Итоги года-2015, 23 дек 2015, 14:03

Итоги года: жители Юга в 2015г. экономили на еде, но чаще ходили по ТРЦ

Органы статистики отметили небольшое падение рынка ритейла за январь-ноябрь 2015г. Однако сам бизнес надеется, что пик кризиса для рынка прошел и в 2016г. спрос на товары и продукты будет расти.
Читать в полной версии
Фото: «РИА Новости»

За 11 месяцев 2015г. оборот розничной торговли и общественного питания в Краснодарском крае в товарной массе снизился на 4,1%, сообщает Краснодарстат. При этом большая часть ритейла (53,7%) пришлась на непродовольственные товары.

В Ростовской области, несмотря на рост в денежном выражении (на 9,6% до 737,2 млрд. руб.), объем проданных товаров также сократился, отмечают органы статистики. Это связано со снижением покупательского спроса и соответствует общероссийской тенденции. Большая часть ритейла (51,6%) в регионе также пришлась на непродовольственные товары.

Меньше чек, но больше покупателей

Сами же участники рынка непродовольственной розничной торговли считают, что в целом год прошел не плохо. Несмотря на падение доходов населения, некоторые ТЦ сумели добиться роста трафика покупателей, а на место ушедших арендаторов пришли более сильные игроки.

"Часть арендаторов, которая оказалась не готова к нынешним вызовам рынка, ушла, но на их место пришли более сильные операторы. И это никак не сказалось на деятельности торговых центров. Заселяемость площадей у нас составила 99%, а покупательский трафик в этом году вырос на 25%", – сказал председатель правления ОАО «Инпром Эстейт» (управляет краснодарским ТК «Хозяин» и ТРЦ «Мармелад» в Таганроге) Игорь Коновалов.

По словам Коновалова, трафик посетителей удалось увеличить за счет событийной программы в ТЦ. Что касается операторов, то многие из них смогли как минимум сохранить выручку на уровне 2014г., а часть – даже увеличить ее.

"2015 год для нас не стал плачевным. Да, люди стали меньше тратить, но за счет роста трафика эти выпадающие доходы можно было компенсировать. Мы ожидаем, что в 2016г. все тенденции 2015г. усилятся. С учетом, что девальвация продолжается, продолжит падать и покупательная способность людей, будут расти цены, особенно на импортные товары. Поэтому наша цель продолжать работать над наращиванием трафика и завершать начатые ранее проекты", – отметил Коновалов.

ТРЦ занялись проблемами арендаторов

С оценками коллеги согласна и руководитель департамента аренды ТЦ "OZ МОЛЛ" (Краснодар) Юлия Абдулагаджиева. По ее словам, ТЦ увеличил показатели прошлого года и по заполняемости площадей арендаторами, и по трафику. "По результатам трех кварталов мы смело можем говорить о том, что доля вакантных площадей уменьшилась, а посещаемость и товарооборот галереи выросли. Если говорить о последнем, то он увеличился более чем на 15%", – сказала Абдулагаджиева.

Однако собеседница агентства также отметила, что в этом году ТЦ пришлось внести коррективы в работу с арендаторами, вникать в проблемы и бизнес всех магазинов, а не только якорных арендаторов и индивидуально подбирать комплекс мер, чтобы каждый бренд мог работать в ТЦ.

Сэкономили на еде

​Сложнее год прошел для продуктового ритейла. ​Совладелец ГК «Миллениум» (сеть магазинов «Ассорти») Михаил Сичинава отметил, что снизившаяся в 2015г. покупательская способность населения привела к падению среднего чека на 10-12%. "Средний чек упал, по нашим данным, на 10-12%. Цены выросли за год на 15-17%. Могу сказать, что многие люди имеют средства, но экономят просто потому, что не понимают, что им ждать в будущем", – сказал Сичинава.

По данным пресс-службы сети гипермаркетов "Табрис" (Краснодар), покупатели стали не просто экономнее, но и разборчивее в еде. ​"Да, мы, как и все отметили изменения в структуре покупательского спроса, но связанные не со значительным падением спроса или переходом покупателей на более дешевые товары. Правильнее говорить о том, что покупатели стали более требовательными и гораздо внимательнее относятся к своим покупкам. Это и есть основной тренд 2015 года", - подчеркнули в компании, добавив, что сохранить средний чек удалось во многом благодаря постоянной интерактивной работе с покупателями. Сеть регулярно собирает и выполняет просьбы ввести в ассортимент те или иные позиции в социальных сетях.

По мнению Сичинавы, пик падения продаж в продуктовом ритейле уже пройден и в 2016г. без новых потрясений рынок покажет небольшой рост. "Заметна тенденция приостановки роста цен и люди привыкают к ситуации. Это со временем пройдет. Думаю, что пик падения продаж мы прошли и в 2016г. увидим небольшой рост", - заключил собеседник агентства.

Надежда на низкую инфляцию

В 2016г. участники рынка ждут снижения инфляции, что должно привести к повышению роста реальных зарплат, покупательской способности и восстановлению спроса. Так, в Краснодарском края прогнозируемая инфляция в 2016г. не должна превысить 8,7% (по итогам 11 мес. она достигла 15,7%). В Ростовской области также ждут сокращения темпов инфляции (по итогам 11 мес. текущего года цены на товары и услуги в регионе уже выросли на 11,5%). При этом рост цен на основные товары и услуги в регионе "обогнал" рост зарплат более чем в 2,5 раза, что сказалось на потребительской активности населения.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы