Ростов-на-Дону, 23 дек 2016, 14:27

Итоги года: Донские переработчики вышли из «зоны комфорта»

Итоги года для пищевой и перерабатывающей отрасли в Ростовской области подвели топ-менеджеры крупных донских компаний. Общий вывод: было сложно, но переработчики нашли возможности для развития.
Читать в полной версии
Фото: lentaregion.ru

Мясопереработка: рост эконом-сегмента и агрессивные «федералы»

Рынок мясопереработки в 2016г. продолжил падение, а региональным производителям пришлось искать новые решения, признает генеральный директор ГК «ТАВР» Александр Ремета.

Генеральный директор ЗАО "ТАВР" Александр Ремета

 – В целом, на российском рынке мясопереработки наблюдается падение, которое на протяжении последних двух лет составило в среднем по стране более 10%. Огромное влияние на рынок оказало снижение покупательской способности населения по стране – по данным Росстата, за 10 месяцев 2016 года реальные доходы сократились более чем на 5%.

«ТАВР» – группа компаний, входящая в состав агропромышленного холдинга «Группа Агроком», является лидером мясоперерабатывающей отрасли Юга России. Доля рынка в ЮФО – 18,9%. В состав ГК «Тавр» входят предприятия по выращиванию мясного сырья (ОАО «Батайское»), колбасные заводы (ООО «Ростовский колбасный завод – «ТАВР», ЗАО «Мясокомбинат Новороссийский»), обособленные структурные подразделения, специализирующиеся на производстве халяльной продукции и убое КРС («ТАВР – Зимовники»), фирменная торговая сеть «Тавровские мясные лавки» (ООО «МД»), переработке свинины и производстве полукопчёных и варено-копченых колбас (ОСП «ТАВР – Матвеев-Курган»), фирменная торговая сеть «Тавровские мясные лавки» (ООО «МД»).

В качестве основных тенденций рынка можно отметить следующие: сокращение потребления колбасных изделий и перераспределение потребительских расходов в сторону полуфабрикатов и свежего мяса; сокращение премиального и среднего ценовых сегментов в пользу продукции эконом-класса; продолжение консолидации рынка, усиление активности федеральных производителей, сопровождающееся агрессивным маркетингом; ужесточение требований к упаковке продукции.

Для нас трудным моментом года было усиление конкуренции в условиях тотального падения покупательской способности населения. Такая ситуация заставляет выйти из «зоны комфорта» и более активно искать решения в области технологии, снижения себестоимости и повышения эффективности продаж. В таких условиях в выигрыше остается тот, кто способен предложить потребителю минимальную цену при сопоставимом с конкурентами качестве.

Успехом компании мы считаем тот факт, что «ТАВР» смог сохранить свои позиции на падающем рынке. Если говорить о достижениях года, то в июле после 12-летнего перерыва мы провели рестайлинг генерального бренда и сформировали новую концепцию коммуникаций с потребителем.

Кроме того, в минувшем году было открыто новое направление – производство пельменей. На первом этапе продукт реализовывался через наши фирменные магазины, во втором полугодии мы поставили его в крупнейшие сети. За полгода «ТАВР» продал более 500 тонн пельменей.

В 2016 году мы продолжили развитие собственной розницы – сети «Тавровские мясные лавки». Подобный формат – магазин у дома – набирает популярность, предоставляя потребителю возможность выбора продукта из максимально возможного ассортимента, прямую коммуникацию с продавцом-консультантом и дополнительный сервис.

Основными задачами на 2017 год являются усиление позиций на домашнем рынке, географическая диверсификация в направлении новых регионов, оптимизация ассортиментного портфеля и продвижение нового имиджа бренда. Решение этих задач невозможно без усиления маркетинговой составляющей в деятельности компании.

В целом с такой оценкой уходящего года согласна генеральный директор ЗАО «Вепоз» Ирина Голиченко:

Генеральный директор ЗАО "Вепоз" Ирина Голиченко

– В целом по мясоперерабатывающей отрасли в этом году отмечалось падение не менее чем на 5%. Эта тенденция продолжается на протяжении двух последних лет, она связана, прежде всего, со снижением покупательской способности населения. Особенно ярко это было выражено в прошлом году, когда люди были не уверены в завтрашнем дне, не понимали, чего ждать дальше. Могу сказать, что в этом году ситуация несколько стабилизировалась. Кроме того, сами производители сумели перестроиться, сократив премиум-сегмент и увеличив предложение в среднем и эконом-сегменте.

ЗАО «Вепоз» зарегистрировано в 1997г. в Ростове-на-Дону, компания занимается производством продукции из мяса убойных животных и мяса птицы. В настоящее время под торговой маркой «Вепоз» выпускается более 100 наименований мясных изделий: сырокопченые и сыровяленые, полукопченые и варено-копченые вареные колбасы,а также сосиски, сардельки, ветчины и деликатесы. В 2015г. выручка компании составила 199,9 млн руб., прибыль – 395 тыс.руб.

В этом году мы увидели усиление позиций крупных федеральных игроков рынка, которые порой демонстрировали довольно агрессивной маркетинговой политикой. В существующей экономической ситуации это объяснимо, но хотелось бы, чтобы у нас в регионе все же обращали больше внимание именно на местного производителя. 

Уходящий год был непростым, в том числе и для нас, но мы продолжали работать и даже сумели увеличить продажи. Сегодня наша продукция представлена в крупных федеральных сетях «О'кей», «Тандер», «Лента» и другизи, в этом году на полках для наших покупателей появились наши новые позиций – сырокопченые колбасы и деликатесы. В следующем году мы планируем продолжать развитие. Хочется, и над этим мы уже работаем, чтобы наша продукция была «на слуху» не только в Ростове и области, но и за ее пределами. В 2017 мы намерены расширять географию поставок и выходить в новые регионы, например, в Волгоград и Москву.

Идейка и утка: победа российского продукта

Уходящий год был крайне сложным для всего российского бизнеса – победил тот, кто сумел увидеть не только трудности, но и новые возможности, уверен создатель и генеральный директор ГК «Евродон» Вадим Ванеев.

Генеральный директор ГК "Евродон" Вадим Ванеев. 

– В России всем, кто еще занимается бизнесом (тем более, производством), пора ставить памятники при жизни. Сказать, что год был тяжелым – ничего не сказать. За словами о необходимости поддержки производителей многие так и не увидели конкретных действий. Немало агропроектов закрылось. Многие обанкротились. У потребителей не стало денег. Конечно, все влияло.

При этом те, кто оставался на плаву, все равно старались использовать новые возможности. Российский продукт победил во многих отраслях импортный и начал смелее смотреть на зарубежные рынки, активнее выходил на экспорт. Эта перспективная тенденция, ее будут развивать новые лидеры. Кто это будет? Кто останется в сильнейших? Пока трудно сказать. Лидер – не тот, кто добился успеха. Лидер сегодня тот, кто сумел обернуть трудности и любые обстоятельства в успех.

ГК «Евродон» - агрокомплекс по производству индейки и утки, развивается с 2003г. по кластерному принципу. Сегодня в производстве индейки задействовано около 300 птичников и 30 площадок выращивания и подращивания, общая площадь территории агрокомплекса составляет более 1,8 тыс. га в Ростовской области. В 2015г. предприятие произвело 47 тысяч тонн мяса индейки в живом весе. Инвестирует в проект по производству индейки Внешэкономбанк.

Компания «Евродон» в 2016-м году прошла очень суровые испытания. Мы получили дорогой урок: в России мало построить масштабное производство и большой бизнес. Надо еще уметь его защитить. Только благодаря мощнейшей общественной поддержке и пониманию стратегической значимости идеологии проекта в самых высоких инстанциях, мы выстояли. И стали сильнее. Постепенно нарастили объемы, запустили новый технологический цикл с потенциалом 150 тыс тонн.

Но я не могу назвать год успешным, а огромную тяжелую работу – достижениями. Нам сложно. Но мы отстояли главное – свою идею. У человека должна быть мечта. Чем она выше, тем реальнее. И здесь нет парадокса. Потому что мечта дается человеку вместе с силами, необходимыми для ее осуществления.

Ожидаем, что в 2017-м году будет расти экспорт российских продуктов, будет расти потребление, в том числе здоровых, качественных продуктов – индейки и утки, к примеру. Ожидаем, что улучшится геополитическая обстановка, что экономика России начнет расти, прежде всего, за счет собственного производства продуктов питания – у нее для этого все есть.

Молоко: импортозамещение и новые правила игры

Переработчикам молочной продукции в 2016г. пришлось реагировать не только на изменения в структуре потребления, но и на массовое распространение контрафактной продукции, подводит итоги директор по маркетингу и развитию ООО «Белый Медведь» Денис Афанасьев.

Директор по маркетингу и развитию ООО «Белый Медведь» Денис Афанасьев  
– Год был крайне не простым. Значительно выросла стоимость сырья, что, к сожалению, не могло не сказаться на цене готовой продукции. Молочный рынок стал заметно «уходить» вверх. Соответствующие изменения произошли и в структуре потребления, где предпочтения стали отдаваться более дешевым брендам, а от некоторых «необязательных» продуктов в корзине – например, молочных десертов – потребитель вообще предпочитал отказываться.

На эти тенденции не могли не обратить внимание производители, начавшие активно осваивать средний и низкостоимостной сегменты либо выводя на рынок новые продукты, либо активно демпингуя со старыми. При этом можно было наблюдать и обратную тенденцию – стали появляться небольшие молочные производства, пытающиеся импортозаместить, например, дорогие сорта сыров.

ООО «Белый Медведь» зарегистрировано в 1997г. в Ростовской области. Генеральным директором компании является Анатолий Хантемиров, основной вид деятельности – производство творога и сырково-творожных изделий. По итогам 2015г. выручка компании превысила 500 млн руб., по сравнению с 2014г. объем выручки сократился почти на 800 млн руб. Прибыль компании за 2015г. составила 42 млн руб. и, по сравнению с 2014г., сократилась на 20 млн руб.

Несмотря на трудности, которые принес год, совершенно очевидно, что он подарил молочникам и новые возможности.

Рост цен на сырье по некоторым товарным категориям был настолько значительным, что вывел ряд наших продуктов в более высокие стоимостные сегменты.

Такая ситуация создала соответствующие предпосылки, и в этом году на рынок снова хлынула дешевая контрафактная продукция. Она заполонила не только полки донских магазинов, но и столовые бюджетных учреждений: садики, школы, больницы.

Все это резко ужесточило «правила игры», и мы весь год учились работать в такой новой реальности, стараясь сохранить и темпы роста и основные направления развития, продолжали выводить на рынок новые продукты и развивать географию продаж.

Так, например, в этом году мы заметно усилили наши позиции в экспортных поставках. Продажи выросли настолько, что в конце года ТПП РО вручила нам диплом лауреата конкурса «Лучший экспортер Дона-2016». Также мы продлили действие сертификатов «Сделано на Дону», подтвердив стабильно высочайшее качество производимой нами продукции.

Кроме того, мы продолжали активно развивать собственную фирменную розничную сеть (на сегодня это 97 магазинов) и инвестировать в новое производство, которое уже во втором квартале 2017 года должно начать работать, производя новые натуральные молочные продукты под торговой маркой «Белый Медведь».

Мы надеемся, что именно уходящий год принес то количество препятствий и сложностей, преодолев которые мы, став сильнее и получив огромный опыт, сможем начать новый виток роста уже в 2017 году.

Многое из того, что было придумано, инвестировано и запланировано, должно начать реализовываться и приносить плоды уже в наступающем году, а наша ростовская молочная компания «Белый Медведь», постоянно совершенствуясь, продолжит развиваться на качественно более высоком уровне.

Производство табака: рост акцизов и «рекорды» контрафакта

Табачная отрасль уходящем году продемонстрировала падение объемов производства, однако донской производитель смог вырасти в эконом-сегменте. Главной проблемой отрасли стало серьезное увеличение доли контрафакта о общем объеме рынка, рассказал исполнительный директор ЗАО «Донской табак» Сергей Романов.

Исполнительный директор ЗАО «Донской табак» Сергей Романов.

– В 2016 году российский табачный рынок продолжил сокращаться. По предварительным оценкам, в натуральном выражении сокращение составит порядка 7,4% по отношению к 2015 году. Однако в денежном выражении рынок вырастет на 1,8%, что связано с повышением акцизных ставок. В долгосрочной перспективе динамика сокращения зависит от антитабачной политики государства.

Еще один значимый тренд 2016 года – увеличение доли нелегальной продукции до рекордных значений. По разным оценкам, сегодня на контрабандный и контрафактный продукт приходится от 2,2% до 4,4% от общего объема табачного рынка. Нелегальные сигареты продаются примерно в каждой восьмой торговой точке.

ЗАО «Донской табак» входит в табачный бизнес-комплекс многоотраслевого холдинга "Группа Агроком", который объединяет предприятия мясоперерабатывающего, агропромышленного комплекса и другие проекты. «Донской табак» – крупнейший отечественный производитель российского табачного рынка. Доля российского рынка порядка 9,5%. Компания занимает 4 позицию на российском табачном рынке. Компания имеет три производственные площадки: в Ростове-на-Дону, в Переславле-Залесском и в Ксанти (Греция).По данным СПАРК, в 2015г. выручка компании составила 19,7 млрд руб., прибыль – 3 млрд руб.

Несмотря на все сложности, компания «Донской табак» чувствует себя довольно уверенно, увеличивая свою долю на падающем рынке. По нашей оценке мы занимаем сегодня четвертую позицию, конкурируя с транснациональными табачными корпорациями. Бренд «Донской табак» – единственная марка на рынке, которая сегодня показывает рост в экономичном сегменте. 

Мы продолжаем развивать продажи на международных рынках. Сегодня компания присутствует в 26 странах. Ключевыми регионами внешнеэкономической деятельности для нас являются страны постсоветского пространства, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Перспективным проектом 2016 года стало открытие региональных складов с компаниями-партнерами в Сингапуре и ОАЭ.

В 2016 году компания обновила парк оборудования – введены в эксплуатацию две новые современные линии, позволяющие производить продукцию форматов queen-size и superslims.

Говоря о проблемах, нельзя не упомянуть рост теневого рынка из-за роста акцизных ставок. В связи с этим участились случаи обращения потребителей по поводу продукции ненадлежащего качества. Мы предпринимаем меры, однако нелегальный рынок достаточно оперативно реагирует на изменения дизайна – порой визуально отличить подделку просто невозможно. Это факт серьезно влияет на имидж компании.

В планах – дальнейшее развитие компании на российском и экспортном рынке. Следующий год для «Донского табак» – юбилейный. Компании исполняется 160 лет, и это отличный повод для того, чтобы поставить перед собой новые амбициозные цели.

Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров