Ростов-на-Дону, 22 мая 2018, 13:05

Своими силами или с бюджетной помощью: как выживают донские музеи

Руководители музеев, работающих в Ростовской области, рассказали РБК Ростов о том, как выживают их учреждения и на чем они зарабатывают
Читать в полной версии
Фото: rnd.arriva.ru

Частная практика

Как отмечают опрошенные РБК Ростов представители частных музеев, для развития они используют собственные средства, пытаются войти в грантовые программы или привлекают спонсоров.

Так, «Музей истории техники» содержится за счет средств собственника — генерального директора холдинга «КМ-Союз» Евгения Каракушьяна, по чьей инициативе он и был создан.

«Мы не ищем спонсоров или иные дополнительные источники финансирования. Посещение музея абсолютно бесплатно, так как нет причин зарабатывать средства на поддержание жизнедеятельности музея. Это подарок нашего генерального директора городу», — пояснила директор Виктория Бабаева.

По данным системы СПАРК, АО «КМ-Союз» было зарегистрировано в Ростовской области в 2006 году. Основной вид деятельности компании — торговля бытовой мебелью. Выручка компании за 2016 год составила 407 тыс. руб., сократившись по сравнению с данными за 2015 год более, чем на 200 тыс. руб. Прибыль компании за 2016 год — 118 тыс. руб.

Иначе складывалась история «Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской». Он был создан в 2005 году Еленой Левиной и Вячеславом Давыденко за счет собственных средств. Для того, чтобы открыть музей, они выкупили историческое здание на ул. Шаумяна в Ростове и самостоятельно реконструировали его.

По словам Елены Левиной, долгое время помощь государства для поддержания жизнедеятельности музея не требовалась. Однако после ряда экономических кризисов в России ситуация в музее значительно ухудшилась.

«Нам пришлось выбирать: либо мы закрываем музей, либо сдаем часть помещений в аренду и на вырученные средства продолжаем вести работу. Мы выбрали второе», — прокомментировала она.

Найти арендатора на помещения в центре Ростова долгое время не удавалось. В это время, по словам Левиной, она и решила обратиться за помощью из бюджета — получить грант на развитие музея.

«Несколько лет мы принимали участие в конкурсах на гранты, которые проводит Министерство культуры РФ под патронажем предпринимателя Владимира Потанина. Государство ориентировано на то, чтобы поддерживать инициативы, подобные нашей, поэтому мы разрабатывали проекты. Но пройти дальше полуфиналов нам не удавалось. Сегодня от участия в подобных конкурсах мы вынуждены отказаться», — отмечает она.

В настоящее время музей современного искусства буквально выживает, признается Левина. В месяц для организации его нормальной работы необходимо не менее 100 тыс. рублей.

«Наши сотрудники работают практически на личной инициативе, как волонтеры. Средств хватает только на оплату коммунальных услуг и организацию выставок. Но несмотря на все трудности, наше учреждение не отказывается от первоначальной идеи и остается бесплатной площадкой, поэтому от выставок, которые требуют продажи билетов, отказываемся. А вот пожертвования, спонсорскую помощь или патронаж принимаем с благодарностью», — рассказала она.

Помощь «свыше»

Согласно отчету донского минкульта, опубликованному на официальном сайте ведомства, в 2018 году из областного бюджета и резервного фонда регионального правительства на развитие культуры и туризма выделено 3,6 млрд рублей.

Отдельной статьи расходов на развитие музеев в отчете нет. Как пояснили в министерстве, это связано с тем, что учреждения получают средства по таким статьям расходов, как «Финансовое обеспечение выполнения госзаданий областными учреждениями культуры» (1,2 млрд руб. в 2018 году), «капитальный ремонт» (204 млн руб.) и ряду других. По данным на май текущего года, исполнение бюджетных ассигнований составило 32,2%.

Как рассказал РБК Ростов глава Минкульта Ростовской области Владимир Бабин, в настоящее время ведомство руководит 15 музеями и оказывает им поддержку из регионального бюджета.

«Финансирование музейных учреждений растет. Так, для обеспечения выполнения заданий на оказание государственных услуг, выполнение программ, закупку оборудования и прочих музейных нужд в Ростовской области в 2017 году было выделено 7 млн руб., а в 2018 планируется более 14 млн руб. Отдельно средства выделяются на реставрацию. Ежегодно эта сумма достигает порядка 2–2,5 млн руб.», — пояснил он.

Однако донские учреждения культуры могут полагаться и на федеральную поддержку. В частности, «Шолохов-центра» (филиал заповедника Михаила Шолохова) является объектом федерального подчинения и полностью находится на бюджетном финансировании.

«Что касается поиска инвесторов, организации благотворительных сборов или частных пожертвований как дополнительного источника финансирования музея, системы привлечения таковых инвестиций в нашем музее нет. Однако если кто-то решает внести свой вклад, мы с благодарностью принимаем и заключаем договор», — отметила руководитель «Шолохов-центра» Наталья Казинская. Сумму федеральной поддержки она не уточнила.

На языке цифр

Представители Ростовского областного музея краеведения, Ростовского областного музея изобразительных искусств и Волгодонского эколого-исторического музея не смогли оперативно предоставить комментарий РБК Ростов. В учреждения были отправлены официальные запросы, ответы на которые не были получены на момент публикации.

Согласно данным, опубликованным на официальном сайте для размещения информации о госучреждениях, государственные музеи в основном существуют за счет субсидий или выполнения госзаказа. Однако в некоторых учреждениях ключевой статьей дохода все же является оказание платных услуг.

К примеру, в соответствии с отчетом о финансовых результатах за 2016 год, Ростовский областной музей краеведения за год израсходовал 56,1 млн руб. при доходах в 22,7 млн руб. Доходная часть бюджета организации сложилась из целевых средств (10,5 млн руб.), работы по госзаданию (4,4 млн руб.), доходов от оказания платных услуг (7,4 млн. руб) и штрафов (90 тыс. руб.). В прочих доходах указаны также «субсидии на осуществление капитальных вложений» — 10,5 млн руб.

Совсем иная ситуация отмечается в Ростовском областном музее изобразительных искусств: в 2017 году доходы здесь практически покрывают расходы — 40,5 млн руб. против 44,4 млн руб. При этом три четверти дохода принесло оказание платных услуг (31,2 млн руб.).

Несмотря на то, что Волгодонский эколого-исторический музей также демонстрирует минимальный разрыв по соотношению доходов и расходов (32,9 млн руб заработано, 34,1 млн руб. — израсходовано), самые большие поступления средств приходятся именно на выполнение работ по государственному заданию (30,4 млн руб.). Доходы от коммерческой деятельности значительно ниже — всего 2,2 млн руб.

Зарабатывать — невыгодно

По мнению руководителя экскурсионного бюро «Ваш персональный гид» Алексея Павловского, невысокую прибыльность донских музеев можно объяснить тем, что их сотрудники просто не знают, как привлечь внимание к своей экспозиции, несмотря на имеющийся потенциал.

«У нас в основном государственные музеи, их основная проблема — неумение «продать» свои выставки. Поэтому зачастую музеи у нас ассоциируются с чем-то скучным. Это вопрос подачи. Если знать, как представить это людям, то спрос будет. На самом деле, практически в каждом музее Ростовской области есть своя изюминка, которая может привлечь гостей», — пояснил он.

По словам Павловского, у руководства государственных музеев также недостаточно стимулов для роста доходной части. «Мне кажется, что если музей начнет хорошо зарабатывать, ему начнут «резать» бюджет со словами: «Вы и так зарабатываете, вам не нужна наша поддержка». Потерять субсидии руководству, разумеется, не хочется. У музеев есть другие количественные показатели, но, насколько мне известно, они не связаны непосредственно с деньгами», — рассказал эксперт.

Частным музеям, по его словам, стоит обратить внимание на опыт зарубежных стран.

«В Европе огромное количество тематических галерей, которые могут быть посвящены чему угодно — кошкам, очкам, пыткам, сыру, шоколаду. Есть небольшие музеи, расположенные в интересных местах — на крышах, на воде и так далее. Казалось бы, они не связаны с историей и наукой напрямую, но косвенно ты всё равно узнаешь историю города или народа, особенности быта. В Европе это очень распространенный вид бизнеса. В Ростове это мог бы быть, к примеру, «Музей раков», музей «Левбердона». При этом нет необходимости строить огромные комплексы. Продолжительность посещения может быть 20-25 минут, этого достаточно, дольше находиться в стенах музея людям часто неинтересно», — добавил Павловский.

Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать