Ростов-на-Дону, 25 ноя 2014, 15:34

Рынок автокредитов на Юге упал вслед за продажами машин

В Ростовской области и Краснодарском крае по итогам 9 мес. 2014г. в сравнении с аналогичным периодом 2013г. число выданных банками автокредитов снизилось в среднем на 30%. Кроме того, по данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», Кубань и Дон вошли в число субъектов РФ с самым высоким процентом задолженности по автокредитам.
Читать в полной версии
Фото: peugeot-world.ru

Не время для кредитов

По данным «Секвойя Кредит Консолидейшн», с января по октябрь 2014г. российские банки выдали не более 675 тыс. автокредитов, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В рублевом выражении объем займов на покупку автомобилей в среднем по России сократился на 10%, до 369,2 млрд руб. Если макроэкономическая ситуация в стране в ближайшее время существенным образом не изменится в положительную сторону, говорят в агентстве, доля кредитных автомобилей продолжит снижаться и уже в 2015г. падение составит 30-35%.

По оценкам представителей банков, ситуация на юге России соответствует общероссийскому тренду. «Наибольшее количество кредитных заявок на приобретение автомобиля у нас было в 4 квартале 2013г. и в первом квартале 2014г. - в период активной работы программы государственного субсидирования части процентной ставки на приобретение автомобилей, произведенных на территории РФ. Количество запросов на автокредит уменьшилось во 2-3 квартале 2014г. Причины выявить достаточно сложно, но одна из них - безусловно, прекращение программы субсидирования», - рассказали ИА «РБК-Юг» в КБ «Центр-Инвест» (работает на территории Ростовской области и Краснодарского края).

По словам заместителя управляющего региональным операционным офисом «Ростовский» ВТБ24 Татьяны Марченко, за 9 месяцев 2014г. банк выдал в Ростовской области автокредитов на сумму 592 млн руб., что составляет лишь половину от показателей того же периода 2013г.

«Помимо прекращения действия госпрограммы субсидирования процентных ставок, которая была серьезным подспорьем для рынка в прошлом году, причины падения мы видим как в перенасыщении авторынка и рынка автокредитования, так и в нестабильной макроэкономической ситуации в стране. Рынок автокредитования напрямую связан с рынком продаж новых автомобилей, который падает уже второй год», - пояснила Марченко.

По словам директора центра автокредитования филиала ВТБ24 в Краснодаре Ирины Бахровой, за 9 месяцев 2014г. на Кубани банк выдал автокредитов на 1,8 млрд руб., что на 27% меньше, чем за тот же период 2013г. «Это сопоставимо со среднерыночным снижением продаж в данном сегменте - по разным оценкам, от 20 до 30%. При этом мы наблюдаем в Краснодарском крае рост продаж автомобилей за наличный расчет как жителям края, так и вновь образованного Крымского федерального округа», - рассказала она.

О снижении интереса к автокредитованию говорят и автодилеры юга России. Как рассказали ИА «РБК-Юг» в «ААА Моторс», за январь-сентябрь 2014г. кредитные продажи компании в Ростовской области и Краснодарском крае снизились до 32% (с 37% в 2013г). Помимо названных выше причин падения автокредитования, в компании упомянули ужесточение банковских требований к заемщикам, а также повышение (на 1,5-2,5%) ставок по автокредитам.

«Мы также констатируем падение спроса на автокредиты в Ростовской области и Краснодарском крае. Это естественно следует за общим снижением продаж на автомобильном рынке в нынешнем году», - рассказали ИА «РБК-Юг» в компании "КЛЮЧАВТО".

Попытка отыграть падение

Впрочем, и банки, и автодилеры юга РФ отмечают, что в последние месяцы спрос как на покупку новых автомобилей, так и на услуги автокредитования растет. Это связано с желанием купить машину по «старой» цене в преддверии роста ее стоимости из-за падения курса рубля, а также возобновлением программы утилизации автотранспорта.

«В IV квартале 2014г. прогнозируется небольшой рост по автокредитованию относительно III квартала 2014г., но по сравнению с IV кварталом прошлого года рынок вновь продемонстрирует отрицательный результат. На данный момент практически все дилеры продают машины с минимальной наценкой, дабы удержать клиентов», - говорит Ирина Бахровая.

В любом случае, по словам директора ООО «КЛЮЧАВТО-ФИНАНС» Елены Копниной, брать автокредиты выгодно именно сейчас. "Банковские предложения существенно лучше, чем в кризисные 2008-2009гг., а уверенности в том, что в ближайшей перспективе ставки по автокредитам не вырастут еще больше, нет ни у кого", - отмечает Елена Коптина.

Кредиты надо еще и возвращать

Просроченная задолженность в сегменте автокредитования, по оценкам «Секвойя Кредит Консолидейшн», продолжает увеличиваться. На 1 ноября 2014г. в среднем по России просрочка составила 56,73 млрд руб., рост с начала года – более 35%. По итогам года данный показатель может составить около 59 млрд руб., что будет означать ее годовой прирост в размере 40,4%. Это рекордное увеличение за последние 3 года – в период 2012-2013 г.г. ежегодный рост просрочки не превышал 25%.

В Краснодарском крае и Ростовской области процент задолженности выше, чем в остальных регионах. Среди проблемных регионов числятся также Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Новосибирская область, Самарская область, Тюменская область, Пермский край и Республика Татарстан.

Причин роста просрочки несколько. В первую очередь это ухудшение финансового положения населения (реально располагаемые доходы населения выросли за год всего на 0,6% при росте инфляции 8%). Увеличилась и доля граждан, обслуживающих одновременно несколько кредитов.

Ухудшение платежеспособности населения в этом сегменте кредитования подтверждается и сроком выхода на первую просрочку.В «Секвойя Кредит Консолидейшн» отмечают, что, если год назад проблемный заемщик переставал обслуживать кредит за купленный автомобиль в среднем через 24,4 месяца (или 2 года), то сейчас этот показатель снизился до 14,9 месяца (или 1,2 года).

«Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012-2013 года, когда банки следовали более либеральной политике выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось», - поясняет президент «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева.

Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist