Ростов-на-Дону, 22 окт 2015, 20:07

Крупные и малые промпредприятия Ростова не нашли причин для кооперации

Региональная ТПП предложила создать в Ростове информационно-аналитическую платформу субконтрактации
Читать в полной версии
Фото: monavista.ru

Торгово-промышленная палата  Ростовской области представила результаты своего анализа развития производственной кооперации среди ростовских промышленных предприятий. Были опрошены представители 12 крупнейших компаний города, из которых, как выяснилось, лишь малая часть имеет опыт сотрудничества с субъектами МСБ.

Развитию промышленной кооперации между крупными предприятиями Ростова и местными субъектами малого и среднего бизнеса мешает целый ряд причи, пришли к выводу в ТПП. По словам вице-президента палаты Светланы Абдулазизовой, в Ростове потенциальные партнеры по производству зачастую просто не знают о существовании друг друга.

«Крупные компании Ростова самостоятельно не идут на то, чтобы искать себе партнеров-субконтракторов. Предприятия малого бизнеса привлекаются лишь на этапах вспомогательного производства и критического влияния на характер основного производства не оказывают», - рассказала Абдулазизова. Примеры промышленной кооперации в Ростове крайне немногочисленны. 

По ее словам, такая ситуация сложилась из-за целого ряда причин. Во-первых, крупные компании Ростова зачастую не имеют информации о технологических возможностях местного малого бизнеса. Отсюда выходит устоявшееся мнение, что субъекты МСБ просто неспособны выполнить те или иные работы. Малый бизнес, в свою очередь, не имеет информации о потребностях крупных производств, которые он мог бы удовлетворить.

«В результате возникает парадоксальная ситуация — крупные и малые предприятия Ростова, даже будучи заинтересованными в сотрудничестве, продолжают работать изолированно друг от друга», - комментирует и.о. министра экономического развития Ростовской области Владислав Есин.

Наладить взаимодействие в рамках кооперации крупным и малым производствам Ростова, продолжает Абдулазизова, также мешает набор взаимных претензий. Большие компании обвиняют малые в слабой дисциплине поставок и нестабильности качества продукции. Тех, свою очередь, не устраивает нестабильность контрактных отношений, так как чаще всего речь идет о годовых тендерах, а не долгосрочных соглашениях.

Есин добавляет, что крупный бизнес Ростова в принципе не имеет особого желания привлекать малый сектор. «У больших производств есть свои сформировавшиеся сети контрагентов, которые зачастую не входят в экономику Ростовской области», - говорит он.

При этом, по его словам, участие региональных производителей в производственных цепочках ведет к росту промышленного производства как такового за счет внутреннего рынка промежуточной продукции. Развитая региональная система субконтрактации могла бы стать хорошим дополнительным источником роста донской экономики, считает и.о. министра.

Сложность ситуации подтверждают и сами производители. По словам директора ООО «Сапфир» (занимается выпуском печатных плат) Владимира Санина, из-за узости рынка сбыта его предприятие испытывает проблемы с инвестированием в собственное развитие.

«С реализацией продукции большие сложности. Оборудование изношено, требуются очень большие инвестиции. Малому предприятию кредиты на это никто не даст, а все основные поставки аналогичной продукции делает Москва и Санкт-Петербург», - говорит Санин.

«Чтобы малое предприятие сейчас могло выжить, оно должно сделать нечто такое, что не несколько процентов, а в разы лучше и дешевле того, что уже употребляется», - добавляет директор ООО «В-Плазма» (занимается разработкой и производством индукционных нагревательных элементов) Владимир Шипилов. По его словам, у предприятия нет возможности выделить средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

«Опытно-конструкторская работы превращается в постоянный мозговой штурм, все делается большим напряжением и с немедленной проверкой. Поэтому бывают ошибки, которые покрываются за наш счет. В итоге с продажи первых изделий мы не получаем никакой прибыли, удачей считается сработать по нулям», - добавляет Шипилов.

По словам генерального директора ООО «Эмпилс-цинк» Вячеслава Балухтина, промышленная кооперация в Ростове находится в начальной стадии развития и между крупными компаниями. В частности, завод заинтересован в поставках продукции донского агрохолдинга «Юг Руси», однако делать закупки в Краснодаре и Белоруссии для завода оказывается дешевле.

«Или «Межрегионгаз Ростов». Они все время красят свои трубы, мы им предлагали нашу продукцию, прошли их испытания, получили документ соответствия из «Газпрома». Но они все равно закупают импортное», - сетует Балухтин.

Выходом из ситуации он видит создание условий, в которых ростовским компаниям было бы выгодно работать друг с другом. Речь идет, например, о предоставлении определенных налоговых льгот.

В ТПП Ростовской области в свою очередь предлагают на приоритетной основе оказывать господдержку участникам новых производственных цепочек и совместных проектов в промышленности, а также создать в Ростове информационно-аналитическую платформу субконтрактации и системы консультационно-технологического сопровождения малых предприятий, участвующих в промышленной кооперации.

Pro
Почему мы избегаем ставить амбициозные цели и как это преодолеть
Pro
Как сделать годовой отчет, который оценит инвестор: 6 неочевидных советов
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
$50 млн «на пробирки»: для кого биотех-стартап выращивает мясо крокодила
Pro
Какие квартиры не подходят для инвестирования и при чем здесь ликвидность
Pro
«Стесняюсь сказать»: 38 готовых фраз на все случаи жизни
Pro
Почему японский SoftBank инвестирует $100 млрд в США после победы Трампа
Pro
562 млн рублей на носках: разбор цепляющей карточки товара с Wildberries