Пиво отдельно: эксперты за раздельное регулирование рынка алкоголя
Пиво – не водка
Ограничительные меры, введенные в российском законодательствее в отношении пивоваренной отрасли , привели к сокращению объемов производства пива по России на 40% за последние 9 лет. В таких оценках сходятся опрошенные РБК Юг южно-российские пивовары, а также эксперты – представители делового сообщества Ростовской области и Краснодарского края. По их мнению, предложенная производителями пива новая концепция, предполагающая раздельное регулирование производства, хранения и оборота пива от остального алкоголя, поможет если не увеличить объемы производства, то хотя бы остановить продолжающееся падение рынка.
По словам исполнительного директора Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, концепция, предполагающая раздельное регулирование производства, хранения и оборота пива от остального алкоголя была разработана экспертным советом Высшей школы экономики при участии ведущих игроков индустрии и Союза российских пивоваров. Авторы документа, в частности, предлагают пересмотреть действующее ограничение на реализацию пива с 23:00 до 8:00, снять запрет на его продажу в нестационарных торговых объектах, на оптовых и розничных рынках и через Интернет. Кроме того, предлагается «заморозить» ставки акциза на пиво до 2018г. включительно в размере 21 руб. за литр, а также полностью перевести отчетность по производству и обороту пива в электронный вид.
«Необходимо более умное, более тонкое регулирование отрасли, учитывающее разные типы алкоголя. Сегодня это актуально не только для производителей пива, но и для виноделов, и для других участников рынка. Нельзя подходить с одинаковыми требованиями к производителям пива и, например, водки. Это касается и условий хранения, и требований к противопожарной безопасности, и отчетности по закупаемом спирту – для пива она не нужна, потому что спирт в процессе приготовления этого напитка не используется. Есть и особенности потребления, и особенности продвижения разных типов алкоголя... Все это должно учитываться при регулировании», – пояснил РБК Юг вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям пивоваренной компании «Балтика» Алексей Кедрин.
По его словам, многие нормы и правила, действующие сейчас в отношении алкогольного рынка, в применении к пиву оказались чрезмерными. «Эти нормы логически вытекают из Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ до 2020г.». Она формулировалась вначале 2000-х годов. Но сейчас нам уже пора думать о том, что будет происходить дальше, после 2020-го года, как будет выглядеть новая концепция. Нужно проанализировать, что получилось, а что – нет, какие меры оказались эффективными, а какие – избыточными», – отмечает Кедрин.
При этом производители пива уточняют, что не требуют для себя каких-то особых привилегий, а лишь стремятся к более рациональному подходу.
«Говоря об отдельном регулировании, мы не имеем в виду, что нас не надо регулировать совсем. Но это регулирование не должно мешать развитию экономики. Тем более, что примеры раздельного подхода к разным видам алкогольной продукции сегодня уже есть. Например, появились новые категории вина – защищенного географического указания и т. д. Если внутри одного продукта выделяются разные категории, то что же говорить обо всей отрасли!» – рассказал Алексей Кедрин.
Как отмечает директор завода «Балтика-Ростов» Эдуард Баражинскас, падение объемов производства в последние годы наблюдается не только у самих пивоваров, но и в смежных отраслях.
«Система регулирования и налогообложения пивной отрасли в России одна из наиболее жестких, если сравнивать законодательные нормы, например, с европейскими странами. Принятые за последнее время ограничительные меры принесли вред не только нашей отрасли, но и экономке в целом. Контрагенты, с которыми мы работаем, производители тары и упаковки, также имеют спад производства. Кроме того, растет себестоимость нашей продукции. Мы вынуждены изыскивать различные внутренние возможности, чтобы пытаться удерживать затраты на производство продукта, особенно на фоне ежегодного роста тарифов на энергоресурсы, логистику и доставку. Мы живем в тех условиях, когда вынуждены каким-то образом компенсировать рост затрат без существенного повышения стоимости товара, потому что понимаем, что покупательская способность граждан находится на достаточно низком уровне, и мы просто можем оказаться неконкурентоспособными на полке», – прокомментировал он РБК Юг.
По словам директора завода «Балтика-Ростов», принцип дифференцированного подхода к алкогольной отрасли – распространенная практика во всем мире. «Такой подход будет способствовать формированию умного регулирования, когда мы будем защищены от возможных не совсем логичных инициатив, которые мы наблюдаем последние несколько лет в нашей отрасли», – подчеркивает Баражинскас.
Такого же мнения придерживается генеральный директор ООО «МПК Пивоваренный завод Майкопский») Каплан Панеш. «На мой взгляд, распространение на пиво таких же мер, как и на алкоголь, не может иметь эффективного результата. Считаю, что основная задача и государства, и органов, чья деятельность направлена на борьбу с алкоголем, и самих производителей алкогольной продукции состоит прежде всего в привитии людям культуры ответственного потребления спиртных напитков и предупреждение продажи алкоголя несовершеннолетним», – говорит он.
По его словам, принятые правительством ограничительные меры способны серьезно осложнить жизнь пивоваров уже в 2017г. «Для нашего предприятия основной проблемой, связанной с регулированием производства пива, является увеличение акцизов и запрет с 1 января 2017г. розлив пива в тару более 1,5 л, что в итоге влечет за собой удорожание себестоимости. Цена на пиво вырастет, и крепкий алкоголь одержит еще одну победу над слабоалкогольными напитками, потому что не стоит забывать, что основная угроза исходит именно от крепкого алкоголя», – пояснил Каплан Панеш.
Не все – за счет предпринимателя
По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светланы Абдулазизовой, предлагаемая концепция содержит ряд разумных решений и способна облегчить бремя регулирующей нагрузки на бизнес.
«В частности, пивовары предлагают перейти на электронный документооборот. На мой взгляд, это абсолютно разумное требование. ТПП РО в свое время высказывалась против введения ЕГАИС для пивоваров, поскольку отрасль была к нему не готова. В итоге ЕГАИС ввели, пивовары установили необходимое оборудование и т. д. Но при этом бумажная отчетность осталась. Для чего нужно это дублирование?» – рассуждает она.
Что касается снятия ограничений по времени и месту продажи пива, то здесь, по мнению эксперта, все далеко не так однозначно. «Конечно, эти ограничения являются ощутимым сдерживающим фактором — в первую очередь, для малого бизнеса, занимающегося в т.ч. реализацией пива. Но ведь можно смотреть на проблему не только с точки зрения развития бизнеса, а говорить о состоянии общества, о здоровье нации и т.д. Поэтому категорично к этому вопросу относиться не стоит. Но не следует и только лишь «закручивать гайки» для бизнеса. Нужно формировать культуру потребления и работать с населением, а не делать все только за счет предпринимателей. Да, есть опыт отдельных регионов, где продажа пива ограничена в жилых домах. Но если мы будем следовать по этому пути, то скоро этому виду деятельности вообще не останется места», – говорит Абдулазизова.
По ее оценкам, на региональной экономике падение объемов производства пива сказалось достаточно ощутимо.
«Основной накал законотворческой деятельности в части ограничений по реализации пива пришелся на 2013 год. И уже в следующем году мы увидели резкое сокращения объема поступления акцизов. Если в 2013 году это было чуть более 5 млрд руб., то в 2014-м – меньше 4 млрд. Для Ростовской области 1,5 млрд руб. – это существенный доход бюджета. Сейчас ситуация выравнивается, по объему поступления акцизов она уже примерно на уровне 2013 года, однако происходит это, в том числе, за счет роста самого акциза (с 18 руб. за литр в 2014г. до 20 руб. за литр в 2015-2016гг.)», – пояснила вице-президент ТПП РО.
«Это правильная инициатива – отделить регулирование производства не совсем похожих друг на друга напитков для того, чтобы можно было более точечно и правильно в каждом случае принимать решение по отдельным видам продукции. Я помню еще «сухой закон», который в конечном итоге не принес ничего, кроме вреда, и в результате был отменен. В любых регулирующих нормах и запретах должен быть рациональный подход», – говорит председатель Краснодарского краевого отделения ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» Даниэль Башмаков.
Остановить падение
И производители, и эксперты сходятся во мнении, что нарастить объемы производства пенного напитка будет не так просто – даже в случае определенных послаблений со стороны правительства. «Сначала надо остановить падение и показать устойчивое состояние отрасли. Возможность роста будет зависеть от большого количества факторов, в том числе от покупательной способности населения, общего состояния экономики и так далее», – поясняет Алексей Кедрин.
«Сейчас речь идет о том, что объемы производства пива снижаются. Последние действия властей привели к тому, что небольшие производители закрываются. Люди уволили сотрудников и теперь думают, как рассчитываться по кредитам. Нужно сделать так, чтобы сохранить отрасль. Но даже если объемы производства пива увеличатся, мы от этого не станем самой пьющая страной в мире!» – считает Даниэль Башмаков.
«Объемы производства и реализации зависят прежде всего от объемов потребления, от покупательской способности населения, которая сейчас, мягко говоря, не растет. Поэтому, если макроэкономическая ситуация в целом не изменится, говорить об увеличении объемов производства сложно даже при самых лучших условиях для бизнеса. Но совершенно ясно, что пивоварам сегодня нужны более простые и понятные условия для работы. Любые новые ограничения приведут только к повышению цен и сокращению объемов», – констатирует Светлана Абдулазизова.
Согласно данным Росстата, розничные продажи пива в России в январе-сентябре 2016г. упали на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015г, а в сентябре 2016г. они снизились на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015г. При этом, по данным компании «Балтика», в 2015 г. потребление пива на душу населения в России достигло рекордного минимума за последние 12 лет.