Ростов-на-Дону, 27 фев 2015, 16:47

Кризис заставил фэшн-ритейл Кубани и Дона забыть о прибыли

Падение покупательской способности в фэшн-ритэйле по некоторым группам товаров в 2015г. будет доходить до 30%, считают участники рынка в Краснодарском крае и Ростовской области. Чтобы не потерять клиентов и удержаться на рынке, продавцы готовы снижать собственную маржу, работая «в ноль» или даже в убыток.
Читать в полной версии
Фото: Обувь России

Ажиотажный спрос декабря 2014г. не обошел стороной и торговые центры, расположенные в Краснодарском крае и Ростовской области. Ослабление рубля сыграло на руку магазинам, торгующим одеждой и предметами роскоши. «В декабре сложившаяся на рынке ситуация предоставила российским потребителям перед Новым годом широкий ассортимент товаров, по ценам и возможности выбора интереснее, чем в Европе или Америке», - прокомментировала операционный Директор Группы компаний «ДжамильКо» (Галерея «Астор», Ростов-на-Дону) Кира Балашова, добавив, что население поспешило этим воспользоваться.

Всплеск продаж в конце прошлого года был заметен как в массовом, так и в премиальном сегментах. Покупатели стремились вложить дешевеющие рубли в бытовую технику и в предметы роскоши (в гораздо меньшей степени — в одежду). Однако такой ажиотаж обрадовал далеко не всех продавцов. «Этот всплеск отозвался некоторым снижением продаж в начале этого года уже хотя бы потому, что цикл заказа и транспортировки новых партий товаров занимает от нескольких недель до полугода», - пояснил управляющий ТРК "Сити Центр" Андрей Егоров.

Уже в начале 2015г. практически весь сектор рынка ощутил спад покупательского спроса и снижение объемов продаж. «В январе наблюдалось заметное снижение продаж в сегментах, в которых они росли в декабре. Продажи просели на 20-30% по отношению к январю прошлого года», - рассказал коммерческий директор «ТПС Недвижимость» (ТРЦ «Галерея», Краснодар) Алексей Ванчугов. Исключением стала только одежда (но она не показывала чемпионского роста и в декабре). По разным операторам спад продаж в январе составил 15-20%. «Это, конечно, тоже немало, но заметно лучше ожиданий аналитиков, которые прогнозировали падение в диапазоне 20-30%», - считает Ванчугов.

Стоит отметить, что фэшн-ритейл в декабре-январе больше других розничных рынков пострадал от ослабления рубля, так как отрасль наиболее зависима от курсов валют. «Практически все поставки товара осуществляются в валюте, а те ритэйлеры, которые являются производителями продукции и фабрики которых находятся в России, сырьё закупают за рубежом, а значит за валюту», - отметил председатель правления ОАО "Инпром-Эстейт" Игорь Коновалов (ТЦ «Мармелад», Таганрог).

Закупочные цены ритейлеров выросли пропорционально курсам доллара и евро, то есть практически в 2 раза, розничные же цены со стороны операторов увеличились по отдельным позициям на 20-30%. «Путем нехитрых вычислений можно прийти к выводу, что потребитель в полной мере не компенсирует рост закупочных цен. Сегодня, по утверждению самих операторов, они работают или в убыток, или на уровне нуля, просто сохраняя свое присутствие на рынке», - подчеркивает Ванчугов.

Понимая, что полностью перекладывать затраты на покупателей будет себе дороже, ритейл уже начал искать возможности сокращения собственных издержек. При этом у розничных магазинов вполне есть, куда «ужиматься», уверены участники рынка.

«Во-первых, многие компании-поставщики идут на некоторые уступки своим локальным партнерам предоставляя небольшие (10-15%) скидки на закупку коллекций. Во-вторых, часть коллекций весенне-летнего сезона 2015 года была оплачена ритейлерами еще ранней осенью прошлого года по вполне разумному курсу. В-третьих, стоимость сопутствующих затрат ритейлеров на территории России (персонал, коммунальные услуги, налоги, частично транспортировка и аренда) пока остается на прежнем уровне», - отмечает Егоров.

Навстречу ритейлу уже пошли и арендодатели — крупные торговые центры. Они отмечают, что основной политики продаж в 2015 году станет построение девелоперами и управляющими эффективных арендных отношений с ритейлерами. «Торговые центры будут массово переходить на арендную плату с процента с товарооборота, что на практике означает прямую зависимость величины прибыли собственника от прибыли арендаторов», - говорит Ванчугов.

При этом ритейлеры ожидают по итогам года снижения покупательской способности примерно на 30%. Однако даже с учетом максимальной оптимизации это не должно нанести серьезного ущерба самой отрасли, полагают эксперты.

«Наиболее сильные бренды останутся со своими клиентами. Это компании, которые смогут обеспечить покупателю привлекательные предложения с точки зрения ассортимента, качества изделий и ценообразования», - уверена Балашова.

«Рынок премиального и люксового сегментов сейчас в основном укомплектован игроками с большим опытом работы, наработанной клиентской базой и с тесными, доверительными отношениями с поставщиками. Уверен, что грамотная работа с затратами и постоянными клиентами позволит большинству операторов спокойно перенести очередной экономический кризис», - согласен с коллегой Егоров.

При этом он подчеркивает, что ни о какой существенной прибыли или заметном развитии операторов сейчас и речи быть не может. Вероятней всего, рынок по итогам 2015г. недосчитается нескольких игроков, начавших работу совсем недавно, либо работающих где-то на стыке премиального и среднего сегмента. Но это будут единичные случаи, уверен эксперт.

Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м