PROюгАгро, 23 авг 2023, 09:42

Меньше фермеров, больше площади: как развиваются КФХ на Ставрополье

В последние годы фермеры Ставрополья столкнулись с рядом трудностей, среди которых реализация продукции и нехватка земель. О развитии фермерства в крае и пути решения их проблем рассказали власти и эксперты
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

В развитие сельского хозяйства Ставрополья и его продовольственную обеспеченность большой вклад вносят малые формы хозяйствования (МФХ), в числе которых находятся и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), сообщил глава минсельхоза Ставрополья Сергей Измалков в ходе международной агропромышленной выставки «МинводыАгро».

«В реализации стратегической цели по импортозамещению малые формы хозяйствования формируют не только продуктовую корзину, но и содействуют росту занятости на селе и развитию сельских территорий. Вклад в производство сельхозпродукции на сегодняшний день вносят более 576 тыс. личных подсобных хозяйств и 7,4 тыс. фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей», — рассказал Измалков.

В частности, по данным министра, на долю МФХ в крае сегодня приходится более 1 млн га посевных площадей, что составляет порядка 20% от их общего объема. Кроме того, именно субъекты малых форм хозяйствования являются драйвером в животноводстве Ставрополья, на МФХ приходится 42% данной отрасли. А их деятельность в растениеводстве региона охватывает 26%.

О значимой роли крестьянских (фермерских) хозяйств говорят и на общероссийском уровне. Как отметил президент Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Владимир Плотников, ежегодно КФХ увеличивают посевные площади на 849 тыс. га.

«За последние 15 лет каждый год общий объем посевных площадей КФХ составляет 849 тыс. га, каждый год фермеры России увеличивают на такую площадь посевы. Общая площадь пашен у фермеров составляет более 26 млн га, когда у агрохолдингов — 29 млн га», — уточнил Плотников.

Фермеры на пути к глобализации

Эксперты отмечают, что в Ставропольском крае наблюдается незначительное сокращение субъектов КФХ. Некоторые игроки рынка прекращают свою деятельность, а некоторые меняют свой правовой статус. Есть и игроки, которые объединяются друг с другом, создавая более крупные фермерские хозяйства.

«По статистике, фермеры якобы уменьшаются. Но это происходит в рамках расширения хозяйств. Из этого следует тенденция, что численность КФХ в крае незначительно уменьшается, при этом увеличиваются площади хозяйств. Некоторые фермеры переходят в разряд ЛПХ. Этому способствует избыточная налоговая нагрузка. Но на Ставрополье эта проблема распространена не сильно, хотя есть и такие факты», — рассказал РБК Кавказ председатель совета АККОР по региону Сергей Колесников.

Одной из основных тенденций региона он назвал расширение фермерских хозяйств. «Идет укрупнение фермерских хозяйств, расширение. Это происходит за счет дополнительного привлечения фермеров в коллективные хозяйства, некоторые земли по каким-то причинам забираются у агрохолдингов. Также расширение происходит за счет мелких соседей», — пояснил спикер.

Один фермер в поле не воин

По мнению министра сельского хозяйства Ставропольского края Сергея Измалкова, сдерживающим фактором в развитии малых форм хозяйствования, в том числе и КФХ, являются три основные проблемы — сложность реализации продукции, диспаритет цен между стоимостью ресурсов и ценой ее реализации, высокая потребность в землях сельхозназначения.

«Среди проблем, прежде всего, реализация продукции, которую производят фермеры. Единственный механизм, который здесь может быть предложен, — кооперация. В современных условиях малым формам хозяйствования — ИП, КФХ — очень тяжело пробиться на рынки, не говоря о сетевой торговле. Поэтому как фактор поддержки — это объединение в формат, который бы гарантировал объемы, качество продукции и выполнял те требования, которые сегодня предъявляет рынок к тому или иному товару», — отметил Измалков.

В части решения проблемы диспаритета цен он отметил, что на Ставрополье ведется активная работа по регулированию тарифов необходимых ресурсов.

«Земельный вопрос тоже традиционно больная точка, по крайней мере это касается Ставропольского края. Земельные ресурсы тяжело доступны для фермерского сообщества», — отметил глава минсельхоза.

Он добавил, что в настоящий момент на территории края действуют два постановления, на которые КФХ стоит обратить внимание. Согласно первому, фермеры могут получить земельный участок, если планируют реализовывать инвестиционный проект на сумму от 50 млн руб. Второе предполагает предоставление хозяйствующим субъектам земли сроком до пяти лет с правом передачи в субаренду.

Владимир Плотников считает одной из основных проблем фермерства сокращение доходности.

«Казалось бы, хорошо потрудились в прошлом году, получили рекордный урожай, а доходы упали. Первое, что сокращает доходность, — это плавающая экспортная пошлина. Кроме того, растут цены на удобрения. Планировалось, что до октября их стоимость увеличиваться не будет. И что мы видим — уже сейчас удобрения выросли в цене на 25%. Дорожает логистика, железнодорожные тарифы, запчасти и вся сельскохозяйственная техника», — обозначил президент АККОР.

Государство поможет

По данным Сергея Измалкова, в 2022 году только 792 КФХ и индивидуальных предпринимателей в сфере сельского хозяйства из 1,5 тыс. воспользовались мерами государственной поддержки.

«Это мало, потому что в текущей ситуации любой рубль, поддержка — это серьезный фактор стабильности. Мы должны это значение переломить, и, если не 100%, то близко к этому показателю завести фермеров в меры государственной поддержки», — отметил министр.

При этом, по его данным, в регионе набирает обороты грантовая поддержка фермеров. «За три последних года (2019-2022) 1,3 млрд руб. было выделено на это направление. В рамках грантов появляются новые варианты помощи — это агростартап, агротуризм», — рассказал Измалков.

Он уточнил, что в 2023 году объем такой поддержки незначительно сократился, однако ключевые ее направления были сохранены и будут продолжены в 2024 году.

«Кредитный портфель МФХ (это инвестиционные и «короткие» кредиты) за последние три года составил 25% от кредитования всех субъектов сельского хозяйства региона, это неплохой показатель. С каждым годом мы только набираем и по количеству кредитов, и по их объему», — заявил Измалков.

Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м