Ростов-на-Дону, 22 июн 2022, 16:54

Требуют наши сердца: как работает фонд «Навстречу переменам»

Исполнительный директор фонда «Навстречу переменам» Юлия Варченко в беседе с РБК Ростов рассказала о социальном предпринимательстве, проектах в сфере детства и о ситуации на рынке импакт-предпринимательства
Читать в полной версии

Фонд «Навстречу переменам» поддерживает проекты, направленные на улучшение жизни детей и молодежи. С 2012 года он помог более чем 400 импакт-проектам*. Фонд оказывает подопечным всестороннюю поддержку, в том числе в формате инкубатора, и финансирует проекты, сопровождая их от идеи до устойчивого развития и масштабирования. Лучшие инициативы отбирают по итогам конкурса «Навстречу импакт-стартапам». Tele2 — стратегический партнер фонда.

*Импакт-инвестирование — это социальные вложения, которые имеют целью создание измеримого, общественного или экологически полезного эффекта.

— Расскажите, как фонд «Навстречу переменам» взаимодействует с авторами социальных проектов?

— Обычно перед каждым новым ежегодным отбором мы получаем около 400 заявок по совершенно разным направлениям. Однако, до конкурсного этапа доходят в среднем около 150 работ. Конкурс «Навстречу импакт-стартапам» включает в себя программу профессиональной подготовки «Инкубатор». В эту программу обычно попадает всего десять участников, часть из которых в финале получат гранты.

Отмечу, что главный эффект такой работы не в деньгах: социальные предприниматели развиваются и накапливают знания, которые им было бы тяжело найти самостоятельно. После этого обучения они могут доработать свои проекты и через год вновь участвовать в конкурсном отборе. Такие случаи у нас бывали.

Выделю еще одну деталь. При разработке кейсов, многие социальные предприниматели считают, что их главная проблема — это недостаток финансирования. На самом деле, проблема у большинства из них не бюджете, а отсутствии знаний и навыков, например, в маркетинге.

— Сколько времени обычно нужно вашему победителю чтобы уверенно «стоять на ногах» и продолжать самостоятельную работу?

— У всех по-разному, ведь проекты у всех тоже разные. В среднем эксперты работают с предпринимателями пару лет, после чего они могут принять решение покинуть наш инкубатор. Обычно это происходит в тот момент, когда участник конкурса чувствует уверенность в выбранной бизнес-модели, в своей команде, видит, что подтянул операционку и так далее.

— Какие проекты и программы за этот период вы могли бы особо выделить?

— Например, московский проект «Быстрая сборка» и «Работа-i» из Санкт-Петербурга. Первые занимаются уникальным для России направлением — помогают людям с ментальными нарушениями трудоустроиться. Другие предприниматели взяли на себя еще одну нелегкую задачу: поиск работы для граждан с ограниченными возможностями здоровья и выпускников детских домов.

За время работы с «Фондом» оба проекта достигли такого уровня, что наладили поставку кадров в крупнейшие сетевые компании. Сейчас — это серьезные финансово устойчивые социальные предприниматели.

Еще можно выделить проект Натальи Ремиш. Она делает специальные мультфильмы под названием «Просто о важном. Про Миру и Гошу». Этот проект помогает детям и взрослым найти общий язык. Например, если в семье или в общении со сверстниками есть девиантное поведение, появились трудности с коммуникацией или другие психологические проблемы. Сейчас эти мультфильмы транслирует ТВ-канал «Карусель», они доступны в онлайн-кинотеатрах и на YouTube, у них миллионы просмотров. На самом деле очень много отличных проектов, которые делают большую и сложную работу.

— Насколько активны участники из Ростовской области и с какими проектами они приходят к вам?

— Ростовская область присоединилась к нам в 2015 году. С тех пор и до 2021 года включительно нам поступило 29 заявок. Всего же из южных регионов в программу отбирались 150 предпринимателей, 21 из них прошли в полуфинал, а трое стали финалистами— они прошли в «Инкубатор» и получили гранты.

В их числе один из победителей прошлого года — Екатерина Дидик из Таганрога с проектом «Слеш ПараЧир» — инклюзивной секцией и командой чирлидеров. Сейчас у проекта стадия активного раннего развития. У Киры Меснянкиной и Александры Сарелайнен, наших победителей из Ростова в 2018 году, был проект по созданию приложения «Эмоции. Игра. Аутизм», которое помогает детям с расстройствами аутического спектра распознавать эмоции. На данный момент предприниматели отказались от формата использования мобильного приложения и стали проводить обучение для детей и родителей при личных встречах.

— А как в целом обстоят дела с проектами по Югу России?

— Лично я вижу большие потребности в социальных проектах на Юге России. Но в то же время южные регионы не очень активны в сравнении с нашими традиционными лидерами — Центральным федеральным округом, Поволжьем, Сибирью. Хотелось бы, чтобы предпринимателей юга было больше. Сейчас на их долю приходится 6-8% от общего числа проектов. Заявки на участие в конкурсе «Навстречу импакт-стартапам» принимаются до 30 июня, и очень ждем представителей ЮФО.

— Как правило, кто к вам обращается? Чего, на ваш взгляд, не хватает для успешного запуска социальным предпринимателям?

— В основе 90% таких стартапов лежат личные истории. Люди ищут способы решения собственной проблемы. Как правило, это большой и сложный путь. Особенно если не хватает знаний в той или иной области. Как я уже упоминала, большинство предпринимателей видят проблему в финансировании. Но обычно проблема номер один — это то, что неопытные предприниматели не могут продвинуть услугу на рынок, не хватает банально маркетолога. Иногда нужен аудит, чтобы проверить и перераспределить финансы, финальный продакшн. Еще не всегда начинающие бизнесмены проводят анализ лучших практик на рынке. Иногда они изобретают велосипед заново: предлагают такой проект, который по сути уже существует и успешно работает.

— Расскажите о перспективах импакт-инвестирования. Отразилась ли текущая ситуация в экономике на этом направлении?

— В этой сфере сложилась уникальная ситуация. Бизнес и благотворительность уже весной себя почувствовали очень плохо. А социальные предприниматели этого не испытали: в первые недели мы очень беспокоились, обсуждали возможные антикризисные программы, думали, как поступить с нашим конкурсом «Навстречу импакт-стартапам». Мы связались со всеми нашими бывшими участниками, которые уже реализуют проекты или только приступили, и выяснилось, что никто не закрывается, все работают, чувствуют себя устойчиво.

Кажется, у меня есть ответ на вопрос, почему так произошло. Как правило все устойчивые социальные предприниматели имеют диверсифицированые доходы, в случае чего им есть, на что опереться. Второй важный момент — проблемы, которые решают те или иные социальные проекты, никуда не делись. Запрос на их решение остается в любых условиях, в том числе — в кризисных.

Если говорить об импакт-инвесторах, то сначала с их стороны было полное затишье, потом инвестирование возобновилось. Да, сейчас нет огромных темпов роста. Пока что сотрудничество со странами Евросоюза приостановлено, зато многие предприниматели переориентировались на Азию.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов

Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
Облик брендов: почему МТС отказалась от яйца, а Apple перекрашивал яблоко
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент