Метрополис: зачем Кудрин хочет объединить Ростов, Краснодар и Ставрополь
Алексей Кудрин на Совете законодателей 24 апреля заявил о необходимости создания в России шести метрополий. Этот проект, по мнению чиновника, станет отправной точкой для развития связанных между собой регионов.
По словам главы Счетной палаты РФ, в настоящее время наблюдается негативное влияние московской и петербургской метрополий на остальную территорию России. «Нам нужно увеличить горизонтальные связи между субъектами Российской Федерации. Особенно нас интересуют те регионы, где есть крупные центры, которые притягивают и могут дать новое развитие окружающим субъектам Российской Федерации», — заявил Кудрин.
Решение проблемы, по мнению главы Счетной палаты, лежит в развитии крупных метрополий. Помимо московской и питерской, он выделяет Екатеринбург, который будет взаимодействовать с Тюменью и Челябинском; Томск, связанный с Новосибирском, Барнаулом и Новокузнецком; Казань, которая объединится с Самарой и Тольятти. Еще одной метрополией должны стать Ростов, Краснодар и Ставрополь.
Вопрос в деньгах
Как отметил спикер Заксобрания Ростовской области Александр Ищенко, в проекте будущей метрополии Ростов выделен в качестве главного города, к которому примыкают Краснодар и Ставрополь.
«Эта тема нас волнует, мы обсуждаем с федеральным центром, как можно вписать ростовскую агломерацию в контекст этих территорий. Мы рады, что южная метрополия попала в число пилотных. Но здесь важно, какое практическое наполнение будет иметь эта мера, какие реальные преференции получат регионы. Пока на этот вопрос нет четкого ответа», — рассказал Ищенко РБК Ростов.
Спикер Заксобрания Ростовской области также пояснил, что на территории шести метрополий, предложенных Кудриным, будут заложены «точки промышленного роста с выстраиванием новой архитектуры коммуникаций».
«Ключевой вопрос для нас — это развитие инфраструктуры, снятие реальных сложностей, которые есть. Например, у нас между Ростовом и Краснодаром хорошая федеральная трасса «Дон», а если поехать из Ростова в сторону Ставрополя, дорога хуже. Переход на отношения в виде метрополии позволил бы нам предложить сделать трассу Ростов-Ставрополь федеральной и привести ее в порядок. В любом случае: для того, чтобы планировать и о чем-то говорить, необходимо понимать, какой объем средств готова вложить в метрополии федерация», — добавил Ищенко.
Автор Telegram-канала «Красный Сион», публицист Павел Пряников считает, что глава Счетной палаты РФ под южной метрополией подразумевает создание территории опережающего развития на основе трех регионов.
«Для жителей трех регионов это означает дополнительное подключение к различным ФЦП, а также льготному режиму для бизнеса. Сейчас две главные проблемы России — это дефицит денег и переизбыток некомпетентных кадров. Надеюсь, новый формат жизни хотя бы частично решит эти две проблемы, особенно самые вопиющие случаи, вроде как это было с бандой Цапков на Кубани», — рассказал он.
По словам эксперта, создание метрополии может помочь с практической работой в регионах. «Например, это развитие приоритетных видов бизнеса, кадры и база для которых уже есть в регионах — виноделие, аквакультура, всесезонный и лечебный туризм, развитие логистики (в том числе портовой). Конечно, развитие строительного бизнеса и приоритетное переселение в макрорегион по программе выезда людей с Севера. Конкретно для простых людей все это может привести к повышению качества управления и уровня жизни, строительству новых дорог и инфраструктуры, к новым и современным рабочим местам», — добавил он.