Ростов-на-Дону, 23 сен 2021, 15:49

Суд решил не привлекать структуры ВЭБа к ответу по долгам «Евродона»

Читать в полной версии
Фото: pbs.twimg.com

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд Ростова оставил в силе определение Арбитражного суда Ростовской области о том, чтобы отказать индивидуальному предпринимателю из Новошахтинска Валерию Веретенникову привлечь к субсидиарной ответственности госкорпорацию развитию «ВЭБ.РФ» и ООО «ВЭБ Капитал» в рамках дела о банкротстве «Евродона». Соответствующие данные опубликованы в картотеке суда.

Напомним, осенью 2018 года Валерий Веретенников, который заключил договор поставки кормов с «Евродоном», потребовал от компании выплаты в размере 26 млн рублей. Он является конкурсным кредитором компании. Месяцем позже донской арбитраж обязал «Евродон» выплатить задолженность предпринимателю.

Согласно данным системы СПАРК, Валерий Веретенников зарегистрировал ИП в 2008 году — основная его деятельность связана с оптовой торговлей сельскохозяйственным сырьем, живыми животными, текстильным сырьем и полуфабрикатами.

Как говорится в документе, бывшего руководителя «Евродона» Вадима Ванеева 12 мая 2021 году привлекли к субсидиарной ответственности по обязательствам своего предприятия. Из определения следует: пока Ванеев не рассчитается с кредиторами, размер субсидиарной ответственности определяться не будет.

Конкурсный кредитор предприятия в мае в отзыве на апелляционную жалобу просил возложить оплату долгов «Евродона» на «ВЭБ.РФ» и «ВЭБ Капитал», поскольку компания не имеет возможности полностью погасить требования кредиторов.

Представители госкомпаний на заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, и просили оставить определение суда без изменения, а жалобу — без удовлетворения. Суд с этими требованиями согласился по нескольким доводам.

В июле 2017 года 11% в уставном капитале предприятия принадлежали Ванееву, 40% — Внешэкономбанку, 34% — «ВЭБ Капиталу» и 15% — Валерию Гергиеву. Вместе с тем Внешэкономбанк также являлся участником «ВЭБ Капитала» — ему принадлежало 100%. Итого консолидированная доля этих компаний в уставном капитале «Евродона» составила 74%.

После Ванеев заключил с ними соглашение об осуществлении прав участников «Евродона» — те обязались ввести в штат предприятия финансового контролера, который должен был быть согласован с советом директоров. В его функции входило предварительное согласование сделок и бюджета компании перед тем, как договоры заключит гендиректор.

Согласно решению суда первой инстанции, Ванеев, будучи руководителем, «имел возможность совершать юридически значимые действия только в соответствии с бюджетом, согласованным финансовым контролером, назначаемым по требованию и представлению Внешэкономбанка». С сентября 2017 года финансовым контролером стал Дмитрий Орлов.

«Как верно отмечено судом первой инстанции, Банк не преследовали цель участия в распределении прибыли (при возникновении таковой от осуществления должником предпринимательской деятельности), размер дохода по кредитному договору был заранее определен и ограничен согласованной ставкой процента за пользование кредитными средствами. Из представленных объяснений сторон и доказательств не следует, что у ООО «ВЭБ Капитал» и ГК «ВЭБ.РФ» имелось намерение участвовать в управлении, вмешиваться в хозяйственную и производственную деятельность должника. Основная цель — использовать данный механизм в качестве способа обеспечения исполнения кредитных обязательств», — говорится в тексте документа.

Кроме того, в нем подчеркивается, что кредитор и должник не аффилированы хотя бы потому, что у них не совпадали экономические интересы.

«Законный интерес банка при предоставлении кредита заключался в получении дохода от кредитных операций, при допустимом уровне кредитного риска, а также в привлечении денежного потока ООО «Евродон», — также говорится в тексте сообщения.

Компания пыталась доказать, что действия банка привели к уменьшению активов, однако суд первой инстанции расценил эти доказательства как недостаточные. Апелляционный же суд назвал это решение «верным выводом, что банк также не может быть привлечен к субсидиарной ответственности».

Валерий Веретенников с решением суда первой инстанции не согласился и заявил, что из содержания реестров согласования договоров «усматривается согласование контролером Орловым как самих договоров, так и финансовых операций, в том числе с аффилированными по отношению к должнику лицам — ООО «Донстар-Центр» и ООО «Евродон-Юг». Вместе с тем он посчитал, что суд трактует финансовые действия Ванеева однозначно, не привлекая при этом ГКР «ВЭБ.РФ», который действовал через Орлова и одобрял сделки компании.

«ИП Веретенников В.А. полагает, что в такой ситуации ГКР «ВЭБ.РФ» и ООО «ВЭБ Капитал» должны непосредственно нести солидарную с Ванеевым В.Ш. ответственность за невозможность полного удовлетворения требований кредиторов должника», — отмечается в документе.

Суд эти доводы признал «необоснованными и и не опровергающими правомерность выводов суда первой инстанции». В определении снова подчеркивается, что «экономические интересы банка и должника носят совершенно отличный друг от друга характер», и интересы банка, когда тот выдавал кредит, были завязаны на получении доходов при допустимом уровне кредитного риска.

Ранее РБК Ростов сообщал, в начале февраля 2021 года Вадима Ванеева официально признали банкротом. В его отношении введена процедура реализации имущества.

Вадим Ванеев — основатель крупнейшей компании в стране по производству мяса индейки «Евродон», которую объявили банкротом из-за долгов перед ВЭБом. Кроме того, Ванеев был владельцем «Урсдона», «Донстара» (разведение сельскохозяйственной птицы), «Мишель-Алко» (оптовая торговля алкогольными напитками), «Ирдон» (производство изделий из бетона), «Металл-Дон» (производство строительных металлических конструкций), торговых домов «Индолина» и «Утолина». Все эти компании признаны банкротами.

Сейчас сумма требований кредиторов к основателю «Евродона» Вадиму Ванееву составляет около 72,8 млрд рублей. Наибольшую сумму запросила компания «Ломан 2» — 33,4 млрд рублей. Последние требования предъявили корпорация ВЭБ (1,1 млрд рублей) и компания «Новые утиные фермы», которая принадлежит ГК «Дамате» (6,5 млрд рублей).

Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple