РоАЭС выделит 69 млн рублей на проект пункта захоронения радиоотходов
АО «Концерн Росэнергоатом» ищет подрядчика, который за 68,5 млн рублей подготовит проектную и рабочую документацию по строительству пункта захоронения очень низкоактивных отходов в пределах Ростовской АЭС. Соответствующая информация опубликована на портале госзакупок.
К очень низкоактивным радиоотходам относятся материалы, изделия, оборудование и грунт, которые не предназначены для дальнейшего использования. Их удельная активность предполагает, что они содержат радиационное излучение, но при этом оно значительно меньше активности твердых радиоотходов.
Пункт захоронения радиоотходов будет располагаться в промзоне Волгодонск-28, она находится в пределах Жуковского сельского поселения, которое относится к Дубовскому району Ростовской области. Инженерные изыскания планируют провести в 2021 году на территории 0,5 га. Производственная мощность пункта захоронения составит 11 тыс. куб. метров. Ориентировочно его размер оценивается в пределах 100 x 50 метров, а прослужит пункт около 50 лет.
Проектировать объект строительства также могут начать в этом году, а строить его намерены двумя годами позже. На первом этапе построят здания КПП, паспортизации и переработки отходов, возведут площадку для разгрузки и узел захоронения объемом в 6 тыс. куб. метров. На втором этапе, который могут реализовать в 2028 году, построят узел захоронения объемом 5 тыс. куб. метров.
Без вреда здоровью и окружающей среде
Судебный эксперт, член правления Краснодарского регионального отделения Российского экологического общества Валентина Ищенко изучила для РБК Ростов документы, которые предоставляет АО «Концерн Росэнергоатом». По ее словам, согласно проектным решениям, экологическому и санитарно-эпидемиологическому законодательству, на данном участке в пределах территории Ростовской АЭС действительно возможно захоронение низкорадиоактивных отходов. Однако, как призналась Ищенко, ее смущает то, что предприятие не раскрывает экологическую информацию за последние годы. Так, на сайте федерального экооператора данные об излучении и радиационном фоне от радиоактивных отходов не представлены, а на сайте самой Ростовской АЭС приводятся сведения только за 2015 год.
«По логике вещей, нельзя представить себе строительство нового опасного объекта, когда нет информации об эксплуатации существующего, ведь захоронение отходов Ростовской АЭС было предусмотрено еще с момента строительства станции. Конечно, то, что предприятие не выкладывает информацию в общем доступе — не предоставляет данные радиационных исследований, мониторинга — можно объяснить ее стратегически важным характером, госбезопасностью. Однако строительство не должно привести к тому, что будет нанесен вред окружающей среде и населению, которое проживает в непосредственной близости от предполагаемого строительства. Для предотвращения ущерба водохранилищу, вреда здоровью и жизни населения нужно регулярно проводить инженерные исследования, держать под контролем состояние объектов, вести производственный мониторинг и контроль, публиковать информацию в открытых источниках и учитывать ее при проектировании и дальнейшей эксплуатации объекта. К этому нас призывает президент. Тот же вектор дан и в законе об охране окружающей среды, и в Конституции России», — рассказала Валентина Ищенко.
Она подчеркнула, что в последнем из исследований, датированном 2015 годом, на этих территориях приводится допустимый уровень радиационного фона и что сама станция на практике может выделять радиацию в пределах возможных значений, но это не значит, что спустя шесть лет фон остался в пределах нормы или вовсе не изменился.
Валентина Ищенко также отметила, что к низкоактивным радиоотходам можно отнести и одежду, которую носят сотрудники станции, и упаковки, оборудование, в том числе металлическое, которые могут быть заражены при ликвидации ЧС, о чем отчитывается каждый год федеральная госорганизация «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами». Выявить, что отходы действительно относятся к классу низкоактивных, можно только с помощью производственного контроля и мониторинга, результаты которого Ростовская АЭС не предоставляет.