы.
«Глазных банков» вообще по стране очень не хватает, даже те два, которые есть, производят слишком мало материала. Кроме того, сейчас в связи с ковидом запрещено брать для пересадки роговицы пациентов с коронавирусом и у людей после прививок. Это привело к огромному дефициту, это реально проблема. А пациентов, которым нужна такая операция — довольно много», — сообщила она.
Валентина Кузнецова также отметила, что трансплантология является насущным вопросом для медицины, как частной, так и государственной.
«Государство должно активнее брать на себя роль в решении этой проблемы. У нас в регионе этим занимается только Ростовская областная больница. Но увы, все застандартизировано, и здесь мы особо ничего не можем придумать или предпринять, чтобы помочь в решении вопроса. Это не наша роль», — считает она.
По словам Вартануш Исаян, в донском регионе также есть проблема нехватки врачей андрологов и специалистов, которые бы занимались лечением мужского бесплодия.
«Это большая проблема. Все о нем почему-то забывают, не всегда в этом виновата женщина — 47% проблем идет именно от мужского бесплодия. Это глобальная проблема, и очень важное направление, по которому необходимо идти», — добавила исполнительный директор медицинского центра «Фабрика здоровья».
Врач по телефону
При этом участники обсудили и вопросы телемедицины. Они оказались солидарны в том, что ключевая проблема телемедицины состоит в том, что врач дистанционно не может до конца понимать, с кем и чем он работает.
«Ни один нормальный высококвалифицированный специалист не будет ставить диагнозы. Другое дело, если речь идет о постоянном пациенте, с диагнозом которого он знаком. Но первичный осмотр проводить в таком формате — это глупо. Тем более «онлайн-клиника» также несет ответственность за то назначение, которое выдал ее специалист», — подчеркнула Вартануш Исаян.
Валентина Кузнецова также добавила, что зачастую считается, что врач, который никогда не видел «вживую» пациента, без сбора анамнеза, просто со слов обратившегося готов поставить диагноз и назначить лечение.
«Это даже по закону запрещено. Это удобно, когда пациент уже наблюдался, он в процессе терапии, постоянно ходит к одному и тому же врачу, и ему нужно, например, скорректировать курс лечения. Но не когда к нам обращаются дистанционно и говорят: «У моего ребенка высыпание, что нам делать?», — отметила она.
Телемедицина, по словам генерального директора клиники «Мобильная медицина», это не тот сегмент, в который вообще нужно вкладываться. При этом у направления есть свои плюсы.
«Телемедицина в мировой практике применяется по принципу «второго мнения», когда, например, уже есть тот или иной диагноз. Или когда нужно посоветоваться. Иными словами, использовать ее нужно именно как инструмент. В этом я вижу ее ценность», — отметила она.